Определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2018 г. N 305-КГ18-15707
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 15.08.2018 Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минсельхоз КЧР, министерство) на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2017 по делу N А40-54410/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018 по тому же делу по заявлению министерства к Федеральному казначейству (далее также - казначейство) о признании недействительными предписания от 06.02.2017 N 18-03-02/3 и представления от 06.02.2017 N 18-03-02/5, по заявлению открытого акционерного общества республиканского агропромышленного предприятия "Кавказ-Мясо" (далее - ОАО РАПП "Кавказ мясо", общество) к казначейству о признании недействительным предписания от 06.02.2017 N 18-03-02/3, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Карачаево-Черкесской Республике, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018, решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минсельхоз КЧР ставит вопрос об отмене названных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, казначейством проведена внеплановая выездная проверка Минсельхоза КЧР по вопросу соблюдения условий предоставления ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" субсидии на реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, выделяемые в целях реализации региональной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Карачаево-Черкесской Республике до 2015 года" (далее - региональная программа).
По результатам проверки выявлен ряд бюджетных нарушений, выразившихся в завышении объемов предоставленной обществу субсидии, невыполнении обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению объемов софинансирования мероприятий программы, неосуществлении контроля за целевым использованием ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" средств полученной субсидии.
Министерству выдано предписание от 06.02.2017 N 18-03-02/3, в соответствии с которым указано осуществить возврат предоставленной ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" субсидии в полном объеме в сумме 72 673 310 руб. в доход федерального бюджета; направить ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" требования о возврате средств федерального бюджета, использованных на цели, не соответствующие условиям их получения.
Также в адрес министерства вынесено представление от 06.02.2017 N 18-03-02/5 об устранении допущенных нарушений.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 157, 158, 265, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком распределения и предоставления субсидий из республиканского бюджета на строительство новых, реконструкцию, модернизацию и увеличение производственных мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2011 N 453, Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042, суды нашли обжалуемые предписание и представление соответствующими действующему законодательству, вынесенными в пределах полномочий Федерального казначейства и с соблюдением установленной процедуры.
Установлено наличие в действиях министерства, связанных с предоставлением субсидии ОАО РАПП "Кавказ-Мясо", вмененных нарушений бюджетного законодательства. Так, учтено, что по соглашению о предоставлении субсидии от 16.12.2011 в числе показателей результативности выделенного финансирования, которые обязалось достичь общество, указано увеличение объемов действующего производства не менее чем на 20%. Однако при расчете суммы субсидии использованы иные показатели планируемых объемов расширения производства. При этом пакет документов, представленных обществом для получения субсидии, условия соглашения от 16.12.2011 не содержат однозначных данных, позволяющих достоверно, в предметно-числовом выражении определить объем обязательств, которые приняло на себя общество с получением субсидии, и, соответственно, компенсируемый объем затрат.
В части необеспечения объемов софинансирования из судебных актов следует, что Карачаево-Черкесская Республика обязалась использовать средства федерального бюджета, предоставляемые в целях реализации региональной программы, пропорционально объемам софинансирования, осуществляемого из бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из суммы субсидии, предоставленной ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" за счет средств федерального бюджета, республика не обеспечила установленный уровень софинансирования в размере 76,2%.
Относительно нецелевого использования средств субсидии установлено, что в составе отчета о целевом использовании средств от 16.04.2012 N 115 обществом представлены, в том числе, платежные поручения, товарные накладные, счета-фактуры, договоры на приобретение автотранспорта на общую сумму 6 525 700 руб. К проверке также представлен акт выполненных работ от 30.06.2011 на общую сумму 3 796 696 руб., включающих благоустройство территории общества. Поскольку данные расходы условиями соглашения от 16.12.2011, а также проектной документацией общества по модернизации и реконструкции производства не предусматривались, суды согласились с выводом казначейства о том, что Минсельхозом КЧР не обеспечен надлежащий контроль за целевым расходованием выделенного финансирования.
В кассационной жалобе Минсельхоз КЧР приводит доводы, которые повторяют его позицию по настоящему делу. Доводы являлись предметом рассмотрения судов, всесторонне изучены и мотивировано отклонены, выводы судов отражены в содержании обжалуемых судебных актов. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Сведений о существенном нарушении норм материального и норм процессуального права, повлиявшем на исход судебного разбирательства, которые могли бы явиться основанием для отмены либо изменения судебных актов, доводы жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определила:
отказать Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2018 г. N 305-КГ18-15707 по делу N А40-54410/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8430/18
05.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43458/17
10.08.2017 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36621/17
12.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-54410/17