Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2018 г. N ПР 09-215/03-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка администрирования доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов и экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта "Чистая страна", в том числе в части реализации мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2016 - 2017 годах" (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Министерстве экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области).
1. По результатам указанного совместного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение раздела IV Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. N 11н, и раздела III Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. N 19н, Минэкологии Московской области не осуществлял предоставление в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) информации, необходимой для уплаты денежных средств, или информации об уплате денежных средств путем направления извещения о начислении (об уточнении информации о начислении) платежа, что также свидетельствует о невыполнении полномочий администратора доходов бюджета, предусмотренных абзацем 7 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. В нарушение пункта 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), в Учетной политике Министерства экологии и природопользования Московской области, утвержденной приказом Минэкологии Московской области от 24 октября 2013 г. N 87-ПМ (далее - Учетная политика), отсутствует применяемый в бухгалтерском учете счет 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Кроме того, Минэкологией Московской области не утвержден, предусмотренный пунктом 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105, график документооборота, которым регламентируется движение первичных документов в бухгалтерском учете.
В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 21 Учетной политики Минэкологией Московской области не проводилась инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами по плате за размещение отходов производства и потребления с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета за 2016 - 2017 годы.
1.3. Проверкой достоверности бухгалтерского и бюджетного учета по доходам федерального бюджета в 2016 году в части объема дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам Минэкологии Московской области установлены факты, которые привели к искажению бюджетной отчетности.
Так, Минэкологией Московской области в бухгалтерском и бюджетном учете начисления отражались по факту поступления платы за размещение отходов и экологического сбора, и по результатам проведения контроля, а не на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета, что является нарушением пункта 3 Инструкции N 157н, согласно которому бухгалтерский учет ведется методом начисления, а результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Кроме того осуществляемый метод начисления не соответствует пункту 6 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 23 октября 2015 г. N 849, и пункту 5 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 19 апреля 2017 г. N 188.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. В проверяемом периоде Минэкологией Московской области периодически (на 8 дней в апреле 2017 г., на 1 день в июле 2017 г.) не соблюдались сроки представления запрашиваемой Росприроднадзором информации по прогнозу поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также по оценке поступления доходов в текущем финансовом году.
2.2. Минэкологией Московской области не выполнялись полномочия в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, переданные Росприроднадзором на основании соглашения от 28 апреля 2016 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2016 г. N 1646-р.
Так Минэкологии Московской области в проверяемом периоде не выставлялись требования об уплате дебиторской задолженности в добровольном порядке и не направлялись материалы в судебные органы по результатам осуществления контроля за полнотой исчисления и своевременностью внесения платы за размещение отходов (пункты 2.3.6 и 2.3.10 указанного соглашения).
2.3. В 2016 - 2017 годах Минэкологией Московской области не обеспечено надлежащее выполнение полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 28.3 и частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях по статьям 8.5 и 8.41 КоАП РФ в связи с несоблюдением организациями сроков внесения платы, представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в нарушение положений пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Так из 588 юридических лиц (далее - ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) с нарушением срока представили декларации 50 ЮЛ и ИП, или 8,5%, а 400 ЮЛ и ИП, или 68,0% вообще не представили декларации за 2016 год по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, за 2016 год недопоступление денежных взысканий (штрафов) за непредставление или несвоевременное представление деклараций по плате за размещение отходов по статье 8.5 КоАП РФ в отношении 50 ЮЛ и ИП не в срок представивших декларации расчетно составило 1 150,0 тыс. рублей (50 организаций * 3,0 тыс. рублей на должностных лиц + 50 организаций * 20,0 тыс. рублей на юридическое лицо = 1 150,0 тыс. рублей).
Выборочно по 4 организациям, не внёсшим плату за размещение отходов в установленный срок, Минэкология Московской области протоколы об административных правонарушениях по статье 8.41 КоАП РФ не составляла, что привело к недопоступлению доходов от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (КБК 048 116 25050 01 6000 140) в сумме не менее (расчетно) 212 тыс. рублей (ООО "НПВ Цессор", ООО "Одинцовское подворье", ПАО "Северное", ООО "Орехов Групп" - по 53 тыс. рублей.).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минэкологии Московской области надлежит выполнить следующие требования:
1) внести изменения в Учетную политику в части установления порядка формирования регистров бухгалтерского учета (Журнала операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам) по начислению платы от экологического сбора по мере совершения операций (подаче деклараций и расчетов с плательщиками), установления счета 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам";
2) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Минэкологии Московской области, допустивших указанные нарушения;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2018 г, N 25К (1246).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 сентября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру экологии и природопользования Московской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2018 г. N ПР 09-215/03-04
Текст представления официально опубликован не был