Представление Счетной палаты РФ от 3 сентября 2014 г. N ПР 11-245/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) на 2014 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в 2013 году и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год, представленного Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации".
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Страховые взносы на обязательное социальное страхование поступили в объеме 3 478 819 229,3 тыс. рублей. Рост поступлений в основном обусловлен ростом фонда оплаты труда. Обеспеченность финансирования страховой части трудовых пенсий поступившими страховыми взносами в 2013 году составила 61,0% против 62,2% в 2012 году. Для финансового обеспечения выплат страховой части трудовой пенсии в бюджет ПФР из федерального бюджета поступило в целом 1 865 678 886,0 тыс. рублей, из которых: 942 809 654,3 тыс. рублей - на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР, 587 392 294,3 тыс. рублей - на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, 5 523 182,7 тыс. рублей - на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов, 329 953 754,7 тыс. рублей - на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов.
2. Имеют место недостатки в планировании расходов бюджета ПФР, что выразилось в занижении плановых показателей по расходам на реализацию Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" в 2,9 раза, на единовременные выплаты в связи с 65-летием и 67-летием Победы в Великой Отечественной войне в 18,4 раза и 2,6 раза соответственно и в завышении плановых показателей на реализацию Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на 38,5%, на выплату социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров на 54,3%.
3. В 2013 году улучшились показатели контрольной работы территориальных органов ПФР в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов (возросла результативность камеральных и выездных проверок страхователей). Уровень задолженности по отношению к начисленным страховым взносам снизился по отношению к 2012 году на 0,2% и составил 1,2%. Вместе с тем общий объем задолженности по уплате в бюджет ПФР страховых взносов, пеней и штрафов увеличился на 26,3% и по состоянию на 1 апреля 2014 года составил 150 638 984 тыс. рублей.
4. Общая площадь помещений ПФР на 1 января 2014 года составляет 2 117 503,1 кв. метров, из которых в оперативном управлении находятся 69,2% площадей, в безвозмездном пользовании 9,0%, арендуемые площади - 21,8%. Недостаток помещений по состоянию на 1 января 2014 года составил: по общей площади - 411,6 тыс. кв. метров, в том числе по кабинетной площади - 180,2 тыс. кв. метров, по архивам - 164,5 тыс. кв. метров. Расходы, связанные с арендой помещений за 2013 год, увеличились на 20,5% и составили на 1 января 2014 года 3 090 443,4 тыс. рублей.
5, Фондом завершено строительство (реконструкция) 18 зданий общей площадью 32,6 тыс. кв. метров сметной стоимостью 2 585,5 млн. рублей. Стоимость строительства 1 кв. метра административных зданий ПФР варьировалась от 29,0 тыс. рублей по Челябинской области до 103,0 тыс. рублей по Республике Саха - Якутия.
Вместе с тем по данным бюджетного учета объемы незавершенного строительства, на 1 января 2014 года составили 6 265 065,7 тыс. рублей (140,5% к показателю 2012 года). Фондом не зарегистрировано право оперативного управления на 26 служебных помещений, которые закреплены за Отделениями ПФР и подведомственными им территориальными органами.
6. Пенсионным фондом Российской Федерации в проверяемом периоде неоднократно нарушались нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок и условия формирования накопительной части трудовой пенсии:
- Фонд в январе, марте, апреле, мае, июне, сентябре, октябре 2013 года с нарушением сроков, установленных пунктом 23 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета", осуществил выплату пенсионных накоплений правопреемникам на сумму 1 173 271,7 тыс. рублей;
- Фондом не соблюдены требования пунктов 3 и 4 Положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании, утвержденного приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. N 55н при расчете чистого финансового результата, полученного от временного размещения средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в I и II кварталах 2013 года. Доходы в сумме 206 864,2 тыс. рублей, полученные от временного размещения страховых взносов, поступивших в I квартале 2013 года, включены в состав доходов, полученных от временного размещения страховых взносов II квартала 2013 года. Доходы в сумме 381 014,1 тыс. рублей, полученные от временного размещения страховых взносов, поступивших во II квартале 2013 года, включены в состав доходов, полученных от временного размещения страховых взносов III квартала 2013 года. В результате Фондом не обеспечено исполнение положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в части обеспечения интересов застрахованных лиц при учете суммы доходов полученных от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
- Фондом в нарушение пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" осуществлена несвоевременная передача средств материнского семейного капитала в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды в августе и декабре 2013 года на общую сумму 33 314,1 тыс. рублей;
- Фондом в нарушение пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" несвоевременно передавались в управляющие компании средства пенсионных накоплений в сумме 4 422 451,7 тыс. рублей и инвестиционный доход в сумме 108 013,7 тыс. рублей, полученные от негосударственных пенсионных фондов в порядке реализации прав застрахованного лица.
7. Освоение средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2013 году составило 50,1%. Из 11 тем, включенных в План проведения научно-исследовательских работ на 2013 год, 4 (36%) исключены, сроки исполнения по 2 (18%) работам перенесены на 2014 год, исполнены в 2013 году 5 (45,5%) работ. Практическое применение подтверждено по 3 работам.
8. На балансовом учете Фонда числится нереальная к взысканию (просроченная) дебиторская задолженность, образовавшаяся свыше 5 лет (начиная с 1993 года), на общую сумму 203 859,9 тыс. рублей (68,8% общей суммы нереальной к взысканию задолженности). При этом Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, не устанавливает порядок документального оформления списания дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов.
9. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Фондом не соблюдены:
- положения части 4 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р "О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации обслуживания протокольных мероприятий в административных зданиях ПФР (государственный контракт от 27 декабря 2013 г N 23-594-Д) на сумму 1 350,0 тыс. рублей;
- положения пункта 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ в части превышения поквартального ограничения закупки одноименных товаров, работ, услуг (100,0 тыс. рублей), установленного указанной статьей, при заключении договора от 5 июня 2013 г. N 23-218-Д с единственным поставщиком на обучение сотрудников Фонда на семинарах на сумму 56,0 тыс. рублей;
- положения части 5.1 статьи 16 Закона N 94-ФЗ и пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, в части срока размещения Фондом на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru плана-графика размещения заказов ПФР на 2013 год (превышен на 46 дней).
10. Фондом не исполнен в установленные сроки План мероприятий по устранению замечаний, изложенных в представлении Счетной палаты от 30 августа 2013 г. N ПР 14-244/14-03.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Пенсионному фонду Российской Федерации предлагается следующее:
1. Принять меры по исполнению требований нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок и правила обращения средств накопительной части трудовой пенсии:
- пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" в части своевременного осуществления передачи средств материнского семейного капитала в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды;
- пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" в части своевременного перевода средств пенсионных накоплений и инвестиционного дохода, полученных от негосударственных пенсионных фондов, в порядке реализации прав застрахованного лица в управляющие компании;
- пункта 23 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 в части соблюдения сроков выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;
- Положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании, утвержденного приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. N 55н, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в части обеспечения интересов застрахованных лиц при расчете чистого финансового результата, полученного от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
2. Принять меры к вводу в эксплуатацию объектов незавершенного строительства и государственной регистрации права оперативного управления зданиями и помещениями, закрепленными за Отделениями ПФР, а также по уменьшению незавершенных капитальных вложений, прежде всего по объектам, строительство, которых завершено, но не оформлено в установленном порядке. Не допускать разработку проектно-сметной документации, которая не используется в дальнейшем.
3. Усилить контроль за деятельностью Научно-методического совета ПФР в части обеспечения использования бюджетных назначений на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Фонда.
4. Вывести на забалансовый счет и принять меры по списанию нереальной к взысканию (просроченной) задолженности.
5. Усилить контроль исполнения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Принять меры по выполнению Плана мероприятий по устранению замечаний, изложенных в представлении Счетной палаты от 30 августа 2013 г. N ПР 14-244/14-03.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты (протокол от 29 августа 2014 г. N 42К (988).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату в течение 30 дней со дня его получения.
Приложение: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации на 83 л. с дополнениями на 6 л. и приложениями на 59 л. в 1 зкз.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 3 сентября 2014 г. N ПР 11-245/11-03
Текст представления официально опубликован не был