Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2018 г. N ПР 09-216/03-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка администрирования доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов и экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта "Чистая страна", в том числе в части реализации мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2016 - 2017 годах" (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
1. По результатам указанного совместного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление N 995), Росприроднадзор не утвердил перечень территориальных органов (подразделений), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов местных бюджетов для каждого муниципального образования, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Росприроднадзором полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. В нарушение подпункта "з" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением N 995, Росприроднадзор не издал при передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, в том числе по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, правовой акт о передаче полномочий по администрированию, и о закреплении источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющего порядок администрирования доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
1.3. В нарушение раздела IV Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. N 11н, и раздела III Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. N 19н, Центральный аппарат Росприроднадзора (далее - ЦА Росприроднадзора) не осуществлял предоставление в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) информации, необходимой для уплаты денежных средств, или информации об уплате денежных средств путем направления извещения о начислении (об уточнении информации о начислении) платежа, что также свидетельствует о невыполнении полномочий администратора доходов бюджета, предусмотренных абзацем 7 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.4. Проверкой достоверности бухгалтерского и бюджетного учета по доходам федерального бюджета в 2016 году в части объема дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам ЦА Росприроднадзора установлены факты, которые привели к искажению бюджетной отчетности.
Так, ЦА Росприроднадзора в бухгалтерском и бюджетном учете начисления отражались по факту поступления платы за размещение отходов и экологического сбора, и по результатам проведения контроля, а не на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета что является нарушением пункта 3 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - N Инструкция 157н), согласно которому бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Кроме того, осуществляемый метод начисления не соответствует пункту 6 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 23 октября 2015 г. N 849, и пункту 5 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Росприроднадзора от 19 апреля 2017 г. N 188.
По данным ф. 0531787 "Отчет о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета" на 1 января 2018 года поступления от экологического сбора по ЦА Росприроднадзора составили 606 949,4 тыс. рублей, в том числе с учетом возвратов. В то же время фактические начисления за 2017 год составили 242 624,2 тыс. рублей.
1.5. В нарушение пункта 11 Инструкции N 157н, согласно которому регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, в Учетной политике в центральном аппарате Росприроднадзора, утвержденной приказом Росприроднадзора от 28 декабря 2011 г. N 953 (далее - Учетная политика), не установлен порядок формирования регистров бухгалтерского учета (Журнала операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам) в части начисления экологического сбора.
В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 11 Инструкции N 157н, согласно которым данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, а записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций, записи в журналах операций N 5 расчетов с дебиторами по начисленным доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются в ЦА Росприроднадзора не по мере совершения операций (подаче деклараций плательщиками и расчета экологического сбора), а по итогам квартала (в последний месяц квартала) в 2016 году и 1 раз в год (до 31 декабря) в 2017 году.
В результате некачественно проводимой работы ЦА Росприроднадзора по выполнению полномочий администратора доходов федерального бюджета в части своевременного начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей в федеральный бюджет по КБК 1 12 08010 01 6000 120 "Экологический сбор" в проверяемом периоде сформировалась кредиторская задолженность в размере 364 325,2 тыс. рублей.
1.6. В нарушение подпункта "б" пункта 3 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, согласно которому методика прогнозирования разрабатывается по каждому виду доходов и содержит в том числе описание показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений по каждому виду доходов, с указанием источника данных для соответствующего показателя, установленный пунктами 4.1 и 4.3 Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, утвержденная приказом Росприроднадзора от 27 июня 2017 г. N 309 (далее - Методика N 309), порядок расчета платы за размещение отходов и экологического сбора, соответственно, учитывает в расчете корректирующую сумму поступлений, механизм определения и использования которой не установлен.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Установлены факты, свидетельствующие об отсутствии надлежащего контроля со стороны Росприроднадзора за деятельностью своих территориальных органов, предусмотренного пунктом 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400.
2.1.1. Территориальными органами Росприроднадзора не обеспечено надлежащее выполнение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей экологического сбора и платы за размещение отходов, установленных пунктом 5 приказа Росприроднадзора от 29 февраля 2016 г. N 109 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета".
Проверка формы расчета суммы экологического сбора (далее - форма расчета) ООО "ЛЛК-Интернешнл" ИНН 7702583250, предоставленного в Департамент Росприроднадзора по ЦФО показала, что данная организация в расчете указала товары только как производителя и произвела оплату экологического сбора в сумме 110 409,3 тыс. рублей. При этом в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - отчетность) ООО "ЛЛК-Интернешнл", предоставленной в электронном виде в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, отражены признаки как производителя, так и импортера. По данным ФТС России ООО "ЛЛК-Интернешнл" в 2016 году осуществляла импорт нефтепродуктов в объеме 11 985,0 тыс. тонн, которые в отчетности не были указаны, в связи с чем расчетно сумма экологического сбора по импорту от ООО "ЛЛК-Интернешнл", которая должна была поступить в федеральный бюджет составила 2 037,3 тыс. рублей.
2.1.2. ЦА Росприроднадзора не обеспечено надлежащее выполнение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей экологического сбора и платы за размещение отходов, установленных пунктом 1.2 приказа Росприроднадзора от 29 февраля 2016 г. N 108 "Об осуществлении центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета".
Проверка данных по 50 производителям табака, по информации интернет портала "Бизнес справочник "Эком", установлено, что ПТК "Госконтроль" содержит информацию только в отношении 12 организаций - плательщиков экологического сбора за упаковку товаров, а оплата экологического сбора поступила только от 2 организаций.
Так же не обеспечен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей экологического сбора импортерами.
Анализ и сопоставление данных ФТС России и ЦА Росприроднадзора о количестве импортеров товаров и физическом объеме импорта товаров, при выборочной проверке деклараций, отчетности, и расчетов экологического сбора импортеров показал расхождения между указанными информациями по 9 организациям на общую сумму (расчетно) 21 468,4 тыс. рублей, из них:
ООО "Пирелли Тайр Руссия" - 945,1 тыс. рублей;
ООО "Мишлен" - 304,8 тыс. рублей;
ООО "СК Лубрикантс Рус" - 3 577,4 тыс. рублей;
ЗАО "ПЭКЭДЖИНГ КУБАНЬ" - 1 828,9 тыс. рублей;
АО "АР КАРТОН" - 3 862,8 тыс. рублей;
АО "Полиграф.комплекс "Пушкинская площадь" - 3 375,1 тыс. рублей;
ООО "ХММР" - 3 475,1 тыс. рублей;
ООО "АМКОР ТП САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" - 3 683,5 тыс. рублей;
ИП Тунгусов Дмитрий Геннадьевич - 415,5 тыс. рублей.
2.1.3. Выборочной проверкой 6 организаций (банкротов), по которым числится дебиторская задолженность по плате за размещение отходов в сумме 20 021,2 тыс. рублей установлено, что в нарушение пункта 8 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257, территориальными органами Росприроднадзора не представлялась в ФНС России информация и документы о задолженности в случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Основная сумма задолженности числится по ООО "СДС АРАН" по плате за негативное воздействие на окружающую среду, по которому Управление Росприроднадзора по Ярославской области позднее срока на 108 дней направило в ФНС России уведомление о наличии задолженности в сумме 12 122,5 тыс. рублей, что явилось причиной отказа Арбитражным судом города Москвы в удовлетворении требования ИФНС N 46 о включении указанной задолженности в реестр требований кредиторов ООО "СДС АРАН".
2.1.4. Проверка правильности исчисления суммы экологического сбора осуществляется территориальными органами Росприроднадзора согласно пункту 14 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 (далее - Правила N 1073) в течение 3 месяцев со дня представления документов. Срок представления расчета суммы экологического сбора, начиная с 2017 года установлен до 15 апреля (подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 "О порядке взимания экологического сбора").
Анализ выгрузки "Расчетов экологического сбора" по состоянию на 5 марта 2018 года, сформированной в ПТК "Госконтроль" за 2016 год по ЦА Росприроднадзора показал, что с нарушением установленного трехмесячного срока проведения контроля территориальными органами Росприроднадзора проверено и утверждено 430 расчетов суммы экологического сбора на общую сумму 182 695,6 тыс. рублей, что составляет 62,3% от общей суммы, прошедшей контроль.
2.2. Методика N 309 устанавливает проведение оценки поступлений платы за размещение отходов исходя из данных предыдущего года, с применением индекса потребительских цен, при сохранении прежнего уровня показателей охвата плательщиков системой администрирования и сохранении на уровне предшествующего года эффекта контрольных мероприятий, по результатам которых производится доначисление, выставляются требования о добровольной уплате, что не учитывает необходимость проведения Росприроднадзором и его территориальными подразделениями работы по повышению качества администрирования доходов в части расширения охвата плательщиков платы за размещение отходов.
При этом числящиеся на территории Российской Федерации на государственном учете всего 2,9 % объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, свидетельствует о недостаточном контроле за учетом лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
2.3. В проверяемом периоде Росприроднадзором периодически (на 21 день в мае 2015 года, на 18 дней в мае 2016 года) не соблюдались сроки представления запрашиваемой Минфином России информации по прогнозу поступления доходов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также по оценке поступления доходов в текущем финансовом году.
2.4. В соответствии с пунктами 3.1.2, 4.1 Положения о комиссии по принятию решений о возвратах сумм, ошибочно, либо излишне уплаченных, поступивших на лицевой счет центрального аппарата Росприроднадзора (далее - комиссия), утвержденного приказом Росприроднадзора от 29 марта 2012 г. N 125, комиссия наделена полномочиями только по возврату средств в виде государственной пошлины или платы за организацию и проведение государственной экологической экспертизы.
Комиссией в отсутствие полномочий в 2017 году принимались решения по возврату плательщикам излишне уплаченных (взысканных) платежей и зачеты по экологическому сбору.
2.5. ЦА Росприроднадзора и территориальными органами Росприроднадзора учет администрируемых доходов федерального бюджета осуществляется на основании первичных документов, содержащихся в Программно-техническом комплексе государственного контроля (ПТК "Госконтроль), раздел "Отходы".
По состоянию на 5 марта 2018 года порядок ввода и обработки поступившей отчетности на бумажных носителях для внесения ее в ПТК "Госконтроль" в целях бухгалтерского и бюджетного учета графиком документооборота Росприроднадзора не регламентируется, что не соответствует пункту 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. N 105.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен порядок и сроки внесения платы и представления декларации за размещение отходов.
ПТК "Госконтроль" не содержит информацию (не предусмотрен показатель) в отношении входящей даты представления и получения деклараций за размещение отходов и в целом отчетности по плате за размещение отходов Росприроднадзором его территориальными органами от природопользователя, в целях организации привлечения природопользователей к административной ответственности за не в срок представленную отчетность по плате за размещение отходов и экологическому сбору.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Росприроднадзору надлежит выполнить следующие требования:
1) приказ Росприроднадзора от 29 февраля 2016 г. N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" привести в соответствие с пунктом 3 постановления N 995 в части утверждения перечня территориальных органов (подразделений), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов местных бюджетов для каждого муниципального образования, с закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджетов, предусмотренных приложением к постановлению N 995;
2) в соответствии с подпункта "з" пункта 1 Правил, утвержденных постановлением N 995, принять правой акт, устанавливающий перечень органов государственной власти Московской области в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющие за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющий порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и довести его до соответствующих органов государственной власти Московской области;
3) внести изменения в пункты 4.1 и 4.3 Методики N 309 в части установления механизма определения и использования корректирующих сумм поступлений, учитывающих изменения законодательства и другие факторы, влияющие на объем прогнозируемых доходов при расчете платы за размещение отходов и экологического сбора;
4) внести изменения в Учетную политику в части утверждения правил документооборота, регламентирующих порядок ввода и обработки поступившей отчетности на бумажных носителях для внесения ее в ПТК "Госконтроль" в целях бухгалтерского и бюджетного учета и в части установления порядка формирования регистров бухгалтерского учета (Журнала операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам) по начислению платы от экологического сбора;
5) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Росприроднадзора, допустивших указанные нарушения;
6) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2018 г. N 25К (1246).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 сентября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 июня 2018 г. N ПР 09-216/03-04
Текст представления официально опубликован не был