Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.А. Долгих к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.А. Долгих, уволенная со службы в таможенных органах по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 5 статьи 48 названного Федерального закона, согласно которому увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 18, 19, 37, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не обязывает начальника соответствующего таможенного органа предлагать увольняемому сотруднику все вакантные должности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.А. Долгих материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая норма допускает увольнение со службы сотрудника таможенного органа только в том случае, если невозможно его перевести на другую вакантную должность в таможенных органах либо сотрудник отказался от ее замещения. При этом пункт 18 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий (утверждена приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 777) предусматривает, что зачисленному в связи с организационно-штатными мероприятиями в распоряжение таможенного органа сотруднику должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа - вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение возможности сотруднику таможенного органа продолжить службу, в равной мере распространяется на всех сотрудников таможенных органов, должности которых сокращаются, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса об исполнении начальником таможенного органа обязанности по предложению заявительнице всех вакантных должностей, обязанности по которым она могла бы выполнять с учетом ее квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, связано с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Долгих Инны Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 2890-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Долгих Инны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)