Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
(утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.)
1. Методические рекомендации разработаны для обеспечения реализации основных положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года с целью оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, организациям и учреждениям, и призваны обеспечить единообразный подход при формировании системы ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Указанные методические рекомендации подготовлены с учетом результатов пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов реализованного в 2 субъектах Российской Федерации (Пермском крае и Свердловской области).
2. Для создания и развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации рекомендуется оценить достаточность принятых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления комплекса услуг по ранней помощи.
3. Для организации ранней помощи рекомендуется в субъекте Российской Федерации принять региональные нормативные документы.
4. При определении перечня услуг ранней помощи в субъекте Российской Федерации, рекомендуется учитывать примерный перечень услуг ранней помощи детям и их семьям, указанный в приложении к настоящим методическим рекомендациям (приложение 2).
5. Развитие ранней помощи в субъекте Российской Федерации рекомендуется осуществлять программным методом, поэтапно на основе ежегодного планирования и осуществления взаимосвязанных мероприятий.
6. Для обеспечения механизмов взаимодействия различных ведомств - здравоохранения, образования и социальной защиты в ходе формирования ранней помощи в субъекте Российской Федерации, рекомендуется принять соответствующий регламент межведомственного взаимодействия с определением механизма и порядка взаимодействия в интересах ребенка и семьи, определить координирующее ведомство и создать единый региональный ресурсно-методический центр ранней помощи.
7. Рекомендуется определить следующий функционал ресурсно-методического центра ранней помощи:
а) ведение базы данных детей, получающих услуги ранней помощи и взаимодействие с базами данных системы образования с целью перспективного планирования потребности в специальных образовательных условиях для таких детей;
б) обеспечение организаций и учреждений, оказывающих услуги ранней помощи информацией об актуальных методических материалах (диагностических, развивающих и др. программах), организация мероприятий по обмену опытом между специалистами различных учреждений и организаций, информационная поддержка специалистов и руководителей, обобщение лучших практик различных учреждений в сфере оказания ранней помощи;
в) сбор, обработка, анализ статистической и иной информации о деятельности ранней помощи в регионе, подготовка рекомендаций для высшего органа исполнительной власти по дальнейшему развитию ранней помощи;
г) проведение обучения специалистов ранней помощи;
д) ведение реестра организаций и специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи.
8. Ресурсно-методический центр ранней помощи может быть создан на базе организации любой ведомственной принадлежности и организационно правовой формы собственности, включая негосударственные организации, по выбору региона.
9. Деятельность по предоставлению услуг ранней помощи реализуется в организациях любой ведомственной принадлежности, в которых создаются структурные подразделения (центры) ранней помощи.
10. При организации ранней помощи рекомендуется использовать примерные документы в соответствие с приложениями:
- примерный порядок направления детей для получения услуг ранней помощи (приложение 1);
- примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям (приложение 2);
- примерный порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям (приложение 3);
- примерное положение о структурном подразделении организации, оказывающей услуги ранней помощи (Центре ранней помощи) (приложение 4);
- примерный порядок организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям и их семьям (приложение 5);
- примерная методика оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям (приложение 6).
-----------------------------
Приведены рекомендации по организации ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Каждому региону следует принять регламент взаимодействия органов здравоохранения, образования и соцзащиты, определить координирующее ведомство и создать единый региональный ресурсно-методический центр помощи.
Помощь может оказываться в организациях любой ведомственной принадлежности, в которых создаются соответствующие структурные подразделения (центры).
Разработаны примерные порядок направления детей для получения помощи, стандарт помощи и порядок оказания помощи детям и их семьям, положение о Центре помощи, порядок организации межведомственного взаимодействия, методика оценки качества и эффективности предоставления помощи детям и их семьям.
Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был