Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 65-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённой постановлением правительства Еврейской автономной области от 22 февраля 2018 года N 57-пп (далее - Территориальная программа), по апелляционной жалобе правительства Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 31 мая 2018 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Еврейской автономной области от 22 февраля 2018 года N 57-пп, опубликованным в сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://npa79.eao.ru), 28 февраля 2018 года, утверждена Территориальная программа.
Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству следующих предписаний раздела VII Территориальной программы, содержащих нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитанных исходя из расходов на её оказание, которые на 2018 год составляют:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета (включая расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) - 242,95 рубля (абзац третий);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета - 1408,84 рубля (абзац четвёртый);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств областного бюджета - 7869,10 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 18286,44 рубля (абзац шестой);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств областного бюджета - 86556,41 рубля (абзац седьмой);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счёт средств областного бюджета - 760,55 рубля (абзац девятый).
Территориальные подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учёта расходов федерального бюджета), которые составляют на 2018 год: за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета (в расчёте на 1 жителя) - 2899,08 рубля (абзац двадцатый), за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование Территориальной программы ОМС за счёт субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчёте на 1 застрахованное лицо) - 15599,47 рубля (абзац двадцать первый).
В обоснование требований прокурор ссылался на то, что приведённые нормативы ниже установленных в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Федеральная программа), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492, в связи с чем права жителей Еврейской автономной области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
По мнению прокурора, в нарушение требований абзаца девятнадцатого раздела VII Федеральной программы, не применён коэффициент дифференциации, установленный для Еврейской автономной области в соответствии с федеральным нормативным правовым актом в размере 1,466.
Решением суда Еврейской автономной области от 31 мая 2018 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе правительство Еврейской автономной области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ) и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Федеральная программа включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В частности, её разделом VII утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Содержание приведённых норм федерального законодательства, согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, что предусмотренные ею нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно применил положения абзаца девятнадцатого раздела VII Федеральной программы, которым предусмотрено, что средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом VI и данным разделом, с учётом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Абзацем первым раздела VI Федеральной программы предусмотрено, что средние нормативы объёма медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных данной программой.
С учётом того, что подушевой норматив финансирования непосредственно зависит от норматива объёма медицинской помощи и норматива финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, требование федерального законодателя о необходимости расчёта подушевого норматива финансирования с учётом установленных для субъектов Российской Федерации коэффициентов дифференциации в равной степени относится и к расчёту норматива финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи.
Таким образом, для определения стоимости единицы норматива финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы необходимо провести коррекцию путём умножения величины соответствующих средних нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по условиям её оказания за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования, установленных Федеральной программой, на величину коэффициента дифференциации.
При таком положении суд первой инстанции, проанализировав приведённые правовые предписания федерального законодательства, сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, сделал правильный вывод о признании регионального нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим, как не соответствующего требованиям федерального законодательства.
Утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение суда Еврейской автономной области от 31 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 65-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был