Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.Д. Иванова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин Д.Д. Иванов оспаривает конституционность следующих положений статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
пункта 1.2, согласно которому на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей;
пункта 4, в силу которого установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.
Как следует из представленных материалов, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Д.Д. Иванову отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии об отказе в его регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по одному из одномандатных округов. Суды пришли к выводу, что отказ в регистрации кандидатом был законным, поскольку заявителем не было представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом (представлено 282 подписи избирателей вместо требуемых 584 подписей), а также поскольку не был представлен первый финансовый отчет. Доводы заявителя о том, что необходимое количество подписей избирателей должно определяться путем деления общего количества избирателей, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия), на число мандатов народных депутатов Республики Саха (Якутия), поскольку территория Республики Саха (Якутия) представляет собой единый многомандатный избирательный округ, были признаны судами необоснованными.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в силу своей неопределенности позволяют возлагать на граждан обязанность собрать в поддержку своего выдвижения подписи избирателей в количестве, превышающем в два раза количество подписей избирателей, которое данные нормы допускают требовать, а потому они не соответствуют статьям 3 (часть 3), 15 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей, и само по себе требование закона, возлагающее на кандидата обязанность сбора подписей в поддержку своего самовыдвижения, - если необходимое количество таких подписей является разумным и не приводит к чрезмерному обременению кандидата - не препятствует реализации пассивного избирательного права и как таковое не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права и свободы (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О-О, от 5 июня 2012 года N 1058-О и др.).
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяя количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, дифференцировал количество необходимых подписей избирателей в зависимости от того, проводятся ли такие выборы по одномандатным избирательным округам или многомандатным избирательным округам. В соответствии с пунктом 1.2 данного Федерального закона количество подписей избирателей для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей.
Какой-либо неопределенности данное регулирование не содержит и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.
Что касается оспариваемого заявителем пункта 4 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то данная норма, запрещающая, в частности, установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации на части территории субъекта Российской Федерации, направлена на обеспечение равенства избирательных прав и также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Дмитрия Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 3091-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Дмитрия Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктами 1.2 и 4 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)