Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. N 11ПК) (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Стандарт изменен. - Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 11 октября 2019 г. N 15ПК, от 28 января 2020 г. N 1ПК, от 13 марта 2020 г. N 5ПК, от 2 марта 2021 г. N 3ПК, от 18 июля 2023 г. N 8ПК

См. предыдущую редакцию

Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 201
"Предварительный аудит формирования федерального бюджета"
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. N 11ПК)
(с изменениями, утвержденными постановлениями Коллегии Счетной палаты РФ от 29 июня 2018 г. N 8ПК; от 26 марта 2019 г. N 4ПК; от 23 апреля 2019 г. N 6ПК, от 11 октября 2019 г. N 15ПК, от 28 января 2020 г. N 1ПК, от 13 марта 2020 г. N 5ПК, от 2 марта 2021 г. N 3ПК, от 18 июля 2023 г. N 8ПК)

 

1. Общие положения

 

1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета" (далее - Стандарт) разработан в целях проведения Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации") предварительного аудита формирования федерального бюджета.

1.2. Стандарт предназначен для применения его членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета, а также при подготовке заключения на проект федерального закона о федеральном бюджете.

1.3. Целью Стандарта является определение общих требований, правил и процедур проведения Счетной палатой предварительного аудита формирования федерального бюджета.

1.4. Задачами Стандарта является определение:

целей, задач, предмета и объектов предварительного аудита формирования федерального бюджета;

порядка осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета;

порядка взаимодействия между направлениями деятельности Счетной палаты и заинтересованными структурными подразделениями аппарата Счетной палаты при проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета, а также при подготовке заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете;

основных этапов организации и проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета;

примерной структуры заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете.

1.5. При организации и проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, Стандартом, а также другими внутренними нормативными документами Счетной палаты.

1.6. Основные понятия, используемые в Стандарте, соответствуют терминам и их определениям, установленным законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Счетной палаты.

1.7. По вопросам, не урегулированным Стандартом, решение принимается Коллегией Счетной палаты, Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

(в ред. Постановления от 29.06.2018 N 8ПК)

 

2. Цели, задачи, предмет и объекты предварительного аудита формирования федерального бюджета

 

2.1. Предварительный аудит формирования федерального бюджета представляет собой проводимый в соответствии с планом работы Счетной палаты и со Стандартом комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проведению предварительного аудита формирования федерального бюджета в целях подготовки на основе их результатов заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете для представления его палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

2.2. Целями предварительного аудита формирования федерального бюджета являются установление соответствия проекта федерального бюджета законодательству Российской Федерации, а также определение обоснованности его показателей.

2.3. Задачами предварительного аудита формирования федерального бюджета являются проверка и анализ обоснованности показателей проекта федерального бюджета, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования, оценка проекта федерального бюджета как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов, оценка качества прогнозирования доходов федерального бюджета, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

2.4. Предметом предварительного аудита формирования федерального бюджета являются процесс, в том числе деятельность объектов предварительного аудита формирования федерального бюджета при формировании федерального бюджета, и результаты формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу, а также размещаемые в соответствии с пунктом 4 2 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕПБС).

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

2.5. Объектами предварительного аудита формирования федерального бюджета являются:

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

другие федеральные органы исполнительной власти и государственные органы;

Центральный банк Российской Федерации;

иные участники бюджетного процесса (выборочно);

организации, осуществляющие агентские функции по управлению государственным долгом Российской Федерации и долгом иностранных государств перед Российской Федерацией.

2.6. Методами осуществления экспертно-аналитической и контрольной деятельности при проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета являются анализ, обследование, мониторинг и проверка.

 

3. Правила и процедуры осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета

 

3.1. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период следует руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе его статьями 165, 169-192, Правилами составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, графиком подготовки и рассмотрения документов и материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, а также федеральных целевых программ и проектов государственных программ Российской Федерации, ежегодно утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

3.2. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо провести проверку и анализ:

1) параметров прогноза макроэкономических показателей, исходных для составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, качества прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период исходя из анализа нормативно-методической базы макроэкономического прогнозирования, сопоставления фактических показателей социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего финансового года с прогнозными макроэкономическими показателями социально-экономического развития текущего финансового года, очередного финансового года и планового периода.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

Результаты анализа и оценки по указанным вопросам отражаются в подразделе 2 раздела 1 примерной структуры заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - заключение Счетной палаты), представленной в приложении N 1 к Стандарту;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

2) основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, основных характеристик и структурных особенностей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 3 раздела 1 заключения Счетной палаты;

3) проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года, Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденному на заседании Правительства Российской Федерации 22 ноября 2018 года, Стратегическому прогнозу Российской Федерации до 2035 года, одобренному на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 февраля 2019 года, и иным программным документам, реализации поставленных задач.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 4 раздела 1 заключения Счетной палаты;

4) соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в том числе порядка и сроков составления проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, содержания проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, а также размещаемых на ЕПБС, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

Перечень материалов и документов, проектов федеральных законов, представляемых Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также размещаемых на ЕПБС в соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и структурных подразделений Счетной палаты, ответственных за осуществление их анализа, представлен в приложении N 2 к Стандарту.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 5 раздела 1 заключения Счетной палаты;

5) прогноза доходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, качества прогнозирования доходов федерального бюджета, обоснованности и достоверности их объема и структуры, потенциальных резервов увеличения доходов, соответствия прогнозируемых доходов законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, обоснованности и правильности расчетов налоговых и иных доходов.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

При анализе и проверке формирования федерального бюджета в части доходов следует руководствоваться:

статьями 40, 41, 42, 46, 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующими зачисление доходов в федеральный бюджет, виды налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, а также нормативы зачисления указанных доходов в федеральный бюджет;

статьей 47 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей формирование и ведение перечня и реестра источников доходов федерального бюджета;

исключен. - Постановление Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК;

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

статьей 160 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета;

статьей 174 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части сроков внесения и учета в проекте федерального закона о федеральном бюджете положений федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходов федерального бюджета, последствий влияния на доходы федерального бюджета изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 6 заключения Счетной палаты;

6) формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на реализацию государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы), в том числе на реализацию пилотных госпрограмм, национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (далее - национальные проекты) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (далее - федеральные проекты), включая качество формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в программном формате.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

Проверка обоснованности показателей проекта федерального бюджета осуществляется на основе сопоставления данных паспортов госпрограмм (проектов паспортов госпрограмм), представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета:

с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (при наличии сопоставимых показателей);

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

с данными, включенными главными распорядителями средств федерального бюджета в обоснования бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального бюджета, и с данными реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.

В ходе проверки могут использоваться результаты ранее проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проверке исполнения госпрограмм (в том числе результаты оценки, проведенной в соответствии с Методикой оценки реализации государственных программ Российской Федерации в рамках осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета, утвержденной Коллегией Счетной палаты (протокол от 28 февраля 2023 г. N 9К (1614), проверки исполнения национальных и федеральных проектов, а также результаты мониторинга национальных и федеральных проектов.

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК)

Абзац 6 утратил силу. - Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК.

При наличии на момент внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу результатов экспертизы проектов госпрограмм (проектов изменений в госпрограммы), проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению экспертизы проектов государственных программ Российской Федерации, утвержденными Коллегией Счетной палаты (протокол от 22 декабря 2022 г. N 80К (1605), указанные результаты экспертизы используются в ходе проверки и анализа формирования проекта федерального бюджета.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК)

В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности расходов проекта федерального бюджета на основе анализа паспортов (проектов паспортов) госпрограмм, проектов изменений указанных паспортов, включая вопросы проверки и анализа предельных базовых бюджетных ассигнований по госпрограммам, представлены предложения по оптимизации бюджетных расходов.

Результаты проверки указанных вопросов в части госпрограмм отражаются в подразделе 7 раздела 1 заключения Счетной палаты.

Результаты проверки указанных вопросов в части национальных и федеральных проектов отражаются в подразделе 8 раздела 1 заключения Счетной палаты.

Примерная структура подраздела 7, подготавливаемого Сводным департаментом аудита федерального бюджета, и подраздела 8, подготавливаемого Департаментом исследований и методологии, раздела 1 заключения Счетной палаты приведена в приложении N 4 к Стандарту.

(в ред. Постановления Коллегии от 13.03.2020 N 5ПК)

Предложения направлений деятельности Счетной палаты к заключению Счетной палаты в части подраздела 7 раздела 1 представляются в Сводный департамент аудита федерального бюджета в соответствии с примерной структурой предложений в заключение Счетной палаты по форме согласно приложению N 3 к Стандарту.

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

Предложения направлений деятельности Счетной палаты к заключению Счетной палаты в части подраздела 8 раздела 1 представляются в Департамент исследований и методологии в соответствии с примерной структурой предложений в заключение Счетной палаты по форме согласно приложению N 3 к Стандарту в сроки, установленные программой проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий для подготовки заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 13.03.2020 N 5ПК)

Требования к составу информации, содержащейся в предложениях, представляемых направлениями деятельности Счетной палаты для включения в подраздел 7 раздела 1 заключения Счетной палаты, определяются Сводным департаментом аудита федерального бюджета по согласованию с Председателем Счетной палаты;

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

7) полноты отражения, обоснованности и достоверности планируемых расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, включая вопросы проверки и анализа:

планирования расходов федерального бюджета по непрограммным направлениям деятельности;

предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по непрограммным направлениям деятельности;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления от 29.06.2018 N 8ПК)

обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;

реестра расходных обязательств Российской Федерации;

бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями;

бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания;

формирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий, в том числе в виде имущественного взноса, и бюджетных инвестиций государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, а также иным юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и унитарными предприятиями;

(в ред. Постановления от 29.06.2018 N 8ПК)

формирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств;

планирования бюджетных ассигнований на обеспечение функций федеральных государственных органов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и методических документов;

расходов федерального бюджета по государственным контрактам, обоснованности бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.

При рассмотрении указанных вопросов необходимо провести оценку планируемых расходов проекта федерального бюджета и с учетом результатов ранее проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий выявить возможные резервы для сокращения расходов по кодам классификации расходов бюджетов и направлений расходов, а также подготовить предложения о перераспределении бюджетных ассигнований на иные мероприятия (при возможности) или об их оптимизации.

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

Оценка обоснованности и достоверности планируемых расходов проекта федерального бюджета осуществляется с учетом положений статьи 174 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Порядка формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 июня 2021 г. N 86н (далее - Порядок N 86н), ежегодно разрабатываемых Минфином России методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период (далее - методические указания по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета), а также разрабатываемых Минэкономразвития России методических рекомендаций по подготовке предложений по формированию бюджетных ассигнований федерального бюджета по расходам инвестиционного характера.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК)

(в ред. Постановления от 29.06.2018 N 8ПК)

При рассмотрении ряда вопросов необходимо учесть, что:

а) проверка и анализ предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включают в себя:

проверку формирования предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе анализ перечня несогласованных вопросов по их формированию, доводимых Минфином России главным распорядителям средств федерального бюджета, и методических подходов к их определению (расчету), предусмотренных методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета;

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

проверку в главных распорядителях средств федерального бюджета формирования предложений по распределению предельных базовых бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации госпрограмм и направлениям деятельности, не входящим в госпрограммы, порядка их рассмотрения и представления в Минфин России, их соответствия методическим подходам, предусмотренным методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета;

б) проверка и анализ обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период заключаются в проверке и анализе полноты и достоверности показателей обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, соответствия состава и содержания форм обоснований бюджетных ассигнований положениям Порядка N 86н.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК)

Проверка и анализ обоснованности и достоверности обоснований бюджетных ассигнований также включают в себя:

проверку и анализ информации, направляемой Минфином России главным распорядителям средств федерального бюджета, об отклонении обоснований бюджетных ассигнований, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета в Минфин России, в случае наличия замечаний к обоснованиям бюджетных ассигнований или распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, а также анализ обоснованности причин (замечаний) отклонения;

проверку и анализ внесенных главными распорядителями средств федерального бюджета изменений в обоснования бюджетных ассигнований и распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с представленными Минфином России замечаниями;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

проверку наличия и анализ протоколов рассмотрения разногласий главных распорядителей средств федерального бюджета с Минфином России при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по перечню несогласованных вопросов при распределении предельных базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

проверку и анализ уточненных обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период главных распорядителей средств федерального бюджета по итогам заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

в) проверка и анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период включают в себя:

проверку и анализ расходных обязательств Российской Федерации и объема средств федерального бюджета, необходимого для их исполнения главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе проверку соблюдения порядка составления, согласования и представления реестра расходных обязательств в Минфин России в части сведений о расходных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению главными распорядителями средств федерального бюджета, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства Российской Федерации, расчетов по бюджетным ассигнованиям федерального бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации;

проверку и анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации, представляемого одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

г) проверка и анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляются с учетом их исполнения в предыдущем году и включает проверку соответствия порядка формирования государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Результаты проверки вопросов, указанных в подпункте 7 пункта 3.2 Стандарта, отражаются в подразделах 9 - 14 раздела 1 заключения Счетной палаты.

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

Предложения направлений деятельности Счетной палаты к заключению Счетной палаты в части его подраздела 9 раздела 1 представляются в Сводный департамент аудита федерального бюджета в соответствии с примерной структурой предложений в заключение Счетной палаты по форме согласно приложению N 3 к Стандарту;

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

8) формирования и обоснованности бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), в том числе:

оценку обоснованности предложений главных распорядителей средств федерального бюджета об объемах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

проверку осуществления Минэкономразвития России координации деятельности органов государственной власти и государственных корпораций при формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

При проведении предварительного аудита в части формирования бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП следует руководствоваться статьями 78 2 ,78 3, 79, 79 1, 80 и 179 1, пунктом 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также учитывать результаты ранее проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 15 раздела 1 заключения Счетной палаты;

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

9) формирования и обоснованности бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, соблюдения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обоснованности применяемых методик и расчетов объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

При проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета в части формирования бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации следует руководствоваться статьями 130 - 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделе 16 раздела 1 заключения Счетной палаты;

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

10) формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета, обоснованности и достоверности их объема и структуры, формирования Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема и структуры государственного долга Российской Федерации, внешних долговых требований Российской Федерации, предельных размеров государственного долга Российской Федерации, внешних долговых требований Российской Федерации, включая соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обоснованность применяемых расчетов.

(в ред. Постановления от 29.06.2018 N 8ПК)

При проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета в части формирования бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета следует руководствоваться статьями 92, 93 1-94, 96 10-98 1, 101-103, 105, 108, 108 1, 110, 110 2, 114-116 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Результаты проверки указанных вопросов отражаются в подразделах 17 и 18 раздела 1 заключения Счетной палаты.

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

3.3. Раскрытие содержания вопросов, указанных в пункте 3.2 Стандарта, приводится в программе проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по осуществлению предварительного аудита формирования федерального бюджета (далее-комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий).

3.4 При поступлении в Счетную палату одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период проектов федеральных законов, вносимых Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлениями деятельности Счетной палаты проводится экспертиза и дается заключение на указанные проекты федеральных законов в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Счетной палаты.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 8ПК)

Проект заключения на проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, вносится на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в сроки подготовки и внесения на рассмотрение Коллегии Счетной палаты проекта заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 4.3 Стандарта.

В отношении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и представляемого одновременно с ними проекта федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период проводится предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и подготавливаются заключения в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 204 "Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации". (введен Постановлением Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

3.5. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период используются следующие информационные системы:

1) информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты (далее - ИАС УВГА) для получения информации (документов, материалов) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, и электронных документов, формирование которых предусмотрено только в информационных системах, а также иной информационно-аналитической информации;

2) комплекс программных средств "Система планирования, контроля исполнения и информационного обеспечения деятельности инспекций Счетной палаты Российской Федерации" (далее - КПС "ККМ СП-АУДИТ") для получения информации о реализации рекомендаций и предложений, содержащихся в заключениях Счетной палаты на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и мерах, принятых по результатам ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

3) иные федеральные государственные информационные системы, содержащие информацию (документы) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, доступ к которым обеспечивается посредством информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Предварительный перечень информации (документов), используемой при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, приведен в приложении N 7 к Стандарту.

(в ред. Постановления Коллегии от 11.10.2019 N 15ПК)

 

4. Порядок подготовки и проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в целях осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета

 

Предварительный аудит формирования федерального бюджета осуществляется в соответствии с организационным планом-графиком осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета, приведенным в приложении N 5 к Стандарту.

Сводный департамент аудита федерального бюджета ежегодно разрабатывает и вносит на рассмотрение и утверждение Коллегии Счетной палаты в срок до 15 июля текущего финансового года Программу проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий для подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - Программа проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий).

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

Календарные сроки разработки Сводным департаментом аудита федерального бюджета Программы проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий и внесения ее на рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты могут быть изменены исходя из сроков представления заключения Счетной палаты в Государственную Думу, устанавливаемых соответствующим актом Государственной Думы, и (или) исходя из сроков представления Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.1. Подготовительный этап (подготовка к проведению комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, июнь-август)

После утверждения Коллегией Счетной палаты Программы проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий члены Коллегии Счетной палаты принимают решения о проведении соответствующих экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.

Решение о проведении контрольного мероприятия в Минфине России (в части проверки обоснованности планирования расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, нормативной и методической базы их формирования) подготавливается Сводным департаментом аудита федерального бюджета и представляется на подпись Председателю Счетной палаты.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.1.1. На подготовительном этапе осуществляются проверка и анализ разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета следующих материалов и документов:

сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включающих предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора, на очередной финансовый год и плановый период;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также основных характеристик проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

предельных базовых бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации госпрограмм и по непрограммным направлениям деятельности, доведенных Минфином России до главных распорядителей средств федерального бюджета, и методических подходов к их определению;

распределения предельных базовых бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации госпрограмм и по непрограммным направлениям деятельности, обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств, представляемых главными распорядителями средств федерального бюджета одновременно с распределением предельных базовых бюджетных ассигонований, результатов рассмотрения несогласованных вопросов в Минфине России;

перечня несогласованных вопросов в пределах одобренных Правительством Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, а также по прогнозу поступлений доходов федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета (соответствующих протоколов разногласий, результатов рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период);

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

предварительных итогов социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год.

Также анализируются данные ранее проведенных самостоятельных тематических экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, в том числе по проверке исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год, а также результаты предварительного аудита формирования федерального бюджета и оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год.

4.1.2. При отсутствии необходимых документов и информации они запрашиваются в объектах предварительного аудита формирования федерального бюджета в рамках подготовки к проведению комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.

4.1.3. На основе утвержденной Коллегией Счетной палаты Программы проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение экспертно-аналитических или контрольных мероприятий, утверждают программы проведения соответствующих мероприятий.

В случае если экспертно-аналитическое или контрольное мероприятие проводится несколькими членами Коллегии Счетной палаты, то член Коллегии Счетной палаты, отвечающий за его организацию, проведение и обобщение результатов, на основе Программы проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий и с учетом предложений других членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за проведение соответствующего мероприятия, подготавливает и утверждает единую программу проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия.

(пункт 4.1.3 исключен, пункт 4.1.4 перенумерован в 4.1.3 в ред. Постановления от 23.04.2019 N 6ПК)

4.1.4 Программа проведения экспертно-аналитического или контрольного мероприятия в Минфине России (в части проверки обоснованности планирования расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, нормативной и методической базы их формирования) подготавливается Сводным департаментом аудита федерального бюджета, согласовывается с направлениями деятельности Счетной палаты, от которых в данном мероприятии участвуют соответствующие сотрудники, и представляется на утверждение Председателю Счетной палаты.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.1.5. Программы (единые программы) проведения экспертно-аналитических или контрольных мероприятий должны включать положения Программы проведения комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в соответствии с полномочиями объектов аудита (контроля).

4.1.6. При необходимости направлениями деятельности Счетной палаты совместно с Департаментом исследований и методологии могут разрабатываться методические подходы к проведению предварительного аудита формирования федерального бюджета по конкретным показателям федерального бюджета.

(в ред. Постановления от 23.04.2019 N 6ПК)

В случае если в соответствии с Регламентом Счетной палаты Российской Федерации показатели проекта федерального бюджета, в отношении которых разработаны отдельные методические подходы к проведению предварительного аудита, относятся к компетенции двух и более членов Коллегии Счетной палаты, указанные методические подходы подлежат также согласованию с соответствующими членами Коллегии Счетной палаты. (п. 4.1.7 исключен в ред. Постановления от 23.04.2019 N 6ПК)

4.2. Основной этап (проведение комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, август - октябрь)

4.2.1. На основном этапе проводятся экспертно-аналитические и контрольные мероприятия в соответствии с программами (едиными программами) проведения экспертно-аналитических или контрольных мероприятий в порядке, предусмотренном стандартами внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" и иными стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.

4.2.2. Заключения (акты) по результатам экспертно-аналитических или контрольных мероприятий на электронных носителях (в том числе в форматах MS Word, Excel и (или) PDF) с приложением замечаний ответственных лиц объектов контрольного мероприятия и заключениями на них членов Коллегии Счетной палаты (при наличии) направляются в Сводный департамент аудита федерального бюджета до 3 октября текущего финансового года для использования при подготовке проекта заключения Счетной палаты.

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.2.3. Направления деятельности Счетной палаты также представляют в Сводный департамент аудита федерального бюджета до 4 октября текущего финансового года для обобщения и подготовки заключения Счетной палаты предложения, содержащие информацию и материалы (включая материалы по анализу соответствия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Бюджетному кодексу Российской Федерации), подписанные членами Коллегии Счетной палаты, для включения в заключение Счетной палаты, а также направляют их на электронном носителе в форматах MS Word и (или) Excel.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

Указанные материалы должны содержать также предварительные итоги проверки и анализа вопросов, указанных в пункте 3.2 Стандарта.

Календарные сроки направления в Сводный департамент аудита федерального бюджета копий заключений (актов) по результатам экспертно-аналитических или контрольных мероприятий по проведению предварительного аудита формирования федерального бюджета, материалов к заключению Счетной палаты могут быть изменены исходя из сроков представления заключения Счетной палаты в Государственную Думу, устанавливаемых соответствующим актом Государственной Думы, и (или) исходя из сроков представления Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.3. Заключительный этап (подготовка и утверждение заключения Счетной палаты, октябрь)

4.3.1. На заключительном этапе осуществляется:

подготовка проекта заключения Счетной палаты, его рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты;

направление заключения Счетной палаты палатам Федерального Собрания Российской Федерации;

анализ изменений, внесенных в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в ходе его рассмотрения палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

4.3.2. Сводный департамент аудита федерального бюджета обобщает информацию, содержащуюся в заключениях (актах) по результатам экспертно-аналитических и контрольных мероприятий и материалах, представляемых направлениями деятельности Счетной палаты, подготавливает проект заключения Счетной палаты до 6 октября текущего финансового года в соответствии с примерной структурой заключения Счетной палаты и направляет его Председателю Счетной палаты для внесения на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.3.3. Результаты осуществления комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проведению предварительного аудита формирования федерального бюджета, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, отражаются в разделе II "Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (совершенно секретно)".

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

4.3.4. Коллегия Счетной палаты рассматривает проект заключения Счетной палаты до 8 октября текущего финансового года.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

При наличии высказанных на заседании Коллегии Счетной палаты замечаний и предложений заключение Счетной палаты дорабатывается Сводным департаментом аудита федерального бюджета в установленном порядке с участием заинтересованных направлений деятельности Счетной палаты, подписывается Председателем Счетной палаты и представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации до 10 октября текущего финансового года.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

(в ред. Постановления Коллегии от 28.01.2020 N 1ПК)

4.3.5. Календарные сроки подготовки заключения Счетной палаты могут быть изменены исходя из сроков его представления, устанавливаемых соответствующим актом Государственной Думы, и (или) исходя из сроков представления Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 02.03.2021 N 3ПК)

 


Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. N 11ПК) (с изменениями, утвержденными постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 29 июня 2018 г. N 8ПК)


Текст стандарта официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 18 июля 2023 г. N 8ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 2 марта 2021 г. N 3ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 13 марта 2020 г. N 5ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 28 января 2020 г. N 1ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 11 октября 2019 г. N 15ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 23 апреля 2019 г. N 6ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 26 марта 2019 г. N 4ПК


Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 29 июня 2018 г. N 8ПК