Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ОМС-Центр" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Аукционная комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (номер извещения 0173100000318000133) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены работы функционально не связанные по видам деятельности;
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены работы, подлежащие лицензированию и нет.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 864 235,50 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.10.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены работы функционально не связанные по видам деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, что соответствует коду ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
Положениями технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующее содержание и требования к услугам: в пункте 9 "Обслуживание противопожарных систем: пожарной сигнализации, звукового и голосового оповещения о пожаре, дымоудаления, а также систем охранной сигнализации, теле-видеонаблюдения и комплекса технических средств охраны и объектовой приемопередающей аппаратуры ("Тревожная кнопка"), включая техническое обслуживание, текущий ремонт и замену оборудования и кабельных коммуникаций", в пункте 13.2 "Эксплуатационное содержание окон, рам и откосов", в пункте 13.3.2 "Мероприятия по санитарному содержанию подвальных помещений".
Представители Заявителя пояснили, что вышеуказанные услуги не включены в установленный заказчиком код ОКПД2, таким образом Заказчиком объединены в один лот функционально не связанные виды хозяйственной деятельности.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика к комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания и прилегающей территории, включающему весь перечень услуг, установленный в техническом задании документации об Аукционе и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены работы, подлежащие лицензированию и нет.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) оказание услуг, связанных с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и являющихся предметом контракта по Аукциону, подлежит лицензированию.
Положениями документации не установлено требование к предоставлении в составе заявки участником закупки копии лицензий на осуществление, в том числе, деятельности по обслуживанию противопожарных систем.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения контракта подрядчик вправе привлекать субподрядчика, обладающего действующей лицензией на соответствующие виды работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего требование о предоставлении в составе заявки участниками закупки копии лицензий на лицензируемые виды работ, не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. Извещение о проведении Аукциона опубликовано Заказчиком в ЕИС 12.10.2018.
В соответствии с пунктом 21 документации об Аукционе установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 02 октября 2018 г., в то время как в ЕИС дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 02.11.2018 г.
В соответствии с пунктом 22 документации об Аукционе установлена дата проведения Аукциона - 05.10.2018 г., в то время как в ЕИС дата проведения Аукциона - 05.11.2018 г.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные разночтения являются технической ошибкой, при этом в верными являются даты, указанные в ЕИС.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 87 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Пакеты мусорные тип 1" - Полезная высота пакета должна быть не менее 500 мм, Высота должна быть не более 1,1 м.
Пунктом 119 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Теплоизоляционный материал для труб. Тип 1" - Применяется для изоляции труб с Ду 20, 25, 32 мм, Толщина изоляции для труб с Ду 33 мм.
Представители Заказчика пояснили на заседании Комиссии, что в пункте 119 допущена техническая ошибка и участнику закупки необходимо указать, в том числе, толщину изоляции для труб 32 мм. Также представители Заказчика пояснили, что в отношении полезной высоты пакета, требуемой в пункте 87 технического задания документации об Аукционе, также допущена техническая ошибка, и поскольку данная характеристика отсутствует в открытом доступе, участникам закупки можно указать высоту пакета. Вышеуказанные пункты технического задания документации об Аукционе не будут причиной отклонения участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, указаны сведения, противоречащие характеристикам товара, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик, которых в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо представить в составе первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 6.4.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Согласовывать с Заказчиком привлекаемые для выполнения работ организации, имеющие, в случае если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, действующие лицензии на соответствующие виды работ", что не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ОМС-Центр" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.10.2018 N 18/44/105/1442 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.