Решение Суда по интеллектуальным правам от 20 декабря 2018 г. по делу N СИП-575/2018
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2018 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Рогожина С.П.,
судей Голофаева В.В., Лапшиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мосесовой А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании индивидуального предпринимателя Малаховой Алины Андреевны (г. Тула, ОГРНИП 316715400091190) о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы России (ул. Садово-Кудринская, д. 11, Москва, 125993, ОГРН 1047796269663) от 31.05.2018 N РП/39656/18 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Интертелекомсервис" (ул. Красного курсанта, д. 25, лит. Н, оф. 301, Санкт-Петербург, 197110, ОГРН 1037851017291),
при участии в судебном заседании представителя от Федеральной антимонопольной службы России - Кононова Н.В., по доверенности от 13.11.2018, установил:
индивидуальный предприниматель Малахова Алина Андреевна (далее - предприниматель) обратилась в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 31.05.2018 N РП/39656/18 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Интертелекомсервис" (далее - общество).
В обоснование заявленных требований предприниматель указала на то, что обжалуемое решение является незаконным ввиду того, что при его подготовке ФАС России не рассмотрены все вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.
Предприниматель ссылается на то, что из указанного решения не следует, что антимонопольным органом были запрошены и получены какие-либо документы от лица, в отношении которого подано заявление.
Учитывая указанные обстоятельства, заявитель полагает, что ФАС России неправомерно отказал в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
От ФАС России поступил отзыв на заявление предпринимателя, в котором указано, что требования, изложенные в заявлении, являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, а принятое решение является законным, обоснованным и не нарушающим права заявителя.
Представитель ФАС России в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил в удовлетворении заявления отказать.
Предприниматель и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ее представителей.
В поступившем через систему "Мой Арбитр" в Суд по интеллектуальным правам отзыве общество просит возвратить заявление предпринимателя в порядке статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неподсудностью данного спора Суду по интеллектуальным правам.
При поступлении в Суд по интеллектуальным правам искового заявления, заявления по делу, не подлежащему рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, такое заявление возвращается заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если указанное обстоятельство выясняется после принятия заявления к производству Суда по интеллектуальным правам, он передает дело в соответствующий арбитражный суд по правилам подсудности на основании статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 частью 4 названной статьи Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Исходя из пункта 2 части 9 этой же статьи антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. Решение об отказе в возбуждении дела антимонопольный орган направляет заявителю в установленный срок с указанием мотивов принятия решения (часть 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
В случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии. Комиссия по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимает решение (статья 49 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
При этом законом предусмотрено обжалование в суд решений антимонопольного органа как об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и о нарушении антимонопольного законодательства.
Исходя из процессуальных задач, возложенных на суд, закрепленных в части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд, оценивая законность принятия антимонопольным органом решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства и о признании или отказе в признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий, устанавливает правильность выводов антимонопольного органа о наличии/отсутствии в действиях хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренции.
Оценивая законность принятия антимонопольным органом решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства суд проверяет наличие или отсутствие оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 39 Закона о защите конкуренции), а следовательно, наличие или отсутствие у антимонопольного органа данных, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, при проверке решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) суд проверяет наличие или отсутствие данных именно о таких признаках.
Поэтому проверка законности решений ФАС России, принятых по результатам рассмотрения дел по статьям 14.4 и 14.6 Закона о защите конкуренции, отнесена к подсудности Суда по интеллектуальным правам (абзац третий пункта 2 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Неуказание всех видов итоговых решений, принимаемых антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявлений, материалов по вопросу о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий, не может свидетельствовать об отсутствии компетенции Суда по интеллектуальным правам рассматривать данную категорию споров.
Аналогичный подход был выработан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в схожей ситуации - применительно к порядку обжалования определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и постановлений об отказе в привлечении лица к административной ответственности при том, что в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок обжалования лишь постановлений о привлечении лица к административной ответственности. В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечено: в силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством; судам следует учитывать, что, поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд; кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд; порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогично указанной ситуации положениями статьи 52 Закона о защите конкуренции также не определено, что решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежат оспариванию в особом порядке, отличном от оспаривания решений, принятых по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Подсудность спора суду не может зависеть от результатов принятого антимонопольным органом решения по рассмотрению заявлений, материалов, а следовательно, и от того, обжалуется ли решение о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий, либо об отказе в возбуждении такого дела.
Учитывая изложенное, суд не усматривает основания для признания настоящего спора неподсудным Суду по интеллектуальным правам и возврата настоящего заявления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителя ФАС России, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленный законом срок предпринимателем соблюден.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства является ФАС России.
В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных в статье 23 Закона о защите конкуренции).
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 указанного Закона.
Согласно статье 33 Федерального закона 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи недобросовестной признается реклама, которая, в том числе является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (подпункт 4).
Согласно пункту 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица или товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 2 Правил также предусмотрено, что дела возбуждаются и рассматриваются антимонопольным органом, помимо прочего, по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
Частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).
Статьей 14.6 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции указаны действия, относящиеся к недобросовестной конкуренции, связанные с незаконным использованием средств индивидуализации хозяйствующего субъекта-конкурента, такие как незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации. юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
В силу пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявление юридического или физического лица о нарушении антимонопольного законодательства является основанием для проверки антимонопольными органами этих фактов.
Статьей 44 того же Закона определен порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу части 5 указанной статьи при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе, в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Аналогичные положения изложены в пункте 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
В случае принятия решения об отказе в возбуждении дела антимонопольный орган направляет заявителю мотивированный отказ в установленный срок (пункт 3.44 Административного регламента).
В статье 44 Закона о защите конкуренции закреплен порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно частям 1-6, 8-10 указанной статьи заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов (часть 1).
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции, а также устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых эти документы могут быть получены.
По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8).
Основания для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства определены в части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, одним из которых является установление того, что признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На стадии возбуждения дела на основании поданного заявления исследуется само заявление лишь на предмет наличия в нем доводов о признаках нарушения антимонопольного законодательства в тех действиях, на которые указывает сам заявитель, и то, приложены ли к заявлению доказательства, на которые заявитель ссылается как на подтверждающие эти доводы.
Предприниматель обратился в ФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.
Нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, по мнению заявителя, выразилось в использовании третьим лицом, при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по переводу денежных средств в пользу лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, сайта с доменным именем fsin-money.ru, использования логотипа "ФСИН.деньги" и коммерческого обозначения "ФСИН.деньги. Система денежных переводов" (пункт 2 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения заявления ФАС России принял решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, направленное в адрес заявителя письмом от 31.05.2018 N РП/39656/18.
Данное решение ФАС России, в том числе, было мотивировано тем, что действие законодательства о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товарах, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответственно, информация, размещенная на официальном сайте fsin-money.ru не является рекламой и, как следствие, под действие законодательства о рекламе не попадает.
Кроме того, в обжалуемом решение указано на то, что заявление о нарушении третьим лицом законодательства о рекламе построено на субъективной оценке заявителем интернет - сайта общества и не содержит объективного подтверждения.
Суд полагает данные выводы ФАС России обоснованным.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в случае отсутствия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительной отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи содержит статья 8 Закона о рекламе, согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
В письме от 28.08.2015 N АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет" ФАС России разъяснила, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.
В отношении доводов предпринимателя о нарушении третьим лицом Закона о защите конкуренции, ФАС России указало, что установить какие именно действия общества предприниматель считает нарушением статей 14.2, 14.4 или 14.6 Закона о защите конкуренции не представляется возможным, соответствующих доказательств, в нарушение статьи 44 указанного закона, заявителем не представлено.
Данные выводы ФАС России суд считает обоснованными и законными.
В соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента в заявлении, указывающем на признаки нарушения антимонопольного законодательства, должны содержаться описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Таким образом, предприниматель обязан представить доказательства в виде документов, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении, и свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства, а также обязан надлежащим образом оформить и заверить указанные документы.
В подтверждение своих доводов о нарушении третьим лицом норм Закона о защите конкуренции, заявителем представлена распечатка с сайта fsin-money.ru в сети Интернет. По мнению заявителя, данных документов достаточно для подтверждения того, что в действиях третьего лица имеют место быть признаки недобросовестной конкуренции.
Между тем, рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, ФАС России не усмотрел в действиях третьего лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем следует отметить, что, действуя таким образом, антимонопольный орган оценивал заявление, поданное предпринимателем в антимонопольный орган, в том виде, в котором оно было составлено, и исходя из того, какие действия сам заявитель полагает нарушающими антимонопольное законодательство.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган оценивал наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства именно в тех действиях, на которые указывал сам заявитель.
Для разрешения вопроса о возможности возбуждения дела о недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы в заявлении содержались доводы, указывающие на признаки незаконного средств индивидуализации или нарушения Закона о рекламе. В подтверждение данных доводов должны быть представлены соответствующие доказательства. В противном случае у административного органа отсутствуют основания для возбуждения дела о недобросовестной конкуренции на основании пункта 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции и/или части 1 статьи 33 Закона о рекламе.
Таким образом, судом отклоняется довод заявителя о том, что обжалуемое решение является незаконным ввиду того, что при подготовке ФАС России указанного решения не рассмотрены все вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела, а также о том, что из указанного решения не следует, что антимонопольным органом были запрошены и получены какие-либо документы от лица, в отношении которого подано заявление.
Принимая обжалуемое решение, ФАС России действовала в пределах предоставленных полномочий, оценив представленное заявление и приложенные к нему доказательства и, установив отсутствие доказательств наличия признаков нарушения обществом Закона о защите конкуренции и Закона о рекламе, правомерно отказал заявителю в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения заявления и признания оспариваемого решения недействительным.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления относятся на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам решил:
отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Малаховой Алины Андреевны.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.П. Рогожин |
Судья |
В.В. Голофаев |
Судья |
И.В. Лапшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 20 декабря 2018 г. по делу N СИП-575/2018
Текст решения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2018 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-575/2018
19.11.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-575/2018
09.10.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-575/2018
06.09.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-575/2018