Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2018 г. N ПР 09-218/03-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка администрирования доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов и экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта "Чистая страна", в том числе в части реализации мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2016 - 2017 годах" (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент СЗФО).
1. По результатам указанного совместного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), дебиторская задолженность по плате за размещение отходов по состоянию на 1 января 2016 года и на 1 января 2017 года, а также по экологическому сбору и пени по плате за размещение отходов по состоянию на 1 января 2018 Департаментом по СЗФО в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) на соответствующую дату не указывалась.
Вместе с тем, по данным из ИС 1С: Предприятие и "ПТК "Госконтроль" по состоянию на 1 января 2017 года Департаментом по СЗФО начислено платы за размещение отходов в размере 543 448,7 тыс. рублей, при этом фактически было перечислено в доход бюджетов Российской Федерации 476 885,6 тыс. рублей (что на 66 563,1 тыс. рублей меньше начисленной суммы), а по состоянию на 1 января 2018 года начислено платы за размещение отходов 1 004 584,7 тыс. рублей, при этом фактически было перечислено 483 321,3 тыс. рублей (на 521 263,4 тыс. рублей меньше).
1.2. В нарушение раздела IV Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. N 11н, и раздела III Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. N 19н, Департамент СЗФО не осуществлял предоставление в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) информации, необходимой для уплаты денежных средств, или информации об уплате денежных средств путем направления извещения о начислении (об уточнении информации о начислении) платежа, что также свидетельствует о невыполнении полномочий администратора доходов бюджета, предусмотренных абзацем 7 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.3. В нарушение пункта 11 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), в Учетной политике для целей ведения бюджетного учета в Департаменте Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, утвержденной приказом Департамента по СЗФО от 31 декабря 2015 г. N 469-ПР (далее - Учетная политика) не установлен порядок формирования регистров бухгалтерского учета (Журнала операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам) в части начисления экологического сбора и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
1.4. Проверкой достоверности бухгалтерского и бюджетного учета по доходам федерального бюджета в 2016 году в части объема дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам Департамента СЗФО установлены факты, которые привели к искажению бюджетной отчетности.
Так, Департаментом СЗФО в бухгалтерском и бюджетном учете начисления отражались по факту поступления платы за размещение отходов и экологического сбора, и по результатам проведения контроля, а не на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета, что является нарушением пункта 3 Инструкции N 157н, согласно которому бухгалтерский учет ведется методом начисления, а результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Кроме того, осуществляемый метод начисления не соответствует пункту 6 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 23 октября 2015 г. N 849, и пункту 5 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 19 апреля 2017 г. N 188.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. По результатам выборочной проверки установлено, что Департаментом по СЗФО не обеспечено выполнение указаний Росприроднадзора от 15 марта 2017 г. N АС-06-02-36/5194, предусматривающих, что зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы за размещение отходов осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.
При осуществлении Департаментом по СЗФО возвратов излишне уплаченных (взысканных) платежей, решение о возврате излишне уплаченных сумм платы за размещение отходов на бумажном носителе и в электронном виде не выносились, сверка по платежам, подтверждающая переплату в материалах комплекта документов на возврат платы отсутствует (заявление на возврат 495,33 руб. от 5 мая 2016 г. N 15 ООО "Регион", заявление на возврат 1 668 руб. от 22 апреля 2016 г. N 15-538-78 ОАО "Механический завод", заявление на возврат 272,31 руб. от 26 июля 2016 г. N 33 ООО "ВалаАМ юг", заявление на возврат 43 126 руб. от 13 октября 2016 г. N 02-52/30373 Санкт-Петербургская таможня, заявление на возврат 3 000,14 руб. от 5 апреля 2017 г. N 29 ООО "А.Д.М.СПб", заявление на возврат 11 226 руб. от 6 апреля 2016 г. N 14/069 АО "Газпром бытовые системы").
2.2. В проверяемом периоде Департаментом СЗФО периодически (на 3 дня в апреле 2016 года, на 1 день в августе 2016 года) не соблюдались сроки представления запрашиваемой Росприроднадзором в соответствии с приложением N 4 к приказу Росприроднадзора от 23 октября 2015 г. N 849 информации по прогнозу поступления доходов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также по оценке поступления доходов в текущем финансовом году.
2.3. Департаментом СЗФО ненадлежащим образом исполнялись обязанности, установленные пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в части проведения государственного экологического надзора.
Так, в результате проверки в Департаменте СЗФО установлен факт эксплуатации АО "КНАУФ ПЕТРОБОРД" без лицензии полигона в течение 6 месяцев, ранее принадлежавшего ОАО "СПБ КПК", на котором оно на основании лицензии осуществляло деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО "СПБ КПК" прекратило свою деятельность 1 декабря 2014 г. путем реорганизации в форме присоединения к АО "КНАУФ ПЕТРОБОРД".
Приказом Департамента СЗФО указанная лицензия ОАО "СПб КПК" аннулирована. При этом АО "КНАУФ ПЕТРОБОРД" получило соответствующую лицензию только 30 мая 2015 г.
В связи с прекращением эксплуатации объекта размещения отходов ОАО "СПБ КПК" соответствующее заявление об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) в уведомительном порядке в адрес Департамента СЗФО не направляло.
Статья 12 Федерального закона 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также пункт 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792, предусматривают обязанность лиц эксплуатирующих объекты размещения отходов (далее - ОРО) вносить их в ГРОРО.
При этом порядок, сроки внесения изменений и дополнений в ГРОРО (в т.ч. при изменении наименования юридического лица вследствие реорганизации, эксплуатирующего ОРО), отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.
2.4. В 2016 - 2017 годах Департаментом по СЗФО не обеспечено надлежащее выполнение полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 28.3 и частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях по статье 8.5 КоАП РФ в связи с несоблюдением организациями сроков представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в нарушение положений пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, а также искажение такой информации.
Так, выборочно, за нарушение сроков предоставления деклараций по плате за размещение отходов сумма административных штрафов в Департаменте по СЗФО по 13 организациям могла расчетно составлять 260,1 тыс. рублей, за искажение информации в декларациях по плате за размещение отходов по 106 организациям сумма административных штрафов могла расчетно составить 2 438,0 тыс. рублей.
Кроме того, выявлены факты нарушения сроков представления отчетности организациями малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) за 2016 год - 344 организациями, из которых 11 индивидуальные предприниматели (далее - ИП), за 2017 год - 99 организаций, из которых 14 ИП.
В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ лицам являющимся субъектами МСП за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. Вместе с тем по состоянию на 19 февраля 2018 г. Департаментом по СЗФО не выносились предупреждения, и не велся учет таких нарушителей для дальнейшего привлечения к ответственности в соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ за повторное административное правонарушение.
Так, административные штрафы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды организациями МСП за 2017 год по 99 субъектам МСП могли расчетно составить 1 962 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Департамента СЗФО, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2018 г. N 25К (1246).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 сентября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2018 г. N ПР 09-218/03-04
Текст представления официально опубликован не был