1. Отклонение первой части заявки в связи с ее несоответствием инструкции, установленной в документации об аукционе, правомерно.
В Федеральную антимонопольную службу обратился индивидуальный предприниматель в связи, по его мнению, незаконностью действий аукционной комиссии заказчика при проведении последними электронного аукциона.
Служба в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе рассмотрела обращение индивидуального предпринимателя. Однако, прийти к выводу о незаконности действий аукционной комиссии заказчика Комиссии по контролю в сфере закупок не представилось возможным, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать, помимо согласия, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Учитывая изложенное, на основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия заказчика рассматривает первые части заявок на участие в аукционе и принимает решение о не допуске участника электронного аукциона к участию в нем, в том числе в случае несоответствия информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, в рассматриваемом примере Комиссия по контролю в сфере закупок признала действия аукционной комиссии заказчика правомерными.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.08.2018 N 18/44/99/397 (полный текст изготовлен 09.08.2018).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.08.2018.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рубля;
4) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 30.07.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта *** рубля.
Согласно доводу, изложенному в обращении Заявителя, Аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в редакции, действующей на момент размещения документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с приложением N 1 к протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N ****-1 от 24.07.2018 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с непредоставлением информации или предоставлением/установлением недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, а именно:
"Наименование: Пульт управления.
Требование: Габаритные размеры пульта (длина, ширина, высота): не менее 150 мм.
Значение УРЗ с порядковым номером заявки "1": 140х114х25.
Отсутствует наименование страны происхождения товара".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, в том числе установлено: "При указании минимальных и максимальных границ диапазонов возможных значений со словами "не менее" и "не более" границы включаются в диапазоны возможных значений".
Согласно пункту 10 "Пульт управления" приложения 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлен ряд требований к товару, в том числе следующее: "Габаритные размеры пульта (длина, ширина, высота) не менее 150 мм".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Уполномоченного органа, Комиссия установила, что заявка содержит, в том числе следующую информацию: "Габаритные размеры пульта (длина, ширина, высота) 140х114х25 мм".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в составе заявки Заявителя по позиции "Габаритные размеры пульта (длина, ширина, высота)" указано конкретное значение, не соответствующее положениям технического задания и инструкции документации об Аукционе, в связи с чем Аукционной комиссией принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, не представлено доказательств, подтверждающих, что Аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия решила:
Признать довод ИП Б*** не нашедшим своего подтверждения.
2. Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе в обязательном порядке с указанием предмета запроса.
Федеральная антимонопольная служба в ходе осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по обращению заявителя, в числе прочего выявила следующее.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, вопреки указанному, Комиссией по контролю в сфере закупок установлено, что в разъяснения положений документации об аукционе, размещенные Заказчиком в ЕИС, не содержат предмета запроса.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.08.2018 N 18/44/99/394 (полный текст решения изготовлен 08.08.2018).
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, которая по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе приняла неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 10 участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 9 участников Аукциона;
8) требованиям документации об Аукционе, Закона о контрактной системе соответствуют вторые части заявок 3 участников закупки;
9) 26.07.2018 заключен государственный контракт N ****-***-** (номер реестровой записи - ****) с ООО "***" по цене **** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 13.07.2018 N ****-** заявка участника закупки с порядковым номером "***" (Заявитель) признана не соответствующей требованиям документации по следующим основаниям: "на основании п.3 ч.6 ст. 69 Закона 44-ФЗ (Заявка участника, содержащая предложение о поставке картриджей иностранного производства, признается не соответствующей требованиям, установленным п. 14 документации в соответствии с п.3 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подлежит отклонению в порядке, предусмотренном п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 по причине подачи на участие в аукционе не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения и документации о закупке заявок участников, которые содержат предложения о поставке картриджей, производимых на территории Российской Федерации и предлагающих к поставке картриджи разных производителей, а именно: 1) Заявка N ** поданная Обществом с ограниченной ответственностью "***" с предложением о поставке картриджей российского производства марки "***"; 2) Заявка N *** поданная Индивидуальным предпринимателем С*** с предложением о поставке картриджей российского производства марки "***", "***"; 3) Заявка N *** поданная Обществом с ограниченной ответственностью "***" с предложением о поставке картриджей российского производства марки "***")".
Кроме того, Комиссией установлено, что по аналогичным основаниям Аукционной комиссией признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе заявки участников закупки с порядковыми номерами "***", "***", "***", "***", "***".
Пунктом 14 информационной карты документации об Аукционе установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
Согласно пункту 2 Постановления N 968, заявки участников закупки, которые содержат предложения о поставке товаров происходящих из иностранных государств отклоняются заказчиком при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно: 1) содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации; 2) не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
При этом пунктом 7 Постановления N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 968;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 Постановления N 968;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 Постановления N 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления N 968".
На заседании Комиссии установлено, что в составе первых частей заявок на участие в Аукционе участников закупки с порядковыми номерами "***", "***", "***" содержатся предложения о поставке картриджей российского производства марок "***", "***", "***", "***", при этом в составе вторых частей заявок указанных участников представлены сертификаты соответствия, выданные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, и подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов.
Вместе с тем, указанные сертификаты, не являются документами, подтверждающими признание отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 968, при этом, иных документов, подтверждающих факт производства товаров на территории Российской Федерации, предусмотренных положениями Постановления N 968, в составе заявок участников закупки не представлено.
Учитывая, в составе заявок на участие в Аукционе с порядковыми номерами "***", "***", "***" не представлено документов, подтверждающих факт того, что товар произведен на территории Российской Федерации, положения не подлежат применению.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о несоответствии заявки участника Аукциона с порядковым номером заявки "***" (Заявителя), а также заявок участников Аукциона с порядковыми номерами "***", "***", "***", "***", "***" требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку победителем Аукциона признан участник с наименьшим ценовым предложением.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта пеню за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Изучив разъяснения положений документации об Аукционе от 05.07.2018 N ***, от 06.07.2018 N ***, размещенные Заказчиком в ЕИС, Комиссия приходит к выводу, что указанные разъяснения положений документации не содержат предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего предмет запроса в разъяснениях положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе, вступающие в силу с 01.07.2018, в соответствии которыми положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом, пунктом 18.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: 1) при заключении контракта на поставку товара: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к составу заявки на участие в Аукционе не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (в редакции от 01.07.2018).
На основании изложенного, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, в том числе, следующее требование к участнику закупки: "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлен перечень требований к участникам закупки, при этом требование, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в вышеуказанном пункте информационной карты документации об Аукционе отсутствует.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика, установившего требования, предъявляемые к участникам закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, нарушения пункта 11 части 1 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В проекте государственного контракта может быть установлена обязанность исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае признания недействительным ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
ФАС России, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, провела внеплановую проверку. Основанием проведение такой проверки послужило поступление информации о неправомерности установления заказчиком обязанности исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае признания недействительным ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
Рассмотрев указанное обращения, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что довод заявителя не нашел своего подтверждения, в том числе в связи с не явкой представителя заявителя и отсутствием в составе обращения доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Кроме того, Комиссией по контролю в сфере закупок учтено, что в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Иных запретов не установлено.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.08.2018 по делу N 18/44/99/393 (полный текст решения изготовлен 07.08.2018).
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлена обязанность исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае признания недействительным ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
8) 30.07.2018 заключен государственный контракт N *** (номер реестровой записи - ****) с ООО "***" по цене **** рубль.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении срока выполнения работ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 7 информационной карты документации об Аукционе "Начало выполнения работ - с даты подписания Контракта; окончание работ - до 10.12.2018 года включительно. Выполнение работ - в соответствии с календарным планом строительства".
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта установлены сроки выполнения работы, а именно "Начало работ: дата подписания Контракта; Окончание работ: - до 10.12.2018 года включительно".
При этом положениями раздела 6 "Проект организации строительства" проектно-сметной документации об Аукционе установлено следующее: "Строительство объекта вести по окончании отопительного сезона. Так как время строительства нулевого цикла 1 месяц при сроке строительства всего объекта 10 месяцев, то строительные работы ведутся только в теплое время года, до начала отопительного сезона".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что пунктом 2.7. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что изменение цены и объема работ допускается в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1705 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". При этом Государственный заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных Контрактом, в связи с чем, указанные положения документации об Аукционе, а также проектно-сметной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлена обязанность исполнителя предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае признания недействительным ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 16.10. проекта государственного контракта документации об Аукционе, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней предоставить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту на тот же срок и на тех же условиях".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что установленное в проекте контракта условие по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, отвечающим требованиям ГОСТ, а именно:
По позиции 28 "Смеси бетонные и бетон" установлено требование к показателю "Марка бетонной смеси по морозостойкости": "не ниже F200", "соответствие ГОСТ 7473-2010 и бетон по ГОСТ 26633-2015", при этом, ГОСТ 26633-2015 не содержит условного обозначения "F200".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 26633-2015 содержит следующие обозначения в отношении класса и морозостойкости бетона:
"По показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: B3,5; B5; B7,5; B10; B12,5; B15; B20; B22,5; B25; B27,5; B30; B35; B40; B45; B50; B55; B60; B70; B80; B90; B100; B110; B120
- по морозостойкости:
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что в заявке на участие в Аукционе по позиции 28 технического задания документации об Аукционе необходимо указать характеристики товара "бетонная смесь", при этом, согласно пункту 4.3. ГОСТа 7473-2010 "условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с пунктом 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта".
Кроме того, Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что пунктом 4.3 указанного ГОСТ установлены примеры условных обозначений, содержащие, в том числе обозначение "F200".
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших указанные требования в документации об Аукционе, не противоречат положениям ГОСТ.
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к показателю "Номинальная ширина" товара "Пиломатериалы", а именно "не 75", поскольку, в соответствии с положениями ГОСТ 18288-87 указать конкретные значение ширины необрезного материала невозможно.
Пунктом 18 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Пиломатериалы. Вид пиломатериалов должны быть доски необрезные. Номинальная толщина: 25; 32; 40. Номинальная ширина не 75 мм".
Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что, согласно пункту 21 таблицы 1 ГОСТа 18288-87 "Доска - Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины". Таким образом, установление в документации об Аукционе требований к ширине не 75 мм при номинальной толщине 25; 32; 40 не противоречит положениям ГОСТа и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил и в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших указанное требование в документации об Аукционе, не противоречат положениям ГОСТ.
Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товару по позиции 54 "Трубы гофрированные" по показателям "Диапазон рабочих температур", "Климатическое исполнение".
Пунктом 54 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Трубы гофрированные. Диапазон рабочих температур должен быть не менее - 25 °C +60 °C. Климатическое исполнение УХЛ 2. Соответствие ГОСТ 15150-69".
При этом, согласно положениям указанного ГОСТ, для климатического исполнения УХЛ 2 предусмотрены пределы рабочих температур от - 60 °C до +40°C.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным представить в составе заявки установленную документацией об Аукционе характеристику товара с учетом необходимости ее соответствия ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 78 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования в отношении товара "Прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени": "Диапазон рабочих температур не не менее 35 - 99 °С".
При этом, Уполномоченным органом не представлено доказательств и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом установлены требования к описанию товара "Прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени", позволяющие участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к товару, используемому при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (примечание) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт".
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом также установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом в извещении о проведении Аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом установлены две группы работ, предусмотренных примечанием Постановления Правительства N 99.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе к участникам Аукциона ненадлежащим образом установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, а именно не установлена группа работ, в отношении которых требуется подтверждение опыта выполнения работ участником закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
В пункте 41 информационной карты документации об Аукционе, установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
При этом, приложением N 3 к описанию объекта закупки документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает весь перечень возможных видов работ, установленный Постановлением Правительства N 570.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, установленные в документации об Аукционе, не предусмотрены техническим заданием документации об Аукционе, например: "Устройство туннелей", "Устройство дорожной одежды автомобильных дорог", "Устройство верхнего строения железнодорожного пути".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе содержат разночтения в отношении видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств в соответствии с Постановлением Правительства N 570, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 09.07.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, а именно:
Вопрос:
"В Разделе 2 "Описание объекта закупки" в Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ по позиции 18. Пиломатериалы Заказчик установил следующее: Номинальная длина 4_6,5 м Номинальная толщина: 25; 32; 40 мм Номинальная ширина не 75 мм.
ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" регламентирует только ширину узкой пласти.
П.3 Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин: от 16 до 50 мм не менее 50 мм; от 60 до 100 мм не менее 60 мм; от 125 до 300 мм не менее 0,6 толщины.
Ширина пласти обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками в узком конце должна быть для толщин: от 16 до 50 мм не менее 50 мм; от 60 до 100 мм не менее 60 мм; от 125 до 300 мм не менее 0,7 толщины.
Таким образом, необрезная доска не может иметь точных значений ширины, так как является необрезной, т.е. непрошедшей обработку.
Следовательно, требование Заказчика в части конкретизации "номинальной ширины", "номинальной толщины" противоречит требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе".
Ответ: "_Кроме того, Описание объекта закупки - это отражение проектного решения и потребности Заказчика, согласно технической документации, необходимы доски обрезные со значением тех параметров, которые и установил Заказчик.
Т.е. необходимость поставки именно тех расходных материалов, наименования и характеристики которых указаны в аукционной документации, обоснована объективной потребностью Заказчика, исходя из предмета закупки".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе от 09.07.2018 N РД1 в части указания обрезных досок, вместо необрезных, необходимых для выполнения работ, изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 3 заявки и по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к дополнительным требованиям к участникам закупки пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, а также требованиям, установленным документацией об Аукционе, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет **** рубль, при этом, стоимость исполненного участником контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), то есть в размере **** рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.07.2018 N 10330 заявка единственного участника ООО "***" признана соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1., 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и требованиям документации об Аукционе.
Изучив заявку ООО "***", Комиссия приходит к выводу о том, что в составе заявки ООО "***" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 и документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки ООО "***", соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившимися в ненадлежащем установлении объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем описании характеристик размеров товара N 71 "Морозильник биомедицинский".
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание при заключении контракта по результатам проведения Аукциона установить возможные объемы работ, предусмотренные проектной документации, из числа работ, поименованных в Постановлении N 570 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, документацией об Аукционе и с учетом решения от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880. Срок исполнения предписания от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880 31.07.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, части 5 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 8 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 17.07.2018 по делу N 18/44/105/880 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
5. Передать материалы дела от 02.08.2018 N 18/44/99/393 по нарушениям, указанных в пунктах 3, 4, 5, 7 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.