Во исполнение поручения подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (пункт 3 раздела V протокола заседания подкомиссии от 09 сентября 2016 г. N 7) приказываю:
утвердить прилагаемые результаты работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2016 год.
Министр |
Д.В. Мантуров |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 07 июня 2017 г. N 1779
Результаты работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2016 год
См. результаты работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2017 г., утвержденный приказом Минпромторга России от 10 апреля 2018 г. N 1350
I. Общие положения
1. Направления обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках осуществления лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия (далее - лицензионный контроль) проводились по двум направлениям:
правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора);
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
2. Нормативные акты, регулирующие контрольно-надзорную деятельность.
К нормативным правовым актам, регулирующим отношения, возникшие в ходе осуществления Минпромторгом России лицензионного контроля, относятся:
Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155 "О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок).
II. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
3. Виды и формы исполнения государственного контроля (надзора).
Лицензионный контроль проводился в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных или выездных проверок.
4. Правовые основания исполнения государственного контроля (надзора).
Правовые основания исполнения лицензионного контроля закреплены в статье 19 Федерального закона N 99-ФЗ:
представление в Минпромторг России от соискателя лицензии или лицензиата заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
ежегодный план проведения плановых проверок, разработанный в установленном порядке и утвержденный Минпромторгом России;
истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Минпромторгом России предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
поступление в Минпромторг России обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ;
наличие ходатайства лицензиата о проведении Минпромторгом России внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Минпромторга России;
наличие приказа Минпромторга России, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Срок исполнения государственной функции.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ продолжительность каждой проведенной проверки (от даты начала проверки до даты составления акта по результатам проверки) не превышала 20 (двадцати) рабочих дней.
В ходе проведения плановых выездных проверок оснований для продления срока, предусмотренных частью 3 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, не возникало.
В отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий проверки не проводились.
6. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий).
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), связанных с исполнением лицензионного контроля, регулируются Федеральным законом N 99-ФЗ и Федеральным законом N 294-ФЗ. Административные процедуры состоят из:
планирования проведения проверки;
принятия решения о проведении проверки;
проведения проверки;
оформления результатов проверки;
принятия мер по результатам проверки.
Основанием для планирования проведения плановой проверки лицензиата служит формирование Минпромторгом России ежегодного плана проведения плановых проверок в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ, частью 9 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ и Правилами подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок.
При этом критериями для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок служили следующие основания:
истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии;
истечение трех лет:
со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Планирование внеплановых проверок осуществлялось в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а именно:
представление в Минпромторг России заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии;
истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Минпромторгом России предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
поступление в Минпромторг России обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ;
наличие ходатайства лицензиата о проведении Минпромторгом России внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Минпромторга России;
наличие приказа (распоряжения), изданного Минпромторгом России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Проект приказа о проведении проверки подготавливался Департаментом реализации конвенционных обязательств Минпромторга России (далее - Департамент) при наступлении установленных законодательством оснований и по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в который включались следующие сведения:
наименование органа государственного контроля;
фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;
наименование соискателя лицензии (лицензиата), в отношении которого проводится проверка, его места нахождения и места фактического осуществления им деятельности;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля;
перечень документов, представление которых соискателю лицензии (лицензиату) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
По результатам принятия решения о проведении проверки уполномоченными должностными лицами Департамента в адрес субъектов проверки направлялись уведомления о проведении проверки:
при проведении плановой проверки - не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа Минпромторга России о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
при проведении внеплановой выездной проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Лицензионный контроль проводился в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ, с учетом ограничений при проведении проверки, предусмотренных статьей 15, и с соблюдением прав субъектов проверки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ.
Результатом проверок, проводимых должностными лицами Департамента, является составленный акт проверки по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю или уполномоченному лицу соискателя лицензии (лицензиата) под расписку об ознакомлении с актом проверки.
В случаях проведения документарных проверок по месту нахождения Минпромторга России акт проверки направлялся заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемся в деле Минпромторга России.
Меры, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ, должностными лицами Минпромторга России, по результатам проведения лицензионного контроля, не применялись.
Информация об организации, проведении, результатах проверки и мерах, принятых по результатам проведенной проверки, вносится должностным лицом Департамента в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в порядке и сроки, установленные Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415.
III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
7. Предметом соблюдения обязательных требований является соблюдение соискателями лицензии (лицензиатами) обязательных лицензионных требований, предусмотренных пунктами 3, 4 Положения о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155 "О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия" (далее - Положение), к которым относятся:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата):
юридического лица - в штате квалифицированных специалистов, заключивших трудовой договор, прошедших специальную подготовку для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием";
индивидуального предпринимателя - профессиональной подготовки, специальной подготовки для выполнения им заявленных работ (услуг) при условии соответствия его требованиям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием";
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля, необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности;
г) наличие у лицензиата допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а для юридических лиц также наличие допуска к проведению работ (оказанию услуг) с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
д) наличие у лицензиата средств противохимической защиты, включая средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, и их соответствие установленным требованиям;
е) обеспечение лицензиатом готовности к применению сил и средств по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ (оказании услуг) по хранению и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий в соответствии с требованиями Федерального закона "Об уничтожении химического оружия";
ж) наличие у лицензиата системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия";
з) соблюдение лицензиатом технологического порядка уничтожения химического оружия, включая прием-передачу химического оружия с объекта по хранению химического оружия на объект по уничтожению химического оружия, в соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия";
и) обеспечение лицензиатом контроля и учета химического оружия при проведении работ по его хранению и уничтожению в рамках государственной системы учета и контроля особо опасных материалов;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
л) соблюдение соискателем лицензии требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, а для юридических лиц также требований по выполнению мероприятий в области защиты государственной тайны в части противодействия иностранным техническим разведкам в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
Общее количество подконтрольных юридических лиц, имеющих действующую лицензию на осуществление деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, - 53.
В 2016 году в отношении юридических лиц проведено 13 проверок, в том числе:
в соответствии с утвержденным Министром промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуровым 29 октября 2015 г. планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год проведено 4 плановых проверки (3 - документарные и 1 - выездная);
внеплановых проверок, связанных с заявлениями юридических лиц о предоставлении (переоформлении) лицензии, проведено 9:
по заявлениям о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по хранению и уничтожению химического оружия проведено 4 документарные проверки соискателей лицензий;
по заявлениям о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по хранению и уничтожению химического оружия проведено 5 документарных проверок лицензиатов.
Количество рассмотренных заявлений о переоформлении лицензии, по которым приняты решения об отказе в переоформлении лицензий - 0.
Досрочно прекращено действие лицензий - 0.
При проведении проверок юридических лиц в 2016 году не выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия. В этой связи предписаний не выдавалось.
Жалоб, связанных с проведением лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, не поступало.
Контроль по досудебному обжалованию в Федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных услуг, ведется постоянно.
Рассмотрено 5 заявлений, по которым предоставлено, в установленные законодательством Российской Федерации сроки, 5 выписок из реестра лицензий.
8. Типичные нарушения обязательных лицензионных требований и меры, принимаемые Минпромторгом России.
Типичными нарушениями обязательных лицензионных требований являются нарушение соискателями лицензии (лицензиатами) требований, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 Положения, и представление в нарушение частей 1, 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности по хранению и уничтожению химического оружия.
В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частями 1, 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ, и (или) документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии направлялось соискателю лицензии (лицензиату) уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Срок устранения нарушений - 30 дней с момента получения ими уведомления.
По 14 заявлениям о предоставлении и переоформлении лицензии в 2016 году было выдано 8 уведомлений о выявленных нарушениях.
9. В целях предупреждения данных нарушений утвержден приказ Минпромторга России от 30 марта 2017 г. N 970 "Об организации работы в Департаменте реализации конвенционных обязательств по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия" (далее - приказ N 970).
В целях организации в Минпромторге России работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия приказом N 970 утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия на 2017-2019 годы.
Профилактические мероприятия проводятся в следующих видах и формах:
размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.minpromtorg.gov.ru приказа Минпромторга России от 28 октября 2016 г. N 3847 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия и порядка ведения указанного перечня";
информирование лицензиатов по вопросам соблюдения обязательных лицензионных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных лицензионных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных лицензионных требований - подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия и размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.minpromtorg.gov.ru соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных лицензионных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься лицензиатами в целях недопущения таких нарушений;
выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных лицензионных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
10. Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в рамках лицензионного контроля не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 июня 2017 г. N 1779 "Об утверждении результатов работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2016 год"
Текст приказа официально опубликован не был