Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 93-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 12 июля 2018 года о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 2 и 7 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом несовершеннолетних членов их семьи, утверждённого постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па (в ред. от 27 апреля 2018 года), в той мере, в какой в них отсутствует указание срока формирования специализированного жилищного фонда и срока направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Магаданской области обратился в суд с административным иском о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 2, 7 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом несовершеннолетних членов их семьи, утверждённого постановлением Администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, изложенных в следующей редакции:
"2. В целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, органом местного самоуправления, осуществляющим управление специализированным жилищным фондом, осуществляется формирование специализированного жилищного фонда путем приобретения в собственность муниципального образования жилых помещений на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц, с использованием безналичной формы оплаты, в пределах лимитов доведенных бюджетных обязательств.
7. Уполномоченный орган направляет заявителям письменные уведомления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения".
Заместитель прокурора Магаданской области полагал данные положения противоречащими нормам Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и нарушающими права, поскольку в них не предусмотрены сроки формирования специализированного жилищного фонда и направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, чем, по мнению административного истца, затрудняется реализация установленного федеральным законодательством права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет или иных, предусмотренных законом оснований.
Решением Магаданского областного суда от 12 июля 2018 года административное исковое заявление заместителя прокурора Магаданской области удовлетворено, оспариваемые пункты 2, 7 Порядка признаны не действующими в той мере, в какой в них отсутствует указание срока формирования специализированного жилищного фонда и срока направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Правительство Магаданской области просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Магаданской области представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.
Представители Правительства Магаданской области и Министерства образования и молодёжной политики Магаданской области, своевременно и надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
Таким образом, федеральным законодателем предусмотрено незамедлительное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот такими жилыми помещениями, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом.
Статьёй 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений данного федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением указанного федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
Вопреки требованиям федерального законодательства оспариваемый порядок сроков формирования специализированного жилищного фонда Магаданской области в необходимых объёмах для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривает, и, как следствие, существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на незамедлительное решение вопросов, связанных с предоставлением им жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных оснований, предусмотренных законом.
Кроме того, с учётом положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и пункта "а" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, отсутствие в пунктах 2, 7 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом несовершеннолетних членов их семьи, утверждённого постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па (в ред. от 27 апреля 2018 года) сроков формирования специализированного жилищного фонда и направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обоснованно расценено судом первой инстанции как обстоятельство, свидетельствующее о наличии в постановлении администрации Магаданской области коррупциогенного фактора.
При таких данных выводы суда о признании недействующими оспариваемых положений согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Магаданского областного суда от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 93-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был