Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года N 62/9-6 "О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия)" по апелляционной жалобе избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия)" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС N 1366-V "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года N 62/9-6 зарегистрирован республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия)".
Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным иском об отмене вышеуказанного постановления о регистрации республиканского списка кандидата по основанию его вынесения в нарушение пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) ввиду превышения допустимого количества недостоверных и недействительных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
В обоснование заявленных требований Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) сослалась на то, что из 3482 подписей избирателей, представленных 23 июля 2018 года для регистрации вышеуказанного республиканского списка кандидатов, для проверки были отобраны 634 подписи, из которых согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 28 июля 2018 года признаны недостоверными и недействительными 30 подписей (4,73% от выбранных для проверки), а по 244 подписям был направлен запрос 27 июля 2018 в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) на предмет проведения проверки сведений избирателей, выполнивших данные подписи, ввиду выявления в этих сведениях несоответствия данным об избирателях, содержащимся в ГАС "Выборы". Не дождавшись результата проверки подписей, с целью соблюдения десятидневного срока принятия решения о регистрации списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) вынесла вышеуказанное постановление от 1 августа 2018 года N 62/9-6, после чего поступил ответ от 7 августа 2018 года из Управления по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) о недостоверности сведений об избирателях в отношении 141 подписи избирателей, количество которых в совокупности с ранее выявленными 30 недействительными и недостоверными подписями составляет более 10% допустимого в соответствии с действующим законодательством количества соответствующих подписей.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года N 62/9-6 "О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия)".
Названное избирательное объединение обратилось с апелляционной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности, необоснованности, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Республики Саха (Якутия), а также Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) представлены возражения, в которых выражена просьба об оставлении решения суда без изменения.
Избирательное объединение "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия)" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилось.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя названного регионального отделения политической партии.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации данного списка, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится в пункте 2.2 части 10 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, вышеназванное избирательное объединение для регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, помимо необходимых документов предоставило в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) 23 июля 2018 года подписные листы, содержащие 3482 подписи избирателей, из которых рабочей группой для проверки выбраны путем случайной выборки 634 подписи, из которых недостоверными и недействительными признаны 30 подписей (4,73% от выбранных для проверки) на основании заключения Экспертно-криминалистического Центра МВД по Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2018 года N 55 и согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 28 июля 2018 года, а 244 подписи вызвали необходимость проверки сведений об избирателях по ним путем направления запроса 27 июля 2018 года в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) ввиду их несоответствия данным, содержащимся в ГАС "Выборы". Постановление о регистрации названного списка кандидатов было принято Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) 1 августа 2018 года в отсутствие результатов проверки сведений об избирателях по 244 подписям, из которых согласно ответу Управления по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2018 года 141 подпись является недействительной. Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей по результатам проверок составило 174 подписи, что более 10% выбранных для проверки подписей избирателей являлись недействительными и недостоверными, что должно было повлечь отказ в регистрации списка кандидатов вышеназванного избирательного объединения в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что решение о регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия)", принято в нарушение подпункта "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что отсутствие на день вынесения постановления о регистрации списка кандидатов доказательств недействительности 141 подписи исключает возможность признания незаконным и отмены данного постановления, - нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Юридически значимым обстоятельством применительно к данной норме закона имеет наличие обстоятельств, а не их доказательств на момент принятия избирательной комиссией решения о регистрации списка кандидатов. Установленные судом фактические обстоятельства, которые существовали по состоянию на 1 августа 2018 года, то есть на день вынесения оспоренного постановления о регистрации списка кандидатов, свидетельствуют о том, что более 10% (27,4%) отобранных для проверки подписей являлись недействительными и недостоверными. Данные обстоятельства препятствовали регистрации списка кандидатов.
Поскольку по настоящему административному делу предметом административных исковых требований являлось требование об отмене решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, которое рассмотрено судом в данном случае, то довод апелляционной жалобы о том, что надлежало рассмотреть дело по правилам пункта 8 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусматривающего основания отмены регистрации кандидата, нельзя признать состоятельным.
Судом правомерно принят ответ Управления по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) от 7 августа 2018 года как допустимое и достаточное доказательство недействительности 141 подписи в силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) является органом, уполномоченным на предоставление соответствующей информации о достоверности сведений об избирателях, указанных в подписных листах. Ссылки в апелляционной жалобе на неполноту и ненадлежащее оформление запроса, сделанного в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия), по сути, выражают субъективное мнение избирательного объединения о содержании запроса, обязательные требования к которому законодательством не установлены, и не опровергают по существу предоставленные данным органом в ответе от 7 августа 2018 сведения о недостоверности данных об избирателях по 141 подписи. Данный ответ позволяет в полной мере соотнести проверенные сведения об избирателях с соответствующими отобранными для проверки 634 подписями.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи. |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-11
Текст определения официально опубликован не был