Досье на проект федерального закона
В Комитете рассмотрен проект федерального закона N 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Целью данного законопроекта является совершенствование системы технического осмотра, направленное на исключение возможности оформления диагностических карт без проведения процедуры технического осмотра.
Для реализации указанной цели законопроектом предусмотрен ряд изменений в системе технического осмотра транспортных средств.
Диагностическая карта будет формироваться по результатам технического осмотра только в электронном виде в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (далее - ЕАИСТО) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Это должно исключить возможность выдачи поддельных диагностических карт.
Вводится понятие "пропускная способность пункта технического осмотра". Контроль за правильностью расчета оператором технического осмотра пропускной способности принадлежащих ему пунктов технического осмотра, а также за соблюдением им требования о возможном превышении ее величины будет осуществлять профессиональное объединение страховщиков.
Предусматривается обязательная фотофиксация и видеозапись транспортного средства, в отношении которого проведено техническое диагностирование.
Законопроектом предлагается установить требования не только к характеристикам и перечню средств технического диагностирования, но и к программному обеспечению, средствам фото- и видеофиксации, а также к помещениям, в которых проводится технический осмотр. Соблюдение их операторами технического осмотра обеспечит выполнение ими требований аккредитации и будет контролироваться профессиональным объединением страховщиков.
Вводится обязанность операторов технического осмотра проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации не позднее чем через год после получения аттестата, далее - раз в два года.
Значительно усиливаются контрольные функции в отношении операторов технического осмотра. Так, исключается возможность проведения профессиональным объединением страховщиков только документарной проверки заявителя при выдаче или переоформлении аттестата аккредитации. Теперь выездные проверки в этих случаях станут обязательными. Кроме того, вводится постоянное наблюдение профессионального объединения страховщиков за деятельностью операторов технического осмотра, которое будет осуществляться посредством анализа информации в системе технического осмотра, реестре операторов и других информационных ресурсах.
Полномочия по контролю за соблюдением операторами технического осмотра правил проведения технического осмотра предлагается возложить на МВД России.
По данному законопроекту у Комитета имеются замечания.
Требуют уточнения положения законопроекта, касающиеся диагностической карты. Так, формулировка, что она "формируется по окончании проведения технического осмотра" нечетко определяет, с какого момента владелец транспортного средства будет обладать действующим техосмотром. Диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной подписью технического эксперта, но при этом не указано, обязательно ли это должен быть эксперт, который проводил осмотр.
В определении понятия "средства фото и видеофиксации" указано, что эти технические средства позволяют осуществлять запись процедуры технического диагностирования и передавать ее автоматически в ЕАИСТО. В тоже время, вносимые в часть 3 статьи 12 действующего закона изменения предусматривают, что в ЕАИСТО будет передаваться не видеозапись процедуры осмотра, а лишь фото- и видеоизображение транспортного средства с указанием его геолокации и времени начала и окончания проведения технического диагностирования. Передача этих сведений будет осуществляться не автоматически, а оператором технического осмотра после проведения диагностирования при формировании диагностической карты. Такой способ контроля вряд ли будет эффективным, поскольку не позволяет определить, проводилось ли действительно диагностирование транспортного средства.
Законопроект устанавливает возможность проведения технического осмотра транспортных средств на передвижных диагностических линиях, однако не определяет случаи, при которых эти линии могут быть использованы.
Недостаточно урегулированы в законопроекте также вопросы, касающиеся аккредитации в сфере технического осмотра. Полагаем необходимым определить понятия "аккредитация" и "аттестат аккредитации", ввести нормы, определяющие такие процедуры, как приостановление и возобновление действия аттестата аккредитации, переоформление аттестата аккредитации, а также подтверждение соответствия оператора технического осмотра требованиям аккредитации.
Вызывает сомнение возможность обеспечения профессиональным объединением страховщиков эффективного контроля за операторами технического осмотра в рамках предоставленных ему законопроектом полномочий. Для осуществления экспертной оценки операторов технического осмотра при получении, переоформлении ими аттестатов аккредитации, а также при подтверждении соответствия их требованиям аккредитации законопроектом предусмотрено проведение выездных проверок. Для этого необходимо наличие у профессионального объединения страховщиков региональных представительств по всей стране, а также большого количества специалистов, обладающих техническими знаниями. В связи с этим, полагаем необходимым уточнить полномочия профессионального объединения страховщиков по контролю за операторами технического осмотра.
Указанные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает законопроект N 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.