Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 10-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Кировской области на решение Кировского областного суда от 6 июля 2018 года, которым частично удовлетворен административный иск Мишутова С.В. к правительству Кировской области, Законодательному Собранию Кировской области о признании частично недействующим абзаца 2 части 2 статьи 19 Закона Кировской области от 4 декабря 2012 года N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мишутов С.В. обратился в суд с административным иском к правительству Кировской области, Законодательному Собранию Кировской области о признании частично недействующим абзаца 2 части 2 статьи 19 Закона Кировской области от 4 декабря 2012 года N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию", ссылаясь в обоснование своих требований на то, что оспариваемая норма устанавливает неравные правовые возможности для одной и той же категории лиц по признаку возраста, затрудняет реализацию права на получение жилого помещения детьми- сиротами после наступления совершеннолетия, не реализовавшими свое право по независящим от них причинам.
Решением Кировского областного суда 6 июля 2018 года административное исковое заявление Мишутова С.В. было удовлетворено частично.
Признан недействующим абзац 2 части 2 статьи 19 Закона Кировской области от 4 декабря 2012 года N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" в той мере, в которой он ограничивает право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспеченных жилыми помещениями по достижении возраста 18 лет, либо по их заявлению по завершению получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования, по независящим от них обстоятельствам, на изменение выбранного ими муниципального образования на территории Кировской области по новому месту жительства, со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе Законодательное Собрание Кировской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Относительно доводов апелляционной жалобы от прокуратуры Кировской области поступили письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 3 вышеназванного Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Часть 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
29 ноября 2012 года Законодательным Собранием Кировской области в целях правового регулирования отношений в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, был принят Закон Кировской области N 222-ЗО от 4 декабря 2012 года.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Закона N 222-ЗО от 4 декабря 2012 года следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по месту жительства на территории Кировской области.
На основании абзаца 1 части 2 статьи 19 Закона N 222-ЗО от 4 декабря 2012 года, для включения в список органа опеки и попечительства лица, указанные в части 1 настоящей статьи, или их законные представители представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список органа опеки и попечительства.
Проанализировав положения части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого абзаца 2 части 2 статьи 19 Закона N 222-ЗО от 4 декабря 2012 года "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию" противоречащим вышеназванным положениям федеральных законов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные положения предусматривают право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не позднее одного года до достижения ребенком возраста 18 лет либо не позднее девяти месяцев до года обеспечения жилым помещением, являющегося годом завершения получения образования по программам среднего профессионального образования и высшего образования, представить в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление об изменении выбранного ими муниципального образования, в котором им должно быть предоставлено жилое помещение.
Тем самым ограничивается право указанных лиц, которые не были незамедлительно обеспечены жилыми помещениями в предусмотренный законом срок, на получение жилого помещения по месту их жительства на территории данного субъекта Российской Федерации.
Между тем, такое ограничение в силу требований частей 3 и 5 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть осуществлено лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, соответственно, уже применялся и регулировал общественные отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки в отношении других граждан, суд не нашел оснований для признания его отдельных положений недействующими с момента принятия, и вынес верное решение о признании их недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании положений законодательства, а обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского областного суда от 6 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 10-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был