Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "ААА Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия Управления благоустройства администрации города Иванова (далее - Заказчик), МКУ "Управление муниципальными закупками" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения города Иванова (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0833600000818000664) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не предоставлены разъяснения положений Конкурсной документации в ответ на соответствующий запрос Заявителя.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран код ОКПД2 35.13.10.
3. В технической части Конкурсной документации неправомерно установлены избыточные, не соответствующие нормативным документам характеристики товаров.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к расположению светильников на опорах.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 704 379 177,25 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2018;
5) на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не предоставлены разъяснения положений Конкурсной документации в ответ на соответствующий запрос Заявителя.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно извещению и Конкурсной документации, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2018; дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений Конкурсной документации - 15.09.2018.
В информационной карте Конкурсной документации установлен, в том числе следующий порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации: "Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме Уполномоченному учреждению запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса Уполномоченное учреждение обязано направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Уполномоченному учреждению не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили документы и сведения, согласно которым запрос о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации 14.09.2018 направлен Заявителем по электронной почте в адрес Заказчика, что не соответствует положениями Конкурсной документации, а также 17.09.2018 Заявителем по электронной почте направлен запрос о предоставлении разъяснений положений Конкурсной документации в адрес Заказчика, Уполномоченного органа, при этом вышеуказанный запрос Заявителя направлен не в соответствии со сроками, предусмотренными Конкурсной документации.
На основании вышеизложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушении положений Конкурсной документации и Закона о контрактной системе не предоставлены разъяснения положений Конкурсной документации в ответ на запрос Заявителя, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран код ОКПД2 35.13.10.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией объектом закупки является оказание услуг по осуществлению действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения города Иванова.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документацией Заказчиком, Уполномоченным органом установлен код ОКПД2 - 35.13.10.000 "Услуги по распределению электроэнергии".
По мнению Заявителя, объект закупки, услуги, оказываемые в рамках исполнения государственного контракта относятся к коду ОКПД2 - 71.12.11 "Услуги в виде научно-технических консультаций".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации необходимо оказать следующий ряд услуг: замена существующих устаревших осветительных приборов на энергоэффективные, в том числе с функцией контроля и управления согласно прилагаемому перечню; организация автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) с функцией учета электроэнергии на пунктах включения; модернизация (замена) шкафов управления наружным освещением (ШУНО) согласно прилагаемому перечню.
Также, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что поскольку объектом закупки являются не консультационные услуги, а конкретные мероприятия, направленные на экономию энергоресурсов, Заказчиком, Уполномоченным органом установлен код ОКПД2 35.13.10.000 "Услуги по распределению электроэнергии".
С учетом вышеизложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, в технической части Конкурсной документации неправомерно установлены избыточные, не соответствующие нормативным документам характеристики товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В техническом задании Конкурсной документации к товарам "Светильники для наружного освещения" установлены, в том числе следующие характеристики: "индекс цветопередачи - не менее 70 (Постановление Правительства РФ N 602 от 20.07.2011 г.); спад светового потока светильника за время тепловой стабилизации (темп изменения температуры драйвера и светодиодного модуля не более, чем на 1 градус/час) не должен превышать 15% по ГОСТ 54350-2015; коэффициент пульсаций - не более 5%; степень защиты корпуса источника питания по ГОСТ 14254-2015 не ниже IP66".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные характеристики к товарам "Светильники для наружного освещения" являются избыточными, а также противоречат требованиям нормативно техническим стандартам и положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 602 от 20.07.2011 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N 602), поскольку указанное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 1356 от 10.11.2017 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N 1356).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в положениях Постановления N 1356 установлена характеристика "индекс цветопередачи" для общественных и производственных помещений, при этом характеристика "индекс цветопередачи" для наружных помещений в положениях Постановления N 1356 отсутствует и установлено только в Постановление N 602.
Вместе с тем, объектом закупки являются светильники, используемые в качестве наружного освещения, в связи с чем в техническом задании Конкурсной документации установлена ссылка к характеристике "индекс цветопередачи" на Постановление N 602.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что характеристика "спад светового потока светильника за время тепловой стабилизации (темп изменения температуры драйвера и светодиодного модуля не более, чем на 1 градус/час) не должен превышать 15%" противоречит положениям Постановления N 1356.
При этом, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что характеристика "спад светового потока светильника за время тепловой стабилизации (темп изменения температуры драйвера и светодиодного модуля не более, чем на 1 градус/час) не должен превышать 15%" в Постановлении N 1356 отсутствует, а также является потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, установлена в соответствии с положениями ГОСТ 54350-2015 и не противоречит Закону о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что характеристика "коэффициент пульсаций - не более 5%" противоречит положениям Постановления N 1356, а также характеристика "степень защиты корпуса источника питания не ниже IP66" противоречит положениям ГОСТ Р 55705-2013 и являются избыточными требованиями.
В соответствии с положениями Постановления N 1356 характеристика "коэффициент пульсаций - не более 10%" относится к 1 этапу применения требований Постановления N 1356 со сроком до 31.12.2019, характеристика "коэффициент пульсаций - не более 5%" относится ко 2 этапу применения требований Постановления N 1356 со сроком с 01.01.2020.
Согласно пункту 5.4.3. ГОСТ Р 55705-2013 установлено, что степень защиты оболочек осветительных приборов наружного освещения должны быть не ниже IP54.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что вышеуказанные характеристики являются потребностью Заказчика, Уполномоченного органа и не противоречат положениям Постановления N 1356, нормативно техническим документам, Закона о контрактной системе, а также являются улучшенными характеристиками товара "Светильники для наружного освещения".
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки установлены вышеуказанные характеристики в нарушении положений статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановления N 1356 и нормативно технических документов.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к расположению светильников на опорах.
В техническом задании Конкурсной документации установлены экспликации общих типовых планировочных решений, согласно которым на опоре установлен один светильник.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что, например, на улице Лежневская, на которой, в том числе необходимо осуществить замену оборудования, на опоре установлено два светильника, в связи, с чем не представляется возможным определить количество и типы светильников необходимо для оказания услуг в рамках объекта закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что объектом закупки является осуществление комплекса мер, направленных на повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения города Иванова. При этом описание объекта закупки формируется исходя из потребности заказчика и учитывает тип, мощность, особенности с указанием улиц города и их характеристик, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены экспликации общих типовых планировочных решений, согласно которым на опоре установлен один светильник.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В техническом задании Конкурсной документации к товарам "Светильники для наружного освещения" установлены, в том числе следующие требования, а именно: "светильник должен быть произведен на территории Российской Федерации. Требования к происхождению товара: Продукция должна соответствовать Приложению к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 "Требования к промышленной продукции", предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации".
Положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 17.07.2015 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 719) установлены критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
В приложении к Постановлению N 719 установлены требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является осуществление комплекса мер, направленных на повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения города Иванова, в том числе в рамках исполнения государственного контракта необходимо осуществить замену уличного оборудования, которое не включено в приложение к Постановлению N 719.
Кроме того, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное требования в отношении страны происхождения товара на территории Российской Федерации установлено в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок и иными правовыми актами.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования к стране происхождения товаров не соответствуют части 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Разделом 1 "Технические требования к светодиодным светильникам и компонентам автоматизированной системы управления наружным освещением" технического задания Конкурсной документации, установлено в том числе следующее: "Не позднее 5 (Пяти) рабочих дней после публикации протокола признания победителя конкурса, Победитель предоставляет общие типовые планировочные решения на основе предлагаемого светодиодного осветительного оборудования в соответствии с п. 3 настоящего Технического задания, по 2 (два) образца каждого номинала светодиодного светильника и необходимые документы: технические условия завода-изготовителя, сертификаты соответствия ТР ТС, паспорта на изделия, протоколы лабораторных измерений (показатели мощности, светового потока, тип КСС), произведенных аккредитованной лабораторией, для проведения проверки на соответствие требованиям настоящего Технического задания".
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона о контрактной системе в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 Закона о контрактной систем. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, (направляемых) Заказчиком и победителем Конкурса в ЕИС при заключении контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в техническом задании Конкурсной документации требования о предоставлении победителем закупки до заключения контракта ряда документов, в том числе типовые планировочные решения нарушают часть 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ААА Инжиниринг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 50, части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.09.2018 N 18/44/105/1249 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2018 г. N 18/44/105/1249 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был