Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) по результатам проверки исполнения приказа ФАС России от 22.05.2018 N 676/18 "Об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 08.11.2017 N 352 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2017-2018 гг." (далее - Приказ N 676/18) установлено следующее.
Согласно подпунктам 3.1, 3.2 Приказа N 676/18 Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, орган регулирования) было предписано провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки (НВВ) ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" (далее - ООО "РТХ") затрат по статье "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, услуги собственных подразделений предприятия, общехозяйственные" за 2017-2018 гг. (в части договора с ООО "Теплоэнергоремонт" (далее - ООО "ТЭР")) и отразить результаты проведенного анализа в Экспертном заключении, при этом, в случае выявления экономически не обоснованных расходов, ранее учтенных регулятором при установлении тарифов, исключить их из состава необходимой валовой выручки ООО "РТХ" на 2018 год.
Во исполнение Приказа N 676/18 органом регулирования представлено письмо (исх. от 05.07.2018 N М-2-51/2615-01; вх. от 09.07.2018 N 109585/18) с приложением Постановления РЭК Кемеровской области от 30.06.2018 N 119 "Об установлении ООО "РТХ" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2018 год", выписки из протокола заседания Правления РЭК Кемеровской области от 30.06.2018 N 35, Экспертного заключения РЭК Кемеровской области по установлению тарифов на тепловую энергию, реализуемой на потребительском рынке г. Прокопьевска на 2018 год, а также письмо от 19.09.2018 N М-4-7/3569-01 с дополнительными пояснениями и копиями обосновывающих документов.
ФАС России рассмотрены указанные материалы на предмет исполнения Приказа N 676/18 и установлено следующее.
Расходы на обслуживание производства тепловой энергии (по договору с ООО "ТЭР"), включенные в состав НВВ ООО "РТХ" за период 08.11.2017 - 30.06.2018.
Для подтверждения правомерности проведенных конкурсных процедур и последующего заключения договора между ООО "РТХ" и ООО "Теплоэнергоремонт" ФАС России письмом от 13.09.2018 N СП/73300/18 были запрошены материалы тарифного дела: решение единственного участника ООО "РТХ" об утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг; протоколы закупок у единственного поставщика в ноябре 2017 г., подписанный договор между ООО "РТХ" и ООО "ТЭР" на 2017-2018 гг.; подтверждение представления данной документации в орган регулирования.
Исходя из Экспертного заключения РЭК Кемеровской области от 29.06.2018, договор от 10.11.2017 N 11/2017, Положение о закупке товаров, работ ООО "РТХ", протокол закупок у единственного поставщика от 09.11.2017 представлены в адрес органа регулирования 01.06.2018 г.
Также, по информации с сайта http://zakupki.gov.ru, извещение о закупке и протокол закупки у единственного поставщика размещены 31.05.2018; при этом договор между ОО "РТХ" и ООО "ТЭР" от 10.11.2017 N 11/2017 (сроком действия с 10.11.2017 - 31.12.2018 г.), размещенный 28.09.2018 с пометкой "Размещено с нарушением сроков, указанных в части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ", заключен уже после принятия органом регулирования тарифного решения от 08.11.2017.
Таким образом, ФАС России установлено, что включение в состав тарифов в ноябре 2017 г. затрат ООО "РТХ" по договору с ООО "ТЭР" произведено РЭК Кемеровской области на основании проекта договора, так как при установлении тарифов сроком действия с 08.11.2017 орган регулирования не мог руководствоваться договором от 10.11.2017.
Ввиду непредставления на 08.11.2017 в орган регулирования материалов, подтверждающих проведение конкурсных процедур для заключения договора от 10.11.2017 N 11/2017 с ООО "ТЭР", а также заключенного в соответствии с действующим законодательством договора, затраты по нему (включенные за период 08.11.2017 - 30.06.2018) подлежат исключению в полном объеме.
Расходы на обслуживание производства тепловой энергии (по договору с ООО "ТЭР"), включенные с 01.07.2018 - 31.12.2018 (договор от 28.06.2018 N ЗК-11/18).
В части отчислений на социальные нужды (в размере 34,5% от ФОТ) РЭК Кемеровской области были включены страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в размере 1,10%). Данный закон утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Таким образом, включение дополнительных страховых взносов в размере 1,10% экономически не обосновано. Такие расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО "РТХ".
"Другие расходы, в т.ч. прочие" (511,43 тыс. руб.):
- служебные проездные на трамвай;
- объявления в СМИ;
- изготовление табличек, вывесок, стендов.
ФАС России установлено, что данные расходы приняты органом регулирования на второе полугодие 2018 года в размере заявленных ООО "ТЭР" на 2017 г. с учетом ИПЦ. При этом, договоры (на изготовление информационной продукции от 03.07.2017, размещению рекламной информации от 19.04.2017) заключены на срок до 31.12.2017 и связаны с осуществлением деятельности ООО "ТЭР" до заключения договора с ООО "РТХ" (от 28.06.2018 N ЗК-11/18). Таким образом, указанные расходы не могут быть учтены в затратах ООО "РТХ" во втором полугодии 2018 г. и подлежат исключению.
"Выплаты социального характера" (3 419,15 тыс. руб.) - выплаты на 23 февраля, 8 марта, День работников ЖКХ и др.
РЭК Кемеровской области представлен Коллективный договор ООО "ТЭР" на 2018-2021 гг. (зарегистрирован 17.09.2018 N 854) с приложениями: положением об оплате труда работников ООО "ТЭР" от 10.09.2018, положением о поощрении и выплате матпомощи работникам ООО "ТЭР" от 10.09.2018, и др. приложениями.
ФАС России отмечает, что Положение о поощрении за личный трудовой вклад, безупречную работу и выплате материальной помощи работникам ООО "ТЭР" (об установлении сумм материальной помощи на 23 февраля, 8 марта, профессиональный праздник и т.д.), направленное органом регулирования в рамках ответа на запрос ФАС России от 13.09.2018 N СП/73300/18 и представленное в качестве обосновывающего расчет тарифов документа "УТВЕРЖДЕНО 10 ноября 2018" и не могло быть принято РЭК Кемеровской области в качестве обосновывающего документа при установлении тарифов 30.06.2018. Иного экономического обоснования данных расходов в адрес ФАС России не представлено.
Учитывая вышеизложенное, расходы на выплаты социального характера для сотрудников ООО "ТЭР" в размере 3 419,15 тыс. руб. подлежат исключению в полном объеме из состава НВВ ОПО "РТХ".
Кроме того, в части затрат ООО "РТХ", включенных в состав необходимой валовой выручки, ФАС России установлено следующее.
"Затраты на оплату труда ООО "РТХ"
Данные затраты рассчитаны РЭК Кемеровской области исходя из плановых значений 2017 г. с учетом прогнозного ИПЦ 103,7%. (на 2017 г. - исходя из средней заработной платы 31 009,33 руб./мес., на 2018 г, - на уровне 2017 г. с учетом ИПЦ)
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Исходя из буквального толкования указанной нормы - на основании фактически понесенных расходов организации (на 2017 год - исходя из факта 2015 года т.д.).
При отсутствии таких данных (ввиду того, что ООО "РТХ" ранее не осуществляло регулируемую деятельность), величину расходов возможно определять с использованием официальной статистической информации, предоставляемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Как установлено ФАС России, по данным из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "РТХ" "35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха". При этом, по данным Кемеровостата, средняя з/п работников организаций по виду деятельности "производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха" за 2017 г. составляет 23 009,00 руб./мес.
Таким образом, РЭК Кемеровской области необходимо пересмотреть величину расходов по данной статье, учтенных на 2017 и 2018 гг." исходя из данных Кемеровостата, и исключить экономически не обоснованные расходы в соответствии с действующим законодательством.
Арендная плата
В адрес ФАС России представлен договор аренды имущества от 11.08.2017 N 2 с МУП "РТХ" (на сумму 1 200 тыс. руб.) сроком действия до 31.12.2017 и дополнительное соглашение от 15.12.2017 о продлении срока аренды до 31.12.2019. При этом, отметки о государственной регистрации данного договора отсутствуют.
В силу положений статей 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанным дополнительным соглашением к договору стороны изменили существенные условия договора, в результате чего срок действия договора аренды составил больше одного года. При этом, поскольку государственная регистрация договора не производилась, указанный договор является незаключенным и расходы по нему не подлежат учету в составе необходимой валовой выручки ООО "РТХ".
Расходы ООО "РТХ" на страхование ОПО (200,09 тыс. руб.)
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", владелец опасного объекта обязан за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В адрес ФАС России представлено коммерческое предложение от 10.06.2018 от АО "СОГАЗ" (страховая премия, предусмотренная данным предложением, учтена органом регулирования в составе HBВ ООО "РТХ") и договор намерения от 28.06.2018 б/н (в соответствии с которым страховая стоимость, сумма, премия определяются при заключении основного договора). В соответствии с п. 2.1.1 договора опись застрахованного имущества не составлялась, будет определена при заключении основного договора.
При этом, в силу пункта 32 Основ ценообразования N 1075 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма экономически обоснованных расходов регулируемой организации.
Ввиду того, что договор намерения и коммерческое предложение не являются подтверждением экономической обоснованности включения расходов на сумму 200,09 тыс. руб. в состав НВВ ООО "РТХ", такие расходы подлежат исключению в полном объеме.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила N 123), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является принятие такого решения с превышением полномочий.
Таким образом, в связи с повторно выявленным фактом превышения полномочий Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, выразившегося в нарушении пунктов 31, 32, 42, 44, 50 Основ ценообразования N 1075, ФАС России принято решение об отмене Постановления РЭК Кемеровской области от 30.06.2018 N 119 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2018 год".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил N 123, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 31, 32, 42, 44, 50 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" на 2018 г.
2. Отменить с 01.12.2018 постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.06.2018 N 119 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2018 год".
3. Региональной энергетической комиссии Кемеровской области при установлении (корректировке) тарифов для потребителей ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" устранить нарушения, законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:
3.1. Пересмотреть размер расходов по статье "затраты на оплату труда" ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" исходя из данных Кемеровостата о средней заработной плате по регулируемому виду деятельности ООО "РТХ" и в соответствии с действующим законодательством исключить из состава необходимой валовой выручки ООО "РТХ" экономически не обоснованные расходы регулируемой организации, ранее учтенные органом регулирования за период 2017-2018 гг.
3.2. Исключить в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" выявленные ФАС России экономически не обоснованные расходы по статьям "арендная плата" за 2018 год (в части договора аренды с МУП "РТХ" на сумму 1 200 тыс. руб.), "расходы на обязательное страхование ОПО" на 2018 год в размере 200,09 тыс. руб., "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, услуги собственных подразделений предприятия, общехозяйственные", включенные в период 08.11.2017 - 30.06.2018 гг.
3.3. Исключить из состава НВВ на 2018 г. ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" расходы ООО "Теплоэнергоремонт" по статье "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, услуги собственных подразделений, предприятия, общехозяйственные" в части подстатей "другие расходы, в т.ч. прочие" в размере 511,43 тыс. руб., "выплаты социального характера" в размере 3 419,15 тыс. руб.
3.4. Пересмотреть размер отчислений ООО "Теплоэнергоремонт" на социальные нужды, приняв их в размере 33,4% от фонда оплаты труда, ранее включенные необоснованные расходы исключить из состава необходимой валовой выручки ООО "РТХ" в соответствии с действующим законодательством.
4. Региональной энергетической комиссии Кемеровской области определить размер экономически не обоснованных расходов, подлежащих к исключению из состава необходимой валовой выручки ООО "РТХ", исходя из пункта 3 настоящего приказа и в срок до 01.12.2018 принять решение об исключении соответствующей величины расходов в период 2018-2020 гг.
5. Органу регулирования исключить из состава необходимой валовой выручки ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" на 2018, 2019, 2020 гг. излишне учтенные в 2017-2018 гг. экономически не обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего приказа, при этом с целью обеспечения равномерного снижения величины необходимой валовой выручки ООО "РТХ" распределить сумму таких расходов на три периода регулирования: 2018, 2019, 2020 гг.
6. Предписать Региональной энергетической комиссии Кемеровской области принять новое тарифное решение для потребителей ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство", с учетом требований законодательства в сфере теплоснабжения, а также с учетом пунктов 3, 4, 5 данного приказа и ввести его в действие с 01.12.2018.
7. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 6 настоящего приказа решения об установлении тарифов на тепловую энергию проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, принятие которых предписано пунктами 3-6 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления (Коллегии) Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения Региональной энергетической комиссии Кемеровской области по делу о корректировке для ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" цен (тарифов) на тепловую энергию, в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа.
8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
В.Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2018 г. N 1553/18 "Об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.06.2018 N 119 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2018 год"
Текст приказа официально опубликован не был