Заключение Счетной палаты РФ от 15 октября 2017 г. N ЗСП-145/12-03
на проект федерального закона N 507956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о государственном планировании в сфере охраны здоровья граждан)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 507956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 17 сентября 2018 г. N 142).
Законопроектом, внесенным депутатом Государственной Думы Рашкиным В.Ф., предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), предусматривающих принятие государственного плана охраны здоровья граждан, профилактики. снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации, и аналогичных государственных планов в субъектах Российской Федерации на шестилетний период (далее - государственный план охраны здоровья граждан), утверждение единых государственных стандартов (показателей) медицинской помощи и обеспечения населения медицинскими услугами, неснижаемых (защищенных) показателей (нормативов) финансового обеспечения медицинской помощи за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, образование Национального совета по охране здоровья граждан в Российской Федерации, региональных и местных советов по охране здоровья граждан.
Необходимо отметить, что правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования установлены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно подпункту 31 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, является государственная программа Российской Федерации.
Имея в виду, что пунктом 31 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, к одному из стратегических национальных приоритетов отнесено здравоохранение, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Также обращаем внимание, что еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" от 13 июня 2013 года государственные программы были определены как ключевой механизм, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Таким образом, разработка и принятие предлагаемых законопроектом государственных планов охраны здоровья граждан не согласуется с закрепленным частью 2 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ принципом единства и целостности, который означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единство порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования.
Законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации единых государственных стандартов (показа!елей) медицинской помощи и обеспечения населения медицинскими услугами на шестилетний период.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ Правительством Российской Федерации сроком на три года утверждается программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, в которой в качестве минимальных государственных социальных стандартов определяются требования к объему, качеству и финансовому обеспечению предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации.
Кроме того, реализация законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не указано на возникновение дополнительных расходов федерального бюджета, отсутствует оценка указанных расходов, необходимые расчеты объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию законопроекта в обосновывающих материалах к нему не представлены.
В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенном Правительством Российской Федерации (письмо от 29 сентября 2018 г. N 8017п-П13) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, бюджетные ассигнования на данные цели не учтены.
Между тем согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения таких расходных обязательств.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Аудитор Счет ной палаты |
М.А. Мень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.