Определение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 302-КГ18-20068
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФАРТ" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.12.2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.08.2018 по делу N А33-17072/2017, установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФАРТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - департамент) о признании недействительным решения, оформленного письмом N 15/413 от 04.05.2017 и выпиской из протокола N 5-2017 АБН от 27.04.2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.12.2017, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.08.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что судами неправильно применены положения подпунктов 1 и 3 пункта 4.7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 583 от 10.11.2016 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения )" (далее - Порядок N 583), вступивших в силу после подачи заявителем заявки на право пользования недрами в соответствии с Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения) (утвержден Приказом Министерства природных ресурсов России N 61 от 15.03.2005 (далее - Порядок N 61).
Порядком N 583 ухудшается положение заявителя по сравнению с Порядком N 61 в связи с наличием дополнительных оснований для отказа в предоставлении лицензии, которые не были известны заявителю на дачу подачи заявки.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлен запрет придания обратной силы нормам закона, ухудшающих положение заявителя.
Порядком N 583 не предусмотрены специальные переходные положения по вопросу действия Порядка N 61 после утраты его силы.
Порядком N 583 не предусмотрены и положения распространения его действия на возникшие ранее правоотношения. Нормативный акт может приобрести обратную силу только при прямом указании закона.
В связи с вступлением в силу нового Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами Департамент по недропользованию осуществляет проверку на ограничения для предоставления лицензии, указанные в абзаце 3 пункта 1.10 Приказа N 583, согласно которому, в случае, если границы запрашиваемого участка накладываются в 5-ти км зону участка недр, предоставленного по лицензии на разведку и добычу или по совмещенной лицензии, право пользования не может быть предоставлено без согласия самого пользователя недр.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаце 3 пункта 1.10" имеется в виду "абзаце 6 пункта 1.10"
Однако это дополнительное ограничение, которое ухудшает положение заявителя, не может быть применено.
По мнению заявителя, необоснованными являются выводы судов о непредставлении доказательств наличия финансовых возможностей, необходимых для осуществления недропользования; представленные обществом справка о движении денежных средств и инвестиционный договор не были надлежащим образом оценены судами.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судами, 16.11.2016 в департамент в рамках раздела 6 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения), утвержденного приказом Минприроды России от 15.03.2005 N 61 (далее - Порядок N 61) поступила заявка общества о предоставлении участка недр - "Междуречье Черного и Белого Июса" для геологического изучения, поиска и оценки месторождения.
В связи с тем, что общество в составе заявки не представило сведения, указанные в подпункте 14 пункта 6.1 Порядка N 61, департамент направил запросы в УФСБ России по Республики Хакасия (N 15/1193 от 21.11.2016); в Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (N 11/1192 от 21.11.2016); в Государственный комитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (N 15/1191 от 21.11.2016); в Хакасский филиал Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" (N 15/1190 от 21.11.2016); в Генштаб России (N 15/1189 от 21.11.2016); в Минприроды России (N 15/1188 от 21.11.2016).
Последний ответ на запросы, сделанные в рамках Порядка N 61, поступил в департамент 20.01.2017.
С 10.01.2017 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 583 от 10.11.2016, которым утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) (далее - Порядок N 583), а Приказ от 15.03.2005 N 61 признан утратившим силу.
В связи с вступлением в силу Порядка N 583 по предмету, заявленному обществом, департамент запросил в Хакасском филиале ФБУ "ТФГИ по СФО" сведения о наличии (отсутствии) ограничений по запрашиваемому участку, предусмотренных абзацем 6 пункта 1.10 Порядка N 583. Ответ на указанный запрос поступил 22.03.2017.
27.04.2017 заявка общества рассмотрена в соответствии с Порядком N 583 и в связи с наличием обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемого участка недр, несоответствием пакета заявочных материалов пункту 4.1 Порядка N 583, Комиссией департамента принято решение об отказе в удовлетворении заявки (протокол N 5-2017 АБН от 27.04.2017).
Не согласившись с указанным решением департамента, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из следующего.
Согласно статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права (пункт 6 статьи 10.1 Закона N 2395-1).
На момент обращения общества с заявкой действовал Порядок N 61, в соответствии с пунктом 6.5 которого департамент в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся необходимые документы и сведения.
После получения документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем 3 пункта 6.5 Порядка N 61, заявка и прилагаемые к ней документы и сведения направляются для принятия решения в Комиссию. Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней материалов, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 6.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к пользователям недр (пункт 6.6 Порядка N 61).
Судами установлено, что последний ответ на первоначально отправленные департаментом запросы в отношении испрашиваемого участка недр поступил 20.01.2017, то есть в период действия Порядка N 583.
Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 не предусмотрены специальные переходные положения по вопросу действия Порядка N 61 после утраты им силы, в связи с чем заявление общества, как правильно указали суды, подлежало рассмотрению Комиссией после 10.01.2017 в соответствии с требованиями Порядка N 583.
При этом раздел 4 Порядка N 583 и раздел N 6 Порядка N 61 содержат аналогичные требования по предмету, составу предоставляемых документов к заявке и описания последовательности действий, связанных с процедурой рассмотрения заявок, в том числе по срокам рассмотрения Комиссией соответствующей заявки, проверки приложенных к ней документов и сведений.
Поскольку Порядок N 61 утратил силу до направления заявки общества на рассмотрение Комиссии и до наступления срока для принятия решения по такой заявке, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сама по себе подача заявки обществом в период действия Порядка N 61 не свидетельствуют о наличии оснований для рассмотрения заявки и вынесению итогового решения в рамках ранее действовавших правил.
В связи с вступлением в силу Порядка N 583 департамент обратился в Хакасский филиал Федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" с запросом о предоставлении необходимых сведений о наличии (отсутствии) ограничений по запрашиваемому участку, предусмотренных абзацем 6 пункта 1.10 Порядка N 583.
Указанными положениями Порядка N 583 предусмотрено, что не допускается предоставление в пользование участка недр, границы которого расположены на расстоянии менее чем 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые) или менее чем 20 км (для участков недр на углеводородное сырье) от границы участка недр (за исключением участка недр местного значения), предоставленного в пользование по лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, заинтересованному лицу, не являющемуся пользователем недр по указанным лицензиям, без согласия данного пользователя недр, который на дату подачи заявки заинтересованного лица не получил право пользования участком недр для геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, в случае, если сроки, предусмотренные абзацами восьмым, девятым и десятым настоящего пункта, не истекли.
Судами установлено, что согласно представленным Хакасским филиалом ФБУ "ТФГИ по СФО" сведениям о запрашиваемом участке недр (справка N АО-114 от 20.03.2017) предусмотренные ограничения для предоставления права пользования недрами имелись: в пределах пяти километров от угловых точек испрашиваемого участка недр присутствуют участки недр, предоставленные в пользование другим пользователям недр: для добычи россыпного золота (лицензии АБН 00386 БЭ, АБН 00383 БЭ); для поисков и добычи россыпного золота (лицензии АБН 00478 БР, АБН 00661 БР, АБН 00399 БР); для поисков и добычи рудного золота (лицензия АБН 00655 БР).
После получения необходимых сведений и ответов на запросы заявка общества была рассмотрена Комиссией 27.04.2017.
При этом Комиссия установила и иные нарушения, которые явились основанием для отказа в предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения.
Согласно подпункту 4 пункта 6.1 Порядка N 61 для получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2, и который не включен в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, необходима заявка, в которой должны быть указаны копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии; справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки; договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки.
Аналогичные требования по предоставлению документов для подтверждения финансовой возможности предусмотрены подпунктом 4 пункта 4.1 Порядка N 583.
В качестве подтверждения своих финансовых возможностей общество в числе прочего представило инвестиционный договор от 02.07.2016 и справку ПАО Сбербанк об оборотах по расчетному счету N 40702810031000001929000, в которой отражен остаток денежных средств на начало и конец периода.
Указанный инвестиционный договор с учетом его условий был признан Комиссией не подтверждающим наличие у общества финансовой возможности на проведения в дальнейшем работ на испрашиваемом участке недр ввиду отсутствия в нем согласованной суммы вложения инвестиций.
Суды признали обоснованными выводы Комиссии о том, что представленная обществом банковская справка не отражает сведений о движении (поступление и другие операции) денежных средств по счету общества, осуществляемых обществом операциях по счету в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки, источниках финансирования и направлениях использования денежных средств.
Из подпункта 5 пункта 6.1 Порядка N 61 следует, что заявителю необходимо представить данные о технических, технологических и кадровых возможностях.
Подпунктом 5 пункта 4.1 Порядка N 583 также предусмотрено, что заявителем должны быть предоставлены документы, подтверждающие наличие у него или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр.
Исследовав представленные обществом справки о кадровом составе ИТР на 14.10.2016, 01.11.2016, заключенный между обществом и ООО "Сисим" договор от 14.10.2016 на выполнение работ, необходимых для достоверного и полного геологического изучения, поиска и оценки месторождения россыпного золота на объектах "Междуречье Черного и Белого Июса" в Ширинском районе Республики Хакасия, суды пришли к мотивированному выводу о том, что в представленных документах отсутствуют сведения о наличии в кадровом составе специалистов, которыми непосредственно будут проводиться работы на запрашиваемом участке недр (с использованием бульдозеров, экскаваторов и автотранспорта), а именно водителей техники, машинистов буровых установок.
Таким образом, поскольку обществом не были представлены документы, прямо предусмотренные как ранее действовавшим Порядком N 61, так и новым Порядком N 583, суды признали законными действия департамента при рассмотрении заявки общества и оспариваемое решение об отказе в предоставлении права пользования недрами.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ФАРТ" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 302-КГ18-20068 по делу N А33-17072/2017
Текст определения официально опубликован не был