Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2018 г. N ПР 01-222/16-09
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Министерстве финансов Российской Федерации.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта "в" пункта 19 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, устанавливающего, что внесение изменений в реестр расходных обязательств федерального бюджета осуществляется в связи с принятием новых и (или) признанием утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, Минфином России в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 230 "Об утверждении Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838" не внесены соответствующие изменения в реестр расходных обязательств Российской Федерации на 2017 год.
1.2. Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в сводную бюджетную роспись внесено изменение, предусматривающее бюджетные ассигнования по подразделу 0113 "Другие общегосударственные вопросы", целевой статье расходов 24 8 01 92027 "Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации программы, включая развитие транспортной инфраструктуры" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной структуры", виду расходов 870 "Резервные средства" в сумме 5 006 429,4 тыс. рублей.
При этом в нарушение пунктов 1333 и 1334 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н (в редакции приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н), в обоснованиях бюджетных ассигнований в части резервных средств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (форма N 0505215) по КБК 092 0113 24 8 01 92027 870 в подразделе 2.3 "Сведения о нормативных правовых (правовых) актах (проектах актов), устанавливающих порядок расходования (выделения) средств резервных фондов Президента Российской Федерации и резервных фондов Правительства Российской Федерации, а также о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации которых осуществляется за счет иных резервных средств (условие распределения (выделения) резервных средств)" раздела 2 отсутствует информация в части нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок расходования средств федерального бюджета.
1.3. В нарушение пункта 13 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 (далее - Правила N 110), согласно которому перечисление бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта на основании решения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда осуществляется в 10-дневный срок, Минфин России перечислил межбюджетные трансферты по 17 распоряжениям Правительства Российской Федерации, предусматривающим в 2017 году выделение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 данных Правил (оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и единовременного пособия в 2017 году), с нарушением установленного срока от 5 до 19 дней.
1.4. В нарушение пункта 15 Правил N 110, согласно которому исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 2 названных Правил, осуществляется в течение 20 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации, Минфин России перечислил межбюджетные трансферты по двум распоряжениям Правительства Российской Федерации, предусматривающим выделение бюджетных ассигнований на проведение аварийно-спасательных работ, неотложных аварийно-восстановительных работ, а также на развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан в 2017 году, с нарушением установленного срока (по распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 1860-р средства перечислены платежным поручением от 2 февраля 2017 года; по распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 мая 2017 г. N 830-р - платежными поручениями в июне - ноябре 2017 года).
1.5. В нарушение пункта 24 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982, согласно которому Минфин России перечисляет межбюджетные трансферты на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий одного месяца с даты получения соответствующих документов от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Минфин России перечислил иной межбюджетный трансферт на погашение двух государственных жилищных сертификатов бюджету Кемеровской области 20 февраля 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 22 дня (документы Минфином России получены 29 декабря 2016 года).
1.6. В нарушение пункта 11.1.9 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, согласно которому решение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись принимается Минфином России в течение шести рабочих дней со дня получения от главного распорядителя полного пакета документов на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, в 2017 году Минфином России внесены изменения в сводную бюджетную роспись по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета (Казначейство России, Минэкономразвития России, Управление делами Президента Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Минюст России, ФСИН России, ФССП России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Минобороны России, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор, Минприроды России, Росрезерв, Ростехнадзор) с нарушением установленного срока от 1 до 28 рабочих дней.
1.7. В нарушение пункта 7 Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, утвержденного приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. N 105н, изменения в сводную бюджетную роспись, предусматривающие сокращение лимитов бюджетных обязательств по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета в связи с несоблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, на основании приказов Минфина России от 29 августа 2017 г. N 627-629 по подразделам 1401 (на сумму 134 335,1 тыс. рублей) и 1402 (на сумму 1 498,4 тыс. рублей) не вносились.
1.8. В нарушение пункта 27 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, Минфином России не установлен порядок размещения значений базовых нормативов затрат на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).
1.9. В нарушение подпункта "б" пункта 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2013 г. N 1144, в договоре от 17 марта 2017 г. N 01-01-06/20-104 о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета не содержится требование о запрете на приобретение за счет субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также операций, связанных с реализацией соглашений о международном сотрудничестве, и иных операций, связанных с достижением целей предоставления субсидий.
1.10. Порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. N 19н (действовал до 12 мая 2017 года), и Порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденным приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. N 11н, определено, что администратор начислений обеспечивает передачу в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты денежных средств, или информации об уплате денежных средств.
Минфином России в нарушение требований указанного Порядка не осуществлялось направление в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты денежных средств, или информации об уплате денежных средств (соответственно извещения о начислении или извещения о приеме к исполнению распоряжения в форме электронного документа), а также уточнение представленной информации.
1.11. Согласно пункту 23 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила N 365), на 2-м этапе подготовки проектов планов информатизации (после принятия федеральных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период) в течение 10 рабочих дней со дня доведения до государственных органов лимитов бюджетных обязательств предварительные проекты планов информатизации подлежат корректировке государственными органами в части финансирования и (или) перечня мероприятий по информатизации в соответствии с параметрами доведенных лимитов бюджетных обязательств и направлению в Минкомсвязь России на заключение. В нарушение указанной нормы после доведения в установленном порядке Федеральным казначейством до Минфина России показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (казначейское уведомление от 23 декабря 2016 г. N 092/002) Минфин России посредством федеральной государственной информационной системы координации информатизации 10 мая 2017 года направил итоговый проект плана информатизации на заключение в Минкомсвязь России, то есть на 120 дней позже установленного срока.
1.12. В нарушение пункта 25 Правил N 365, согласно которому итоговый проект плана информатизации, содержащий только мероприятия по информатизации, получившие положительное заключение Минкомсвязи России, утверждается актом государственного органа и в 3-дневный срок размещается на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", план информатизации Минфина России на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов размещен 18 мая 2017 года с нарушение установленного срока на 73 дня.
1.13. В нарушение пункта 27 Правил N 365 Минфин России осуществил финансирование государственных контрактов на общую сумму 12 109,71 тыс. рублей (КБК 092 01 06 397 03 90019 242) до утверждения плана информатизации на 2017 финансовый год.
1.14. В отчете о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации на 1 января 2018 года (форма N 0503074), составленном Минфином России за 2017 год в соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2017 г. N 259н, отсутствуют сведения о 58 автомобилях, предоставляемых Минфину России ФКУ "ГУ ВО Минфина России", и расходах ФКУ "ГУ ВО Минфина России" в сумме 76 180,1 тыс. рублей на транспортное обслуживание государственного органа легковыми автомобилями.
1.15. В соответствии с пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, начисление в учете доходов осуществляется в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации функций.
В соответствии с данными журнала операций N 8 "По прочим операциям" департаментами Минфина России в нарушение положений пункта 197 указанной Инструкции осуществлялось начисление в бухгалтерском учете неустоек (штрафов, пеней) за нарушение условий государственных контрактов на основании платежных поручений, то есть не в момент возникновения требований к исполнителям государственных контрактов.
1.16. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" соглашения с Республикой Дагестан и Новгородской областью о предоставлении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2017 г. N 438-рп (в размере 3 200,0 млн. рублей и 1 100,0 млн. рублей соответственно) Минфином России не заключались.
2. В ходе контрольного мероприятия установлены следующие недостатки.
2.1. Согласно части 12 статьи 21 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе в 2017 году принять передаваемые государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК АСВ) в казну Российской Федерации облигации федерального займа по номинальной стоимости на сумму 48 565,0 млн. рублей с уменьшением имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации, внесенного в соответствии с частью 9 статьи 23 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1832-р поручено принять в 2017 году в казну Российской Федерации передаваемые ГК АСВ облигаций федерального займа, Минфину России совместно с ГК АСВ обеспечить в установленном порядке реализацию мероприятия в сумме 48 565,0 млн. рублей.
При внесении изменений в Федеральный закон N 415-ФЗ прогноз поступлений прочих доходов от компенсации затрат федерального бюджета был увеличен на 48 744,3 млн. рублей и составил 48 746,4 млн. рублей, из них 48 565,0 млн. рублей - в связи с планируемым поступлением дохода от принятия в казну Российской Федерации облигаций федерального займа в целях уменьшения размера имущественного взноса Российской Федерации в имущество ГК АСВ.
Фактически в бюджет поступили иные прочие доходы от компенсации затрат государства в объеме 366,6 млн. рублей, или 0,8% уточненного прогноза поступлений доходов.
Включение в прогноз доходов федерального бюджета при формировании Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" поступлений от принятия в казну Российской Федерации облигаций федерального займа с уменьшением размера имущественного взноса Российской Федерации в имущество ГК АСВ в сумме 48 565,0 млн. рублей привело к завышению ненефтегазовых доходов на 10,3%, которые были увеличены указанным Федеральным законом на 471 824,3 млн. рублей. По итогам 2017 года ненефтегазовые доходы федерального бюджета в сумме 48 565,0 млн. рублей исполнены не были.
Кроме того, федеральным бюджетом недополучены проценты (купонный доход по ОФЗ плюс 1%) по договорам субординированного займа, заключенным ГК АСВ с АО "АЛЬФА-БАНК", как перечисленные, которые не указывались докапитализированными банками и которые ГК АСВ перечисляет в федеральный бюджет.
2.2. Справкой от 19 октября 2017 г. N 1-02-000/0260 Минфином России по коду вида изменений 053 "Изменения, вносимые в целях увеличения объема бюджетных ассигнований на оказание иной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации" внесены изменения в сводную бюджетную роспись по распределению бюджетных ассигнований Минобрнауки России в сумме 3 693,6 млн. рублей в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. N 2032-р, в соответствии с которым Минобрнауки России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 3 693,6 млн. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016-2025 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года на создание новых мест в общеобразовательных организациях на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
При этом внесение изменений в сводную бюджетную роспись в связи с увеличением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях согласно Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н (в редакции, действовавшей до 22 ноября 2017 года), осуществляется по коду вида изменений 052 "Изменения, вносимые в связи с увеличением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях и на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации" в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона N 415-ФЗ.
2.3. В результате недостаточного контроля со стороны Минфина России за деятельностью бюджетных учреждений, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ФГБУ "МФК Минфина России" в нарушение пункта 40 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1551) осуществило возврат остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание учреждением государственных услуг, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей в 2016 году, позже установленного срока (не позднее 1 апреля 2017 года), а именно в период с 18 апреля по 27 июня 2017 года.
2.4. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходов федерального бюджета, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н), расходы федерального бюджета в рамках мероприятий "Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В и С" осуществляются по целевой статье расходов 01 1 03 00000. Минфином России не осуществлен должный контроль за соответствием вносимых изменений в сводную бюджетную роспись бюджетному законодательству Российской Федерации, и на основании письма Минздрава России от 24 августа 2017 г. N 11-5/10/2-5912 принято решение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, согласно которым расходы в сумме 4 000,0 млн. рублей на указанные цели отражены по КБК 056 0902 01 1 02 92501 244.
2.5. По состоянию на 24 мая 2018 года в реестре расходных обязательств Российской Федерации по ФСИН России (КБК 320 1003 03 1 15 93981 321) отсутствуют сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания для возникновения расходных обязательств Российской Федерации, что не соответствует пунктам 2, 3 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 11 Правил ведения реестра расходных обязательств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
2.6. В соответствии с пунктом 20 Рекомендаций по заполнению реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, доведенных в составе Методических рекомендаций по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (письмо Минфина России от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065) (далее - Рекомендации по заполнению реестра), не допускается приведение в качестве нормативных правовых актов первого уровня законодательных актов, носящих процедурный характер или определяющих правовые основы, общие подходы и принципы регулирования.
В ходе проверки (по состоянию на 16 апреля 2018 года) установлено, что в реестре расходных обязательств указаны ссылки на нормативные правовые акты, не содержащие правовых оснований для осуществления соответствующих направлений расходов.
Так, по Минпромторгу России в качестве нормативного правового акта первого уровня по 15 строкам реестра расходных обязательств указан Бюджетный кодекс Российской Федерации без приведения ссылок на соответствующие положения, устанавливающие полномочия Минпромторга России и (или) определяющие полномочия по осуществлению им расходов в соответствии с установленными видами деятельности.
По Минфину России по КБК 092 0113 99 9 00 51600 540 и по Управлению делами Президента Российской Федерации по КБК 303 0108 89 9 00 92798 244 указана ссылка на статью 22 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", содержащую положение об иных полномочиях Правительства Российской Федерации.
По Росавтодору по КБК 108 0409 24 2 01 90059 321 указана ссылка на статью 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в которой содержатся общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.
По Минюсту России по КБК 318 1403 99 9 00 5399F 540 указана ссылка на статью 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в которой содержатся общие полномочия Правительства Российской Федерации.
По ФМБА России по КБК 388 0108 01 8 02 90059 612 указана ссылка на статью 21 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в которой содержится положение о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений.
По Минэкономразвития России по КБК 139 0113 99 9 00 92795 244 и КБК 139 0113 99 9 00 92796 244 указана ссылка на статью 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", в которой содержится положение о выполнении международных договоров Российской Федерации.
2.7. В соответствии с пунктом 27 Рекомендаций по заполнению реестра не допускается приведение в качестве нормативных правовых актов второго уровня распоряжений Правительства Российской Федерации.
В ходе проверки (по состоянию на 16 апреля 2018 года) установлено, что в графах 11-19 реестра расходных обязательств Российской Федерации, содержащих реквизиты нормативных правовых актов второго уровня, по 23 строкам реестра (в том числе по Минздраву России, МИДу России, Минобрнауки России, МЧС России, Минкомсвязи России, Минтруду России, Минфину России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Росжелдору, Росархиву и ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет") указаны ссылки исключительно на распоряжения Правительства Российской Федерации.
Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 24 мая 2018 года указанный недостаток устранен по 10 строкам реестра, не устранен по 13 строкам реестра.
2.8. В пункте 28 Рекомендаций по заполнению реестра указано, что в случае включения в реестр в качестве нормативных правовых актов второго уровня проектов нормативных правовых актов в графе 14 приводится наименование проекта нормативного правового акта с указанием его статуса на момент составления главным распорядителем средств федерального бюджета сведений о нормативных правовых актах.
В ходе контрольного мероприятия (по состоянию на 16 апреля 2018 года) установлено, что в реестре по Минпромторгу России, Минэнерго России, Минкультуры России, Минстрою России, Минобрнауки России, Минсельхозу России, Минфину России, Минэкономразвития России, Минтруду России, Росимуществу, Госстандарту, Минобороны России, Управлению делами Президента Российской Федерации, ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" и Минспорту России указаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации.
При этом по ряду проектов соответствующие нормативные правовые акты по состоянию на 31 декабря 2017 года приняты, однако необходимые изменения в реестр расходных обязательств Российской Федерации не внесены.
Так, по Минпромторгу России по КБК 020 0412 16 3 01 64642 811 принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2017 г. N 2; по Минэнерго России по КБК 022 0402 45 2 00 60320 812 принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2017 г. N 137.
2.9. В целях реализации части 11 статьи 21 Федерального закона N 415-ФЗ подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о принятии в казну Российской Федерации 100% акций АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" осуществлялась Минфином России на основе проектов распоряжений Правительства Российской Федерации, представляемых ГК АСВ. Информация, подтверждающая количество акций АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ", принадлежащих корпорации, а также балансовую стоимость указанных акций, была представлена в Минфин России по его запросу 13 октября 2017 года, то есть после принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2017 г. N 2165-р.
Согласно пункту 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации Росимущество должно совместно с ГК АСВ и АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" обеспечить принятие решений, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1 данного распоряжения. Росимущество не приняло совместно с ГК АСВ и АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" решений, необходимых для реализации мероприятий по принятию в казну Российской Федерации 100% акций АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ", переданных ГК АСВ по цене приобретения (балансовой стоимости), отраженной в учете государственной корпорации.
В результате поступившие в казну Российской Федерации акции АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" отражены Росимуществом в учете по их номинальной стоимости, что на 26 101,1 млн. рублей меньше стоимости их выбытия с баланса ГК АСВ.
При этом в соответствии с пунктом 74 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, учет акций по поступлению должен отражаться по их фактической стоимости.
В этой связи Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным рассмотреть вопрос о регулировании нормативными правовыми актами порядка отражения операций по учету акций, поступающих от государственной корпорации в порядке уменьшения имущественного взноса Российской Федерации, ранее предоставленного государственной корпорации, в казну Российской Федерации, и порядка отражения операций по учету акций, передаваемых из казны Российской Федерации в уставные капиталы акционерных обществ в порядке оплаты дополнительных акций, размещаемых этими акционерными обществами в связи с увеличением их уставных капиталов.
2.10. Статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе материалов, представленных одновременно с проектом федерального закона, должны содержаться расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета.
В составе материалов к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не были представлены расчеты по 47 видам доходов, объем которых в 2017 году составляет 101,2 млрд. рублей.
Общий объем доходов федерального бюджета, по которым не представлены расчеты к законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ), составлял 619,5 млрд, рублей, или 4,2% общего объема доходов федерального бюджета.
Общий объем доходов федерального бюджета на 2017 год, по которым не представлены расчеты, составляет 1 397,2 млрд, рублей, или 9,5% общего объема доходов федерального бюджета, учтенного в законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ).
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части закрепления нормы об обязательном представлении в составе материалов к законопроектам о внесении изменений в федеральный бюджет расчетов, обосновывающих предлагаемые изменения объемов поступлений по прогнозируемым видам доходов федерального бюджета.
2.11. Анализ выполнения Минфином России бюджетных полномочий, установленных статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по проверке ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, показал следующее.
Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (приложение N 45 к Федеральному закону N 415-ФЗ) предусмотрено предоставление гарантий с правом регрессного требования, но без предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии по одной цели гарантирования (по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", предоставляемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2013 г. N 97) с объемом гарантирования в размере 43 724,7 млн. рублей, или 23% общего объема по указанной Программе, что формирует дополнительные риски для федерального бюджета по исполнению обязательств Российской Федерации и не соответствует одному из условий предоставления государственных гарантий Российской Федерации - предоставлению принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии, установленных пунктом 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем предоставленных гарантий с правом регрессного требования, но без предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии составил в 2017 году 8 039,8 млн. рублей, или 7,9% общего объема предоставленных в 2017 году гарантий (101 297,2 млн. рублей).
В этой связи Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным уточнить положения абзацев первого - четвертого пункта 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях предоставления государственных гарантий Российской Федерации при обязательном соблюдении установленных условий предоставления государственных гарантий.
2.12. При отсутствии должного контроля со стороны Минфина России за деятельностью подведомственных казенных учреждений, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", подведомственными Минфину России казенными учреждениями допущены следующие нарушения и недостатки.
ФКУ "Пробирная палата России" не в полном объеме применены штрафные санкции за неисполнение государственного контракта от 27 июня 2017 г. N 17-2017 на поставку спецодежды для нужд Донской государственной инспекции пробирного надзора.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункту 7.5 указанного государственного контракта в связи с его неисполнением ФКУ "Пробирная палата России" должно было направить требование об уплате штрафа в сумме 1 974,0 рубля. Вместе с тем направлено требование от 28 июля 2017 г. N 30-05/12-03/1325 об уплате пени в сумме 950,0 рубля. Таким образом, объем штрафа, не взысканного ФКУ "Пробирная палата России", составляет 1 024 рубля.
ФКУ "ГУ AЗ Минфина России" не в полном объеме взысканы пени за нарушение сроков поставки бытовой техники и часов по государственному контракту от 25 апреля 2017 г. N 039.
ФКУ "ГУ AЗ Минфина России" в адрес исполнителя направлена претензия от 12 мая 2017 г. N 31-1-4-451 в сумме 22 337,33 рубля, которая рассчитана за период с 6 по 12 мая 2017 года. Однако согласно акту приема-сдачи товара от 15 мая 2017 г. N 1 и товарно-транспортной накладной от 13 мая 2017 г. N 14 (в накладной ответственным лицом от ФКУ "ГУ AЗ Минфина России" проставлена отметка "15 мая 2017 года") датой поставки товара является 15 мая 2017 года.
Таким образом, в нарушение части 7 статьи 34 указанного Федерального закона ФКУ "ГУ AЗ Минфина России" не начислена сумма пени за нарушение сроков поставки товара в размере 6 382,10 рубля (расчетно) за период с 13 по 14 мая 2017 года.
2.13. Минфин России при формировании обоснований бюджетных ассигнований на выполнение государственных заданий на 2017 год для ФГБУ "НИФИ" и ФГБУ "МФК Минфина России" не обеспечил применение коэффициента платной деятельности, рассчитанного в соответствии с требованиями пункта 33 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, которым установлено, что коэффициент платной деятельности определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.
Согласно материалам, представленным в ходе контрольного мероприятия, коэффициенты платной деятельности по ФГБУ "НИФИ" и ФГБУ "МФК Минфина России" были рассчитаны по данным на 1 июля 2016 года вместо данных за 2015 год (по состоянию на 1 января 2016 года), что не соответствует пункту 33 указанного Положения.
В результате затраты на 2017 год на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, в обоснованиях бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 19 декабря 2016 года по ФГБУ "НИФИ" были завышены на 150,5 тыс. рублей, по ФГБУ "МФК Минфина России" - на 680,0 тыс. рублей.
2.14. В приказе Минфина России от 29 января 2013 г. N 24 "Об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета" не предусмотрены следующие бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, установленные пунктом 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации: ведение реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; утверждение методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.
2.15. В приказе Минфина России от 29 июня 2017 г. N 105н "О бюджетных полномочиях администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных казенных учреждений" не предусмотрены следующие бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации: предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2.16. В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, которые не включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, осуществляют утверждение в установленном порядке стратегии развития предприятия на срок от трех до пяти лет.
Вместе с тем Минфин России не осуществил утверждение стратегии развития для ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" на 2017 год (с января до сентября 2017 года у предприятия отсутствовала утвержденная Минфином России стратегия развития).
Впоследствии предприятие было включено в прогнозный план приватизации на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1901-р.
2.17. Пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации N 1551 установлено, что отозванные органами Федерального казначейства лимиты бюджетных обязательств по бюджетным обязательствам, не принятым до 2 октября 2017 года, за исключением лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на исполнение государственных контрактов, в случае представления по ним информации, указанной в подпунктах "а" - "л" пункта 14 названного постановления Правительства Российской Федерации, не подлежат распределению главными распорядителями средств федерального бюджета. Перераспределение бюджетных ассигнований в объеме отозванных лимитов бюджетных обязательств на иные направления расходов федерального бюджета осуществляется в установленном порядке путем внесения изменений в Федеральный закон N 415-ФЗ. При внесении изменений в указанный Федеральный закон Минфином России объемы отозванных лимитов бюджетных обязательств не учитывались, перераспределение бюджетных ассигнований на иные направления расходов федерального бюджета не осуществлялось.
Таким образом, в 2017 году отклонение показателей сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи Минфина России по объемам бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от лимитов бюджетных обязательств по расходным расписаниям Казначейства России (в части отозванных лимитов бюджетных обязательств) по подразделу 0705 составило: по КБК 092 0705 3980290059 244 - (-) 4,5 тыс. рублей, по КБК 092 0705 9990090059 244 - (-) 242,608 тыс. рублей. Согласно письму Федерального казначейства от 17 октября 2017 г. N 03-03-05/95 (оперативные данные на 13 октября 2017 года) объем отозванных расходными расписаниями от 11 и от 12 октября 2017 года лимитов бюджетных обязательств по Минфину России составил 52,1 млн. рублей, в том числе по разделам 01 "Общегосударственные вопросы" - 47,7 млн. рублей, 07 "Образование" - 0,2 млн. рублей, 10 "Социальная политика" - 4,2 млн. рублей.
2.18. В соответствии с требованиями статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфин России обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета соответствия обоснований бюджетных ассигнований установленным требованиям. Минфином России указанные полномочия реализованы не в полной мере. По состоянию на 1 января 2017 года сумма по обоснованиям бюджетных ассигнований на 2017 год на 1 034,7 млн. рублей, или на 0,01%, превышает показатели, утвержденные Федеральным законом N 415-ФЗ, по состоянию на 1 января 2018 года сумма по обоснованиям бюджетных ассигнований на 2017 год на 88,3 млн. рублей, или на 0,003%, превышает показатели, установленные сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 24 мая 2018 года указанный недостаток был устранен в части приведения показателей обоснований бюджетных ассигнований в соответствие с показателями, утвержденными Федеральным законом N 415-ФЗ.
2.19. При формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Минфином России были согласованы предложения Минтранса России о предоставлении бюджетных ассигнований в виде взносов в уставный капитал ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" на приобретение объектов недвижимого имущества по коду вида расходов 452 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства", а не по коду вида расходов 451 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства", что не соответствует Указаниям N 65н.
2.20. Справкой от 2 марта 2017 г. N 1-10-149/0023 Минфином России вносились изменения в перераспределение лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минтруду России на предоставление субсидий на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, в объеме 1 499,8 млн. рублей с вида расходов 632 на вид расходов 633. В докладной записке указано, что внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств вызвано необходимостью отражения расходов на предоставление субсидий общественным и иным некоммерческим организациям по виду расходов 633 в соответствии с Указаниями N 65н. Согласно данным Указаниям по виду расходов 633 отражаются расходы на предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) иным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления, и, соответственно, данные расходы не подлежат казначейскому сопровождению. Предоставление субсидий в 2017 году на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 1074. При этом пунктом 4 указанных Правил установлено, что получатели субсидий ежеквартально представляют в Минтруд России отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии. Таким образом, внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств по перераспределению бюджетных ассигнований между видами расходов 632 и 633 не соответствует Указаниям N 65н.
2.21. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. N ИШ-П13-6701 Минфин России являлся ответственным исполнителем по подготовке четырех проектов нормативных правовых актов по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона N 415-ФЗ.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что проекты трех нормативных правовых актов по вопросам утверждения правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона N 415-ФЗ, внесены Минфином России (ответственный исполнитель) в Правительство Российской Федерации с нарушением сроков, установленных графиком подготовки актов Правительства Российской Федерации, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2016 г. N 7804п-П13, от двух недель до двух месяцев, в том числе:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 549 "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития": срок внесения в Правительство Российской Федерации - 15 февраля 2017 года, внесено 14 апреля 2017 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 685 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов": срок внесения в Правительство Российской Федерации - 15 февраля 2017 года, внесено 21 апреля 2017 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 582 "О государственных гарантиях Российской Федерации по облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом "Объединенная двигателестроительная корпорация": срок внесения в Правительство Российской Федерации - март 2017 года, внесено 13 апреля 2017 года.
2.22. В 2017 году фактическое привлечение Минфином России денежных средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, с учетом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации составило 1 702 572,2 млн. рублей (без учета операции по обмену государственных ценных бумаг), то есть 97,1% объема размещения государственных ценных бумаг на внутреннем долговом рынке, предусмотренного Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (приложение 44 к Федеральному закону N 415-ФЗ).
При этом в пояснительной записке Минфина России к бюджетной отчетности за 2017 год (форма N 0503160) указано: "Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2017 год предусмотрено привлечение заемных средств в объеме 1 702 625,7 млн. рублей без учета 200 000,0 млн. рублей, которые зарезервированы на так называемые "некассовые операции" по обмену нестандартных выпусков ОФЗ на стандартные выпуски данных облигаций", что не соответствует объему привлечения по государственным ценным бумагам, предусмотренному Федеральным законом N 415-ФЗ в размере 1 752 625,7 млн. рублей (без учета операции обмена).
2.23. По состоянию на 1 января 2018 года, по данным Внешэкономбанка (форма BCR118), совокупный объем задолженности по бюджетным кредитам предприятий топливно-энергетического комплекса, аналитический учет которой осуществляется Внешэкономбанком, составляет в рублевом эквиваленте 198 466,9 млн. рублей. Указанная задолженность в полном объеме является просроченной.
При этом согласно пояснительной записке Минпромторга России к бюджетной отчетности за 2017 год (форма N 0503160) по состоянию на 1 января 2018 года на забалансовом учете Минпромторга России отражена задолженность по бюджетным кредитам предприятий топливно-энергетического комплекса в сумме 200 342,0 млн. рублей, в том числе:
198 466,9 млн. рублей (задолженность по валютным кредитам в сумме 2 935,5 млн. долларов США и рублевым кредитам в сумме 29 379,0 млн. рублей) в соответствии с данными аналитического учета Внешэкономбанка как агента Правительства Российской Федерации в аналитическом разрезе состава задолженности (основной долг, начисленные проценты и штрафные санкции);
1 875,1 млн. рублей (задолженность по валютным кредитам в сумме 32,5 млн. долларов США и рублевым кредитам 5,8 млн. рублей, не числящаяся на аналитическом учете Внешэкономбанка, которая была принята Минпромэнерго России (правопредшественником Минпромторга России) от Минэнерго России).
Указанная задолженность отражена в бюджетной отчетности Минпромторга России за 2017 год в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма N 0503130).
В соответствии с агентскими договорами от 11 октября 2005 г. N Д-05-1180/050003 и от 15 марта 2006 г. N Д-06-304/050000 Внешэкономбанк принял на себя обязательства, в том числе: по ведению учета задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса с указанием основного долга, процентов и штрафных процентов; по принятию мер по взысканию в судебном порядке задолженности предприятий ТЭК, осуществлению прав истца и ответчика в суде, а также взыскателя в процессе исполнительного производства; по принятию иных мер для урегулирования задолженности предприятий ТЭК перед федеральным бюджетом.
В соответствии со статьей 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Таким образом, данные аналитического учета Внешэкономбанка (форма BCR118) по задолженности по бюджетным кредитам предприятий топливно-энергетического комплекса по состоянию на 1 января 2018 года не соответствуют данным бюджетной отчетности Минпромторга России за 2017 год (формы N 0503160, N 0503130) на общую сумму 1 875,1 млн. рублей.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, Минфину России как федеральному органу исполнительной власти, которому предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, и Минпромторгу России, на забалансовом учете которого числится задолженность по бюджетным кредитам предприятий топливно-энергетического комплекса в объеме 1 875,1 млн. рублей, совместно с Внешэкономбанком как агентом Правительства Российской Федерации необходимо принять меры по урегулированию обязательств перед Российской Федерацией.
2.24. В 2017 году по согласованию с Минфином России от 28 декабря 2017 г. N 11-16-17/15 с баланса Гохрана России (филиал "Объект Урал") были списаны затраты в сумме 4 099,3 тыс. рублей, произведенные, предположительно, в 1988 - 1989 годах на разработку проектной документации на строительство газопровода (555,4 тыс. рублей) и ЛЭП (3 543,9 тыс. рублей).
Таким образом, указанная проектная документация была не востребована, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов федерального бюджета.
2.25. Минфином России были подготовлены предложения о внесении изменений в Федеральный закон N 415-ФЗ до издания постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 586 об увеличении численности и фонда оплаты труда Министерства, которые были утверждены Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". В результате сумма бюджетных ассигнований, предусмотренная на увеличение численности, оказалась завышена, в связи с чем Минфин России заблокировал лимит бюджетных обязательств на сумму 9 127,0 тыс. рублей. Вместе с тем в течение 2017 года Минфином России не принимались меры по разблокировке данного лимита бюджетных обязательств. Кроме того, Минфин России не внес предложения о внесении изменений в Федеральный закон N 415-ФЗ при подготовке Федерального закона от 14 ноября 2017 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". В результате бюджетные ассигнования в сумме 9 127,0 тыс. рублей не могли быть использованы в течение года на иные цели.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации необходимо выполнить следующие требования:
1) рассмотреть вопрос об актуализации бюджетных полномочий главного администратора дохода бюджета, предусмотренных приказом Минфина России от 29 января 2013 г. N 24 "Об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета", в соответствии с бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджета, предусмотренными пунктом 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Минфина России от 29 июня 2017 г. N 105н "О бюджетных полномочиях администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных казенных учреждений" в части бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, предусмотренных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по предоставлению информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) установить порядок размещения значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru);
4) внести изменения в отчет о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации на 1 января 2018 года (форма 14 по ОКУД 0503074) в части уточнения сведений об использовании Минфином России 58 автомобилей и расходах на транспортное обслуживание в сумме 76 180,1 тыс. рублей;
5) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
6) принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2018 г. N 30К (1251).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Председатель |
А.Л. Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2018 г. N ПР 01-222/16-09
Текст представления официально опубликован не был