Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛИМА" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова" (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция студенческого общежития (г. Москва, ул. Речников, д. 16)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100022318000104) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено условие о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, требованиям технических условий;
2. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлено требование к описанию ряда товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии с проектной документацией при одновременном отсутствии конкретных характеристик товаров, в отношении которых необходимо представить сведения в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 11.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 12.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 04.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 202 490 604,30 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущена 2 заявки от участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО ГК "СТК" с предложением о цене контракта 187 303 808,85 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено условие о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, требованиям технических условий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 16 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели товара, используемого для выполнения работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Требования к используемым при выполнении работ товарам, в отношении которых предоставляются сведения в первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержатся в Приложении N 1 к Техническому заданию Части IV документации об аукционе "Описание объекта закупки".
Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Техническое задание) содержит следующие требования к товарам:
- N 468 "Трубы полимерные со структурированной стенкой": "Трубы полимерные со структурированной стенкой для систем наружной канализации, марка "КОРСИС SN 10" (ТУ 2248-031-73011750-2014) SN 10";
- N 788 "Трубы полипропиленовые гофрированные": "Трубы полипропиленовые гофрированные двухслойные, марка "Pragma" (ТУ 2248-001-96-2011) SN 16, диаметром 458/400 мм или эквивалент";
- N 786 "Трубы из высокопрочного чугуна": "Трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом с внутренним цементным покрытием, марка ЧШГ, диаметр: 100 мм (ТУ 14-154-23-90)".
В соответствии с ГОСТ 2.114-2016 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия" технические условия разрабатываются по решению разработчика, заказчика, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что характеристики по вышеуказанным техническим условиям отсутствуют в открытом доступе, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе указать в составе заявки характеристики по товарам, используемым при выполнении работ, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно установивших требование о соответствии товаров техническим условиям, сведения о которых отсутствуют в открытом доступе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлено требование к описанию ряда товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии с проектной документацией при одновременном отсутствии конкретных характеристик товаров, в отношении которых необходимо представить сведения в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, установлены следующие требования:
- N 135 "Краска фасадная": "в соответствии с проектом 48-145ИССТ/2017-АР";
- N 137 "Мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная": "в соответствии с проектом 48-145ИССТ/2017-АР";
- 175 "Гидроизолляционный материал": "в соответствии с проектом 48-145ИССТ/2017-АР";
- N 183 "Гидроизолляционный материал": "в соответствии с проектом 48-145ИССТ/2017-АР";
- N 551 "Щит": "Щит ЩС (6-8).2 (Готовое изделие, в сборе с выключателями, шинами, УЗО (в соответствии с проектом 48-145ИССТ/2017-ИОС1.1)";
- N 619 "Извещатель охранный адресный": "в соответствии с проектом 48-145ИССТ/2017-ИОС5.3".
При этом, Комиссией установлено, что исчерпывающий перечень характеристик товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо представить сведения в составе заявки на участие в Аукционе, отсутствует.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе содержит следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- N 785 "Трубы гибкие гофрированные": "Трубы гибкие гофрированные двустенные "DKC" диаметром: 110 мм или эквивалент";
- N 815 "Розетка": "Розетка х2 для о/у, с/з, без шторок, Белая, Этюд PA16-007b Schneider Electric или эквивалент";
- N 732 "Розетка штепсельная": "Розетка штепсельная для открытой проводки РШ-П-20-0-IP43-01- 10/42 или эквивалент";
- 705 "Пульт микрофонный": "Пульт микрофонный 8 зон МЕТА 18580-8 или эквивалент".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что техническое задание документации об Аукционе не содержит характеристик показателей товаров, являющихся эквивалентными показателям установленных товарных знаков.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 11 информационной карты документации об Аукционе к участнику закупки установлено следующее требование: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (требования к подтверждающим документам указаны в пункте 12.2. Информационной карты ИУЗ)".
Вместе с тем, требование о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме содержаться в пункте 15 информационной карты документации об Аукционе, при этом, пункт 12.2 в информационной карте документации об Аукционе отсутствует.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, ненадлежащим образом установивших инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, установлены следующие требования:
- N 142 "Грунтовка полиуретановая": "Грунтовка полиуретановая. Расход не менее 0,12 не более 0,3 кг/м2. Время высыхания не менее 3 не более 5 ч.";
- N 163 "Блоки из ячеистого бетона": "Коэффициент теплопроводности не менее 0,09 Вт/м°С не более 0,11 Вт/м°С, прочность на сжатие не менее 7,7 кг/ , но не более 27
".
В частности, в соответствии с ГОСТ 31359-2007 "Бетоны ячеистые автоклавного твердения. Технические условия" контроль ячеистых бетонов по прочности на сжатие и средней плотности проводят при приемо-сдаточных испытаниях каждой партии изделий из этого бетона, при этом, среднее значение коэффициента теплопроводности ячеистого бетона в партии определяется по результатам испытаний контрольных образцов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей химического состава, показатели результатов испытаний, показателей технологических процессов изготовления товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый для использования при оказании услуг, для представления подробных сведений о показателях химического состава, показателях результатов испытаний и показателях технологических процессов изготовления товаров.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Приложением N 3 к проекту государственного контракта документации об Аукционе (график оплаты выполненных работ) установлено, что сумма оплаты выполненных работ в 2018 году составляет 100 000 рублей. Вместе с тем, согласно пункту 6.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В рамках Контракта Генподрядчику предоставляется Казначейское обеспечение обязательств (аванс в форме Казначейского обеспечения обязательств) в размере 30 % процентов от Цены Контракта, что составляет ___________, руб. _____ копеек, но не более годового объема финансирования в текущем году, из них:
12 160 454,20 руб. - в 2018 году".
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших противоречивые сведения об объеме финансирования работ в 2018 году, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 раздела I "Общие положения" Постановления N 87 Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация включает, в том числе, отчеты об инженерных изысканиях, а также раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" (сводный сметный расчет, объектные сметы, локальные сметы, прайс-листы, ведомости объемов работ), вместе с тем, указанные разделы не размещены в ЕИС.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не разместивших в ЕИС все предусмотренные проектной документацией разделы нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе ненадлежащее описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛИМА" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2018 г. N 18/44/105/1948 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был