Постановление Верховного Суда РФ от 7 декабря 2018 г. N 78-АД18-13
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Пивоваровой Юлии Владимировны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "23БЕТ.РУ", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 171 Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 г., решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2017 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2017 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "23БЕТ.РУ" (далее - ООО "23БЕТ.РУ", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 171 Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2017 г. и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2017 г., ООО "23БЕТ.РУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей с конфискацией игрового оборудования.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник ООО "23БЕТ.РУ" Пивоварова Ю.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ азартной игрой признается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с названным Федеральным законом; букмекерской конторой является игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ в букмекерских конторах, тотализаторах, в их пунктах приема ставок не могут проводиться азартные игры, при которых исход событий, относительно которых заключаются основанные на риске соглашения о выигрыше, зависит от действий организатора данных видов азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий, связанных с организацией и проведением иных азартных игр и лотерей (за исключением международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки соблюдения обществом требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, проведенной прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга совместно с Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу 23 июня 2016 г. в 16 часов 30 минут в арендуемом обществом помещении, расположенном по адресу: _, установлено, что общество в нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны.
По данному факту 16 сентября 2016 г. заместителем прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, общество привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе производства по делу защитник общества отрицал факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявляя, что общество фактически привлечено к административной ответственности за осуществление законной деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе.
В обоснование своих доводов защитник общества указывал, что на основании соответствующей лицензии от 26 июня 2012 г. N 23 общество, не нарушая установленных законом запретов и ограничений, осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, оказывает участникам азартных игр услуги по заключению основанных на риске соглашений о выигрыше, исход которых зависит от событий, в отношении которых неизвестно, наступят они или нет. В рамках данного вида деятельности общество принимает ставки на исходы розыгрышей всероссийских государственных лотерей ("ВГТЛ-1" - коммерческое название "КЕНО-Спортлото", "ВГЛ 1 Спорт" - коммерческое название "12/24", "ВГЛ 2 Спорт" - коммерческое название "ТОП-3", "ВГЛ 3 Спорт" - коммерческое название "Рапидо", "ВГЛ 4 Спорт" - коммерческое название "Дуэль", "ВГЛ 5 Спорт" - коммерческое название "Прикуп"), информация о которых поступает обществу от ООО "ГеймБет" на основании договора об оказании услуг по информационному обслуживанию о тиражах всероссийских государственных лотерей. Осуществление такого вида деятельности не противоречит положениям Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ. Ни организатор азартных игр в букмекерской конторе, ни участник азартных игр не принимают участие в лотереях, условием пари является определение участником азартной игры числовых значений, которые выпадут в результате проведения розыгрыша призового фонда тиража лотереи. При осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, законом запрещено использовать не всякое игровое оборудование, а только игровые автоматы и игровые столы. Такое оборудование обществом при осуществлении указанной деятельности не используется, заключение пари на исход розыгрыша всероссийских государственных лотерей осуществляется посредством аппаратно-программного комплекса "СИГЛ" (АПК "СИГЛ"). Возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в соответствии с пунктом 22 статьи 4, частями 3.7, 3.8 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ обеспечивается с помощью используемого специального оборудования, установленного в зоне обслуживания участников азартных игр. Единый учет, обработка ставок, фиксирование результатов азартных игр, расчет сумм выигрышей в соответствии с пунктом 22 статьи 4, части 3.2 статьи 15 названного Федерального закона обеспечивается с помощью компонентов специального оборудования и сертифицированного программного обеспечения, установленных в кассе и процессинговом центре букмекерской конторы.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенные защитником доводы судебными инстанциями не проверены и ничем объективно не опровергнуты.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении по результатам проведенной проверки обществу вменено осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны в нарушение требований Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ.
Привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья указал, что обществом совершено указанное деяние. Вместе с тем мировой судья со ссылками на положения статьи 6, части 2 статьи 19 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ) также сделал вывод о том, что деятельность общества нельзя признать связанной с распространением лотереи, наличие заключенных им договоров с распространителями лотереи имеет цели прикрытия деятельности по организации и проведению азартных игр, а изъятое в рамках проверки оборудование является игровым и использовалось исключительно в целях проведения азартных игр вне игорных зон.
Вместе с тем мировым судьей неправильно установлены обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, что вышестоящими инстанциями оставлено без внимания, несмотря на указание на данное нарушение защитником. Ссылки на нормы Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ несостоятельны, нарушение этого закона обществу не вменялось, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не идет речь о проведении лотерей с использованием игрового оборудования.
Так, в рамках прокурорской проверки установлено, что общество заключает пари на исход розыгрыша всероссийских государственных лотерей посредством аппаратно-программного комплекса "СИГЛ", сделан вывод о незаконных организации и проведении обществом азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны.
В ходе производства по делу защитник ООО "23БЕТ.РУ" не оспаривал осуществление обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, указывая, что данный вид деятельности ведется на основании соответствующей лицензии, без нарушения запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ, а игровое оборудование, которое оно использует для организации и проведения азартных игр, а именно, для заключения пари на исход государственных лотерей, викторин и иных событий, названным Федеральным законом не запрещено. О том, что деятельность общества связана с распространением лотереи, защитником не заявлялось.
При этом из материалов дела следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе является уставным видом деятельности общества и осуществляется обществом на основании лицензии от 26 июня 2012 г. N 23. В приложении к лицензии адрес: ... указан (т. 1, л.д. 146-151, т. 2, л.д. 124-129).
В пунктах приема ставок ООО "23БЕТ.РУ" производятся ставки на исходы всероссийских государственных лотерей ("ВГТЛ-1" - коммерческое название "КЕНО-Спортлото", "ВГЛ 1 Спорт" - коммерческое название "12/24", "ВГЛ 2 Спорт" - коммерческое название "ТОП-3", "ВГЛ 3 Спорт" - коммерческое название "Рапидо", "ВГЛ 4 Спорт" - коммерческое название "Дуэль", "ВГЛ 5 Спорт" - коммерческое название "Прикуп").
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 1318-р "О проведении всероссийских государственных лотерей" "ВГТЛ-1" входит в состав всероссийских государственных лотерей, право выступить ее организатором предоставлено Министерству финансов Российской Федерации.
Оператором данной лотереи является ООО "Спортлото" (государственный контракт от 11 октября 2010 г. N 01-01-06/05-375 на проведение всероссийских государственных лотерей, т. 1, л.д. 152-155, т. 2, л.д. 69-117).
"ВГЛ 1 Спорт", "ВГЛ 2 Спорт", "ВГЛ 3 Спорт", "ВГЛ 4 Спорт", "ВГЛ 5 Спорт" проводятся в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 687-р "О проведении тиражных всероссийских государственных лотерей", право выступить ее организатором предоставлено Министерству спорта Российской Федерации.
Оператором данных лотерей является АО "Государственные спортивные лотереи" (государственный контракт от 12 декабря 2012 г. N 261 на проведение всероссийских государственных лотерей, т. 1, л.д. 156-157, т. 2, л.д. 118-120).
Между оператором АО "Государственные спортивные лотереи" и распространителем АО "Торговый дом "Столото" 1 июня 2013 г. заключен договор N 01 оказания услуг по осуществлению юридических и фактических действий, направленных на распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, приема лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного договора (т. 1, л.д. 161-162).
Между оператором ООО "Спортлото" и распространителем АО "Торговый дом "Столото" 1 июня 2013 г. заключен договор N 02 оказания услуг по осуществлению юридических и фактических действий, направленных на распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, приема лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного договора (т. 1, л.д. 158-160, т. 2, л.д. 121-123).
Между АО "Торговый дом "Столото" и ООО "ГеймБет" 7 июля 2015 г. заключен договор N 01/15 оказания услуг предоставления информации о тиражах всероссийских государственных лотерей, согласно которому АО "Торговый дом "Столото" принял на себя обязанности по предоставлению ООО "ГеймБет" информации о ходе проведения тиражей всероссийских государственных тиражных лотерей в режиме реального времени, о результатах тиражей всероссийских государственных тиражных лотерей за период действия указанного договора (т. 1, л.д. 163-167).
Между ООО "ГеймБет" и ООО "23БЕТ.РУ" 9 октября 2015 г. заключен договор N 15/15 оказания услуг предоставления информации о тиражах всероссийских государственных лотерей, согласно которому ООО "ГеймБет" принял на себя обязанности по предоставлению ООО "23БЕТ.РУ" информации о датах, времени и номере проведения тиражей всероссийских государственных тиражных лотерей, о результатах тиражей всероссийских государственных тиражных лотерей за период действия указанного договора (т. 1, л.д. 168-175).
Относительно изъятого оборудования в ходе производства по делу защитником общества заявлено, что АПК "СИГ Л" предназначен для заключения пари, при которых исход основанных на риске соглашений о выигрыше зависит от действий, связанных с розыгрышем призового фонда всероссийских государственных лотерей и его результатами. АПК "СИГЛ" не содержит устройств, влияющих на исход событий, на которые заключается пари.
Данных, опровергающих указанное утверждение, в материалах дела нет.
Согласно договору от 21 октября 2015 г. N 19/15 на поставку оборудования ООО "Афродита" (впоследствии изменившее наименование на ООО "23БЕТ.РУ") является собственником АПК "СИГЛ" - аппаратно-программного комплекса, предназначенного для заключения пари, при которых исход основанных на риске соглашений о выигрыше зависит от действий, связанных с розыгрышем призового фонда всероссийских государственных лотерей и результатами розыгрыша, имеющего сертификат соответствия от 6 июля 2015 г. N 12.0001.1469, выданный АНО "Межрегиональный испытательный центр", производитель ООО "ГеймБет" (т. 1, л.д. 101-103, 176179).
В материалах дела имеются выданные АНО "Межрегиональный испытательный центр" сертификаты соответствия от 6 июля 2015 г. N 12.0001.1469 на АПК "СИГЛ" и от 6 июля 2015 г. N 12.0001.1470 на ПО "СИГЛ", согласно которым АПК "СИГЛ" и ПО "СИГЛ" предназначены для организации азартной игры в виде заключения пари на результаты проведения всероссийских государственных лотерей между организатором и участниками пари или между участниками данного вида азартных игр в букмекерской конторе и (или) тотализаторе, их пунктах приема ставок. ПО "СИГЛ" совместно с АПК "СИГЛ" осуществляет отображение информации о рассчитанных выигрышах, принятой из процессингового центра букмекерской конторы и (или) тотализатора, а также предоставление участникам пари возможности наблюдать развитие и исход событий, от которых зависят результаты пари (т. 1, л.д. 105-113).
30 января 2015 г. ООО "Афродита" (впоследствии изменившее наименование на ООО "23БЕТ.РУ") с ООО "Софт Технолоджи ЛТД" заключен договор подряда на создание программы для ЭВМ. Целью данной программы является осуществление приема информации из процессингового центра букмекерской конторы или процессингового центра тотализатора о рассчитанных выигрышах, развитии и исходе события, от которого зависит результат пари, передачи информации в процессинговый центр букмекерской конторы или процессинговый центр тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах (т. 1, л.д. 180-186).
Требования Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ обязывают организатора азартных игр в букмекерской конторе использовать специальное оборудование, позволяющее осуществлять учет и обработку ставок, фиксировать результаты пари и расчет сумм выигрышей, обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования, а также обеспечить наличие в пунктах приема ставок букмекерской конторы технических средств связи для передачи информации о принятых ставках, а также о выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.
В ходе производства по делу защитником указывалось, что в пунктах приема ставок букмекерской конторы ООО "23БЕТ.РУ" части 3.2, 3.13 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ реализуются посредством сети интернет, который подключен в пункте приема ставок букмекерской конторы. В связи со спецификой специализированного оборудования выход в интернет через оборудование, расположенное в зоне обслуживания, невозможен. Возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в соответствии с пунктом 22 статьи 4, частями 3.7, 3.8 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ обеспечивается с помощью используемого специального оборудования, установленного в зоне обслуживания участников азартных игр. Единый учет, обработка ставок, фиксирование результатов азартных игр, расчет сумм выигрышей в соответствии с пунктом 22 статьи 4, части 3.2 статьи 15 названного Федерального закона обеспечивается с помощью компонентов специального оборудования и сертифицированного программного обеспечения, установленных в кассе и процессинговом центре букмекерской конторы.
Согласно части 3.2 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ организатор азартных игр в букмекерской конторе при помощи специального оборудования, установленного в процессинговом центре букмекерской конторы, обязан обеспечить учет, обработку ставок, интерактивных ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих выплате.
Частью 3.13 указанной статьи установлено, что в пунктах приема ставок букмекерской конторы и пунктах приема ставок тотализатора должны размещаться технические средства связи, предназначенные для приема информации из процессингового центра букмекерской конторы или процессингового центра тотализатора о рассчитанных выигрышах, о развитии и об исходе события, от которого зависит результат пари, передачи информации в процессинговый центр букмекерской конторы или процессинговый центр тотализатора о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах.
Перечисленным выше доказательствам с учетом доводов, заявленных защитником в ходе производства по делу, и приведенных правовых норм судебными инстанциями оценка не дана.
При рассмотрении настоящего дела по ходатайству защитника общества мировым судьей была назначена судебная компьютерно-техническая экспертиза.
Согласно заключению данной экспертизы в результате визуального анализа и экспертных экспериментов установлено, что представленные терминалы с установленным на них программным обеспечением являются аппаратно-программными комплексами на базе компьютерного оборудования, схожи по внешнему виду и составу аппаратного и программного обеспечения с АПК "СИГЛ", предназначены для организации азартной игры в виде заключения пари на результаты проведения всероссийских государственных лотерей между организатором и участниками пари. Программное обеспечение установлено на терминалах и системном блоке, на остальном оборудовании отсутствует. На терминалах установлено программное обеспечение, атрибутирующее себя как "Ставки на исход гослотерей". Все представленные терминалы могут использоваться для организации азартных игр и являются игровым оборудованием. Для функционирования всех представленных терминалов необходимо использование информационно телекоммуникационной сети "Интернет". Для функционирования иного представленного оборудования (системный блок, контрольно-кассовая машина, картридер) использование информационно-коммуникационной сети "Интернет" либо иной сети не требуется. Проведение азартных игр с использованием данного оборудования без подключения к информационно-коммуникационной сети "Интернет" либо иной сети невозможно. В представленном оборудовании устройства либо программное обеспечение, влияющее на исход события, на которое заключается пари, отсутствует, участник игры возможность влиять на результаты пари не имеет. Информацией, позволяющей определить выигрыш при применяемом в исследуемом объекте алгоритме розыгрыша лотереи, являются числовые значения, которые выпадут в результате проведения очередного тиража всероссийских государственных тиражных лотерей "ВГТЛ-1", "ВГЛ 1 Спорт", "ВГЛ 2 Спорт", "ВГЛ 3 Спорт", "ВГЛ 4 Спорт", "ВГЛ 5 Спорт". Скрытые, недекларированные возможности и (или) информационные массивы, узлы, агрегаты, недоступные для проведения экспертизы, а также позволяющие предопределить результаты проведения розыгрыша лотереи до ее начала проведения с учетом имеющегося программного обеспечения в представленном на исследовании оборудовании отсутствуют. В то же время во время экспертного эксперимента зафиксированы факты обмена информацией с использованием открытых и защищенных сетевых протоколов между терминалами и устройствами в сети "Интернет", что не исключает возможность модификации передаваемой/получаемой терминалами информации со стороны третьих лиц, то есть не исключает возможность предопределения результата проведения розыгрыша лотереи. В процессе проведения азартных игр осуществляется обмен информацией по открытым и закрытым протоколам между терминалами и серверами в сети "Интернет", зарегистрированными за компанией SAFEDATA, представляющей услуги по размещению, обслуживанию и аренде IT-ресурсов, на основании которой определяется результат розыгрыша в лотерее. Прямого информационного обмена с серверами компании - распространителя государственных лотерей АО "Торговый дом "Столото" не зарегистрировано (т. 2, л.д. 141-189).
Таким образом, при проведении судебной компьютерно-технической экспертизы установлено, что изъятое в ходе осмотра места происшествия оборудование является игровым.
При этом согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.
Доказательств использования обществом такого игрового оборудования не имеется. Заключение экспертизы свидетельствует о том, что изъятое игровое оборудование не является оборудованием, запрет на использование которого в букмекерских конторах установлен частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ.
Выводы эксперта не свидетельствуют о нарушении обществом требований законодательства, и фактически согласуются с позицией, заявленной защитником общества в ходе производства по делу, что оставлено судебными инстанциями без исследования и правовой оценки.
Вывод эксперта о том, что с учетом зафиксированных фактах обмена информацией с использованием открытых и защищенных сетевых протоколов между терминалами и устройствами в сети "Интернет" не исключается возможность предопределения результата проведения розыгрыша лотереи, носит предположительный характер и заявленную позицию не опровергает.
Указанные выше доказательства и приведенные в ходе производства по делу доводы о том, что общество оказывает услуги по заключению основанных на риске соглашений о выигрыше, не нарушая установленных законом запретов и ограничений, должным образом не проверены, не опровергнуты и правовой оценки не получили. При рассмотрении настоящего дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 171 Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 г., решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2017 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2017 г., вынесенные в отношении ООО "23БЕТ.РУ" по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановления.
При производстве осмотра места происшествия - помещений по адресу: ..., было изъято оборудование, перечисленное в соответствующем протоколе (т. 1, л.д. 92-96), которое по акту приема-передачи имущества передано на ответственное хранение ООО "Меркурий" по адресу: ... (т. 1, л.д. 97). Поскольку производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, изъятое оборудование следует возвратить законному владельцу, а при неустановлении такового - передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Пивоваровой Ю.В., действующей на основании доверенности в интересах ООО "23БЕТ.РУ", удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 171 Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 г., решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2017 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2017 г., вынесенные в отношении ООО "23БЕТ.РУ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изъятое оборудование возвратить законному владельцу, а при неустановлении такового передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 7 декабря 2018 г. N 78-АД18-13
Текст постановления официально опубликован не был