Постановление Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 78-АД18-12
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Деловые Линии" (далее - ООО "Деловые Линии", Общество) Ткаченко Л.М. на вступившие в законную силу постановление врио заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 28 сентября 2017 года N 18810078150013957713, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 6 февраля 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2018 года, вынесенные в отношении ООО "Деловые Линии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением врио заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 28 сентября 2017 года N 18810078150013957713, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года, решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 6 февраля 2018 года и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2018 года, ООО "Деловые Линии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник ООО "Деловые Линии" Ткаченко Л.М. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Как следует из норм, содержащихся в части 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и частях 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Как следует из материалов дела, 17 августа 2017 года в 11 часов 00 минут при получении весовых параметров в г. Кемерово на автодороге Сибирь Р-255,246 км трассы Новосибирск-Иркутск установлено превышение нагрузки на ось, а именно фактическая нагрузка на вторую ось составила 10 420 кг при допустимых 10 000 кг. Правонарушение зафиксировано в акте N 001399 от 17.08.2017 о превышении транспортным средством "Вольво" государственный регистрационный знак ..., с полуприцепом "Ламберет кнорр" государственный регистрационный знак ..., под управлением водителя Б. (л.д. 44-46).
В соответствии с транспортной накладной N 2444 от 16.08.2017 грузоотправителем является ООО "Деловые Линии" (л.д. 49).
В жалобе защитник ООО "Деловые Линии" указывает на нарушение правил территориальной подведомственности при проведении административного расследования и рассмотрении дела, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения Общества к административной ответственности и является основанием для отмены постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Данный довод состоятельным признать нельзя.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Деловые Линии" находится в городе Санкт-Петербурге по ул. Бронницкая, д. 30 лит. А, по указанному адресу Общество состоит на регистрационном и налоговом учете.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в подпункте "з" пункта 3 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Исходя из установленных обстоятельств должностным лицом и судебными инстанциями правомерно сделан вывод, что действия Общества, которые образуют состав административного правонарушения, выразились в поручении им как грузоотправителем выполнить погрузку по определенному адресу. При этом Общество действует по своему месту нахождения, независимо от того, где и кем осуществлялись фактические действия по погрузке товара. Согласно учредительных документов Общество находится в городе Санкт-Петербурге, адрес Общества указан в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения о наличии у Общества обособленных подразделений учредительные документы не содержат, в сопроводительном письме от 27.09.2017 г. защитник Общества Ткаченко Л.М. указал, что должностного лица, ответственного за погрузку грузов в обособленном подразделении г. Новосибирска ООО "Деловые Линии" не имеет.
Таким образом, ООО "Деловые Линии" несет ответственность как лицо, осуществившее погрузку в транспортное средство, и действует по своему месту нахождения, что свидетельствует о правомерности проведения административного расследования и рассмотрения дела по месту нахождения Общества, которое является местом совершения правонарушения.
Каких-либо сведений и доказательств, которые могли бы свидетельствовать о невозможности со стороны Общества осуществлять контроль за соблюдением допустимой нагрузки на ось транспортного средства и выполнением соответствующих требований закона, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Деловые Линии" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод основан на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ООО "Деловые Линии" по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление врио заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга от 28 сентября 2017 года N 18810078150013957713, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 6 февраля 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2018 года, вынесенные в отношении ООО "Деловые Линии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО "Деловые Линии" Ткаченко Л.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 г. N 78-АД18-12
Текст постановления официально опубликован не был