Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2018 г. N 305-КГ18-16061
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Никитиной Светланы Васильевны на решение Арбитражного суда Московской области от 14.02.2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2018 по делу N А41-86907/2017, установил:
индивидуальный предприниматель Никитина С.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского поселения Озеры Московской области (далее - Администрация) об оспаривании отказа Администрации в заключении договора на размещения нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: Московская области, г. Озеры, мк-р Маршала Катукова, в районе жилого дома N 9 (письмо от 02.08.2017 N 156-01ТГ-1311) и обязании устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2018, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вопросы под размещение объектов нестационарной торговли согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.
Частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы.
Действующее законодательство не содержит запрета на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без аукционных процедур для прежнего добросовестного арендатора земельного участка.
Отсутствие в нормативном акте субъекта РФ, органа местного самоуправления положения о продлении действующих договоров без проведения конкурсных процедур не может служить препятствием в осуществлении предпринимательской деятельности.
Вынося обжалуемые судебные акты, суды сослались на Положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта, утвержденного Постановлением Главы городского округа Озеры Московской области от 30.06.2017 N 1244.
Однако, данное Постановление не регулирует вопросам переоформления действующего договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта на договор на размещение такого объекта.
Данное постановление издано на основании Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-34.
Согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
При этом конкурсная документация предусмотрена только на объекты, размещаемые после утверждения схемы.
Спорный объект был размещен в 2007 на основании разрешения от 08.05.07 Администрации Озерского муниципального района Московской области и договора аренды земельного участка, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Заявитель полагает, что при отсутствии нарушений законодательства и желании хозяйствующего субъекта продолжить торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечить продление договора без проведения конкурсных процедур, на что также указано в письме Минпромторга России от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, 19.05.2014 года между Комитетом по управлению имуществом Озерского муниципального района и предпринимателем заключен договор N 2379 аренды земельного участка для размещения торгового павильона по адресу: Московская области, г. Озеры, мк-р Маршала Катукова, в районе жилого дома N 9, на срок до 18.05.2017. Постановлением Главы городского округа Озеры от 23.09.2016 N 1651 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа на период 2016 - 2020 годов (далее - Схема размещения), место размещения данного торгового павильона не было включено в первоначальную редакцию Схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В связи с последующим обращением предпринимателя Постановлением главы городского округа Озеры N 1471 от 07.08.2017 место размещения спорного торгового павильона включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов. 04.07.2017 предприниматель обратилась к Главе городского округа Озеры с заявлением о заключении договора на размещение торгового павильона по указанному адресу с 19.05.2017.
По результатам рассмотрения обращения письмом Главы городского круга Озеры от 02.08.2017 N 156-01ТГ-1311 предпринимателю сообщено, что заключение договора на размещение торгового объекта будет происходить на основании конкурсной процедуры - аукциона, данный аукцион был проведен и в соответствии с протоколом N 2 от 14.10.2017 индивидуальный предприниматель Никитина С.В. была признана победителем данного аукциона.
17.10.2017 предпринимателю почтовым отправлением направлен договор на размещение торгового объекта. Данное почтовое отправление получено предпринимателем 23.10.2017, 28.10.2017 предприниматель направила Главе городского округа Озеры уведомление, в котором указала на факт подачи заявления по настоящему делу и фактически выразила отказ на заключение договора по итогам проведенного аукциона, а в соответствии с протоколом N 3 от 14.11.2017 индивидуальный предприниматель Никитина С.В. признана уклонившейся от заключения договора.
Полагая отказ Администрации является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом о торговой деятельности.
Частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 2 статьи 10 Закона о торговой деятельности, порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила), включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности установлено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Суды правомерно указали, что названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
Судами установлено, что договор N 2379 аренды земельного участка для размещения торгового павильона от 19.05.2014, заключенный между Комитетом по управлению имуществом Озерского муниципального района и предпринимателем действовал до 18.05.2017. Доказательств того, что стороны продлили срок действия указанного договора аренды в установленном порядке, не имеется. Напротив, обжалуемый отказ свидетельствует об отсутствии воли Администрации на продление договора аренды, заключенного с заявителем.
Положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - Положение), определяющее порядок организации и проведения открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Озеры, утверждено Постановлением Главы городского округа Озеры МО от 30.06.2017 N 1244. Согласно указанному Положению право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Суды признали, что какое-либо преимущественное право на заключение договора на размещение НТО согласно схеме размещения без участия в аукционе у предпринимателя отсутствует, заявленные требования направлены на получение оснований владения тем же земельным участком в нарушение положений статьи 10 Закона о торговой деятельности.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Никитиной Светланы Васильевны для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 октября 2018 г. N 305-КГ18-16061 по делу N А41-86907/2017
Текст определения официально опубликован не был