Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 302-КГ18-16261
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 17.08.2018 Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее также - служба) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2017 по делу N А33-18535/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2018 по тому же делу по заявлению администрации города Ачинска (далее также - администрация) к службе о признании недействительными и отмене акта от 03.07.2017 и предписания об устранении выявленных нарушений от 07.07.2017 N СД/01183, установила:
отделом контроля за использованием межбюджетных трансфертов Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края на основании анализа информации, размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru, выявлено несоблюдение администрацией города Ачинска обязательных требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, включенной в план-график N 2017011930000010010001, в отношении 13 закупок. О данном факте отделом в адрес начальника службы составлена служебная записка от 29.06.2017.
На основании выявленных сведений службой проведена внеплановая проверка в отношении администрации, по результатам которой составлен акт от 03.07.2017 и вынесено предписание от 07.07.2017 N СД/01183.
Проверкой установлено, что спорные закупки запланированы администрацией в целях реализации переданных государственных полномочий Красноярского края по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансовое обеспечение закупок предусматривалось за счет субвенций из бюджета Красноярского края, поступивших муниципальному образованию в рамках государственной программы "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п.
В развитие мероприятий программы между Министерством образования Красноярского края и администрацией города Ачинска было заключено соглашение от 21.02.2017 N 1, согласно которому целевым назначением субвенции определено приобретение в 2017 г. в муниципальную собственность города Ачинска жилых помещений для их последующего предоставления названной льготной категории граждан. Администрация обязывалась приобрести 12 жилых помещений, для чего ей была предоставлена субвенция в размере 16 681 800 руб.
Предметом акта от 03.07.2017 и предписания от 07.07.2017 N СД/01183 явились следующие нарушения.
В отношении планируемых закупок указанных 12 жилых помещений, размещенных 24.12.2016, служба установила, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта администрация исходила из норматива предоставления жилья на одного человека равного 22 кв.м и стоимости 1 кв.м жилья, утвержденного ее же постановлением от 08.07.2016 N 249-П.
Из материалов дела следует, что служба расценила примененный метод как не отвечающий признакам метода сопоставимых рыночных цен, а также нормативного метода, применение которых для рассматриваемых целей предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того установлено, что 09.03.2017 в плане-графике администрацией размещена еще одна закупка - с идентификационным N 173244300617124430100101011016810412 на сумму 5 560 620 руб. 48 коп. в отсутствие ее обоснования. Согласно объяснениям администрации, полученным службой, данная закупка была внесена в связи с образовавшимся остатком денежных средств субвенции до принятия решения о приобретении на них дополнительных квартир.
Дополнительным соглашением от 24.05.2017 N 1-2 в соглашение от 21.02.2017 N 1 внесены изменения, согласно которым количество приобретаемых администрацией жилых помещений увеличено до 18.
Таким образом, закупку N 173244300617124430100101011016810412 служба квалифицировала как направленную на приобретение 6 квартир на общую сумму 5 560 620 руб. 48 коп., осуществление которой без разделения на отдельные лоты не отвечает принципам конкурентного размещения заказа для государственных и муниципальных нужд.
Администрация города Ачинска обжаловала акт от 03.07.2017 и предписание службы от 07.07.2017 N СД/01183 в арбитражный суд.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.10.2017 производство по требованиям администрации в части обжалования акта прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2017, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2018, в оставшейся части заявленное требование удовлетворено. Предписание службы об устранении выявленных нарушений от 07.07.2017 N СД/01183 признано незаконным.
Суды исходили из того, что службой нарушен порядок проведения мероприятий контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок. Суды руководствовались статьями 97, частью 15 статьи 99 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ и нашли, что основанием для проведения контрольным органом внеплановой проверки может явиться информация о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, поступившая извне.
В настоящем деле сведения, на основании которых инициирована внеплановая проверка администрации города Ачинска, выявлены в собственной деятельности Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Кроме того указанные сведения получены службой из единой информационной системы в сфере закупок, образованной в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, по результатам ее мониторинга. Поскольку служба не является органом, уполномоченным в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на проведение мониторинга закупок с использованием единой информационной системы, суды пришли к выводу, что полученная ею информация не может квалифицироваться в качестве основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного частью 15 статьи 99 названного Федерального закона.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края возражает против позиции судов, заявляя о праве использовать в целях реализации возложенных на нее полномочий по контролю в сфере закупок информацию, содержащуюся в открытых и общедоступных источниках.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2018 дело N А33-18535/2017 Арбитражного суда Красноярского края истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По смыслу приведенной нормы, полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации ограничены устранением таких допущенных судами нарушений, которые непосредственно препятствуют восстановлению прав, свобод и законных интересов заявителя, защите публичных интересов.
Как свидетельствуют материалы дела, 12.07.2017 в план-график закупок N 2017011930000010010001 внесены изменения: закупка N 173244300617124430100101011016810412 на сумму 5 560 620 руб. 48 коп. отменена (т. 1 л.д. 22). В план введены позиции NN 133-138 в отношении шести закупок на сумму 848 254 руб. каждая, определение поставщика по ним завершено, заключены государственные контракты.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края и для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 302-КГ18-16261 по делу N А33-18535/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2081/18
12.02.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-285/18
13.12.2017 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18535/17
11.08.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-18535/17