Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2018 г. N 46-КГ18-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозовой Людмилы Александровны об оспаривании бездействия Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Самарской области, выразившегося в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области материалов о назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи (родителям) Заревина Александра Николаевича по кассационной жалобе Морозовой Л.А. на решение Октябрьского районного суда города Самары от 13 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Морозовой Л.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей Главного управления МЧС России по Самарской области Ватенмахера И.Б., Зуева В.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Морозова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Самарской области об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее - ГУ МВД России по Самарской области) материалов о назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи (родителям) Заревина Александра Николаевича.
В обоснование заявленных требований Морозова Л.А. указала, что является матерью Заревина А.Н., майора внутренней службы, преподавателя-методиста цикла практического обучения Самарского учебного центра федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Самарской области, погибшего 9 сентября 2008 года при исполнении служебных обязанностей. В связи с данным обстоятельством истец имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца с 1 октября 2008 года, однако документы о назначении пенсии кадровым подразделением ГУ МЧС России по Самарской области оформлены и представлены в пенсионный орган только 17 ноября 2016 года.
По мнению Морозовой Л.А., незаконным бездействием административного ответчика нарушено ее право на своевременное назначение пенсии по случаю потери кормильца.
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 13 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 ноября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Самарского областного суда от 15 февраля 2018 года Морозовой Л.А. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения областного суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Морозова Л.А. указывает, что оспариваемым бездействием ГУ МЧС России по Самарской области нарушены ее права на своевременное назначение пенсии по случаю потери кормильца и информирование о наличии мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2018 года дело передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Из пункта "б" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-I) следует, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются на лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц.
В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 названного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 5 названного Закона).
В силу части 2 статьи 30 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-I родители лиц, указанных в статье 1 данного закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 53 упомянутого закона пенсии в соответствии с данным законом назначаются семьям лиц, указанных в статье 1 названного закона, и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что Морозова Л.А. и Заревин Н.В. являются родителями Заревина А.Н., погибшего 9 сентября 2008 года в результате группового несчастного случая при исполнении служебных обязанностей. На день смерти сына указанные лица достигли возраста 50 и 55 лет соответственно, в связи с чем их право на получение пенсии по случаю потери кормильца возникло с 1 октября 2008 года.
С заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца Морозова Л.А. и Заревин Н.В. обратились в кадровое подразделение административного ответчика 8 ноября 2016 года, после чего материал о назначении им пенсии в течение 10 дней был направлен в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Самарской области.
Документы для назначения пенсии по случаю потери кормильца в отдел пенсионного обслуживания поступили из кадрового подразделения 17 ноября 2016 года. С учетом положений статьи 55 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсия назначена Морозовой Л.А. и Заревину Н.В. с 8 ноября 2015 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия бездействия административного ответчика, поскольку материалы для назначения пенсии по случаю потери кормильца кадровым подразделением ГУ МЧС России по Самарской области могли быть оформлены и направлены в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Самарской области только после поступления соответствующего заявления от членов семьи погибшего Заревина А.Н.
Однако судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1), а также установлено, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения (абзац пятый пункта 2).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), определяющая порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей (пункт 1).
В силу пункта 4.1 указанной инструкции работа по пенсионному обеспечению включает в себя своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы), которые обладают необходимыми для этого документами и сведениями, а соответственно должны способствовать достижению цели своевременного назначения пенсий указанным лицам.
Однако данная обязанность административным ответчиком своевременно не была выполнена, несмотря на то, что в его распоряжении имелась информация о причинах гибели Заревина А.Н., а также все сведения на членов семьи погибшего.
Вышеуказанное свидетельствовало о бездействии административного ответчика по информированию родителей погибшего сотрудника и своевременному направлению соответствующих документов в пенсионный орган, что привело к нарушению права на своевременное получение административным истцом пенсии по случаю потери кормильца, которая была назначена родителям погибшего - Морозовой Л.А. и Заревину Н.В. по истечении 8 лет с момента возникновения права у них на ее получение.
При рассмотрении дела судебными инстанциями не учтено, что необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П).
Несвоевременное назначение Морозовой Л.А. полагающихся ей, как матери погибшего сотрудника противопожарной службы, пенсионных выплат ставит ее в неравное положение с другими родителями лиц, также проходивших службу в структурных подразделениях МЧС России и погибших при выполнении своих обязанностей одновременно с ее сыном, которым были назначены такие выплаты, что является недопустимым, не согласуется с принципом социального государства и не отвечает требованиям равенства, справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в сфере социального обеспечения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, вывод судебных инстанций об отсутствии у подразделений МЧС России обязанности без соответствующих заявлений членов семей умерших (погибших) сотрудников противопожарной службы направлять документы для назначения им пенсий в органы МВД России противоречит нормам Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
В судебном заседании кассационной инстанции административный истец указывала также на то, что ею заявлялись требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в не информировании ее о наличии у нее права на получение пенсии по случаю потери кормильца, тогда как суд суждения по нему не высказал.
С учетом изложенного, следует признать, что судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав административного истца.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда города Самары от 13 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 ноября 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2018 г. N 46-КГ18-42
Текст определения официально опубликован не был