Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Айти-Вектор" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской федерации (далее - Заказчик) при Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автоматизированных рабочих мест для работы с персональными данными для Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100000718000039) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе;
2. В документации об Аукционе установлены требования к товару "Автоматизированное рабочее место для работы с персональными данными" (далее - АРМ), которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, а именно ООО "Депо Электроникс".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 31.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 263 819 850 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.08.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 23.08.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 13.08.2018 N РД1, а именно:
Вопрос: "АРМ должен функционировать от встроенного в его корпус источника питания и обеспечивать функционирование не менее 30 минут при прекращении подачи питания от электрической сети;" выполняться с помощью съемных аккумуляторов? Должны ли быть данные аккумуляторы встроены в корпус АРМ?".
Ответ: "В соответствии с п.п. 2 п. 5 раздела III Описание объекта закупки аукционной документации "...АРМ должен функционировать от встроенного в его корпус источника питания и обеспечивать функционирование не менее 30 минут при прекращении подачи питания от электрической сети".
Таким образом, источник питания, обеспечивающий функционирование не менее 30 минут при прекращении подачи питания от электрической сети, является встроенным. Требований о съёмных или несъёмных элементах не предъявляется".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 2 технического задания документации об Аукционе установлено требование к АРМ о необходимости функционирования от встроенного в корпус источника питания и обеспечения функционирования не менее 30 минут при прекращении подачи питания от электрической сети, вместе с тем, требования о съемных или несъемных элементах в документации об Аукционе не установлено, при этом вышеуказанные разъяснения представлены Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к товару АРМ, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя ООО "Депо Электроникс".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Техническое задание документации об аукционе содержит требования к АРМ, в том числе требование о том, что АРМ должен функционировать от встроенного в его корпус источника питания и обеспечивать функционирование не менее 30 минут при прекращении подачи питания от электрической сети, а также должен быть установлен минимум один вычислитель с базовой тактовой частотой не менее 2.9 ГГц, имеющий не менее двух ядер, не менее двух потоков и объем кэш-памяти не менее 3 Мбайт.
На заседании Комиссии Заявителем представлены графические изображения информации, согласно которым АРМ ЮГРА (производитель ООО НТЦ "Электрон-Сервис") функционирует от встроенного в корпус блока питания и обеспечивает функционирование не менее 30 минут при прекращении подачи питания от электрической сети. Вместе с тем, тактовая частота процессора 2,7 ГГц. Кроме того, согласно пояснениям Заявителя, АРМ "Таволга" (производитель АО "Т-Платформы") обеспечивает до 20 минут автономной работы и оснащен процессором с тактовой частотой 2,1-3,3 ГГц, что не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные характеристики установлены в соответствии с потребностью Заказчика и представили письма в адрес Фонда социального страхования от ООО НТЦ "Электрон-Сервис" (исх. от 22.06.2018 N ЭС-129/18) и АО "Т-Платформа" (исх. от 22.06.2018 N 314/18), согласно которым указанные производители сообщают о готовности поставить АРМ с характеристиками, установленными в техническом задании документации об Аукционе.
Также представители Заказчика представили информацию, размещенную на сайте производителя АО "Т-Платформы", что АРМ "Таволга" обеспечивает до 30 минут автономной работы, что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, в которых содержатся сведения о различных товарных знаках предлагаемого к поставке АРМ.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначным образом подтверждающих, что установленные в техническом задании документации об Аукционе требования к товару АРМ соответствуют только продукции производителя ООО "Депо Электроникс" и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 17.08.2018 по делу N 18/44/105/1047 в действиях Заказчика выявлены нарушения:
- пункта 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к составу заявок на участие в Аукционе.
На основании вышеуказанного решения Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать противоречивые требования к конкретным показателям товара АРМ, установленным в техническом задании документации об Аукционе.
Срок исполнения предписания от 17.08.2018 по делу N 18/44/105/1047 31.08.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Айти-Вектор" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 17.08.2018 по делу N 18/44/105/1047, предписание по настоящему делу об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 17.08.2018 по делу N 18/44/105/1047 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.