Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2018 г. N ПР 03-208/03-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Федеральной налоговой службе.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 6 статьи 64 Налогового кодекса, согласно которому решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица, ФНС России с нарушением срока вынесены следующие решения:
решение от 27 февраля 2017 года N ГД-29-8/6 о предоставлении рассрочки ООО "Ишимский винно-водочный завод" по НДС на сумму 281,2 млн. рублей вынесено с нарушением установленного срока для вынесения решения на 16 дней (по заявлению от 5 декабря 2016 года);
решение от 28 марта 2017 года N ГД-4-8-5650@ об отказе в предоставлении рассрочки МУП "Спецавтохозяйство" по НДС на сумму 8,1 млн. рублей вынесено с нарушением установленного срока для вынесения решения на 3 дня (по заявлению от 6 февраля 2017 года);
решение от 4 апреля 2017 года N ГД-4-8/6223@ об отказе в предоставлении отсрочки ООО "Внешпромбанк" по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет, на сумму 7 897,9 млн. рублей вынесено с нарушением установленного срока для вынесения решения на 4 дня (по заявлению от 14 февраля 2017 года);
решение от 15 сентября 2017 года N ГД-4-8/18498@ об отказе в предоставлении рассрочки ЗАО "Нефтус" по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет, налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, и налогу на добычу полезных ископаемых на общую сумму 242,6 млн. рублей вынесено с нарушением установленного срока для вынесения решения на 4 дня (по заявлению от 31 июля 2017 года).
1.2. Выявлены нарушения при реализации мероприятий по информатизации.
1.2.1. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому финансированию за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, ФНС России до утверждения плана информатизации Минкомсвязью России осуществлялись платежи по заключенным государственным контрактам на общую сумму 1,5 млн. рублей, в том числе:
по государственному контракту от 6 марта 2017 г. N 0173100007817000001-0003930-01 на оказание услуг по предоставлению на регулярной основе информации о предприятиях, отраслях экономики и регионах Российской Федерации в виде электронных текущих версий специальных информационных массивов на сумму 1,2 млн. рублей;
по государственному контракту от 27 марта 2017 г. N 0173100007817000004-0003930-01 на оказание услуг по предоставлению доступа к информационной системе содержащей данные бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности российских и иностранных организаций, для целей налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами на сумму 0,1 млн. рублей;
по государственному контракту от 27 марта 2017 г. N 0173100007817000005-0003930-02 на оказание услуг по предоставлению доступа к информационным бюллетеням, публикуемым международными ценовыми агентствами, специализирующимися на оценке и анализе конъюнктурных товарных рынков на сумму 0,2 млн. рублей.
1.2.2. В нарушение пункта 28 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому товары, работы, услуги, предусмотренные утвержденным государственным органом планом информатизации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включаются в план закупок и план-график закупок, ФНС России до утверждения плана информатизации в планы-графики N 2017017310000780010001, N 2017033710001770020004, N 2017037310006120010001 включены 83 позиции по виду расходов кода бюджетной классификации 242 на общую сумму 15 895,4 млн. рублей.
1.3. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, согласно которому правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества и документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета, в 2017 году центральным аппаратом ФНС России по 3 объектам нематериальных активов (Резервный программно-аппаратный комплекс транзакционного блока защищенного сегмента АИС "Налог-3", Программное средство криптографической защиты информации для международного электронного взаимодействия, Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС "ЕГР ЗАГС") на сумму 512,3 млн. рублей информация направлена в автоматизированную систему учета федерального имущества с нарушением установленного срока на 3 дня.
1.4. В нарушение пункта 5.3 Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н (в редакции от 16 мая 2016 года), ФНС России не направлены в Минфин России до 1 марта 2018 года Сведения об отраслевых особенностях, влияющих на показатели качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета (форма 0507044) и Сведения об исковых требованиях и судебных решениях, вступивших в законную силу (форма 0507032), согласно приложениям N 2 и N 4 к названному Положению.
1.5. В нарушение пункта 54 Положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н (в редакции от 16 мая 2016 года), в графе 1 Сведений об автоматизации бюджетного учета и отчетности (форма 0507046) указано общее количество получателей средств федерального бюджета, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета, не соответствующее их фактическому количеству по состоянию на 1 января 2018 года.
В указанных сведениях по состоянию на 1 января 2018 года, направленных в Минфин России, количество получателей средств федерального бюджета отражено в количестве 978 единиц. При этом в соответствии с выпиской из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета по состоянию на 1 января 2018 года по главе 182 "Федеральная налоговая служба" числился 981 получатель средств федерального бюджета.
1.6. В нарушение подпункта "б" пункта 15 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащихся в их базах информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 года N 676, согласно которому ввод системы в эксплуатацию не допускается в случае отсутствия в реестре территориального размещения объектов контроля, предусмотренном Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675, ФНС России эксплуатируются следующие информационные системы ФНС России, отсутствующие в указанном реестре:
Автоматизированная информационная система ФНС России "Налог-3";
Федеральная информационная адресная система (ПО ФИАС);
Информационная система маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
1.7. В нарушение пункта 56 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193), годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита ФНС России не содержит информацию о достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
1.8. В нарушение пункта 22 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в соответствии с которым выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, Управлением расчетов с бюджетом ФНС России при осуществлении внутренних бюджетных процедур не отражены результаты внутреннего финансового контроля в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля за 2017 год (Карта внутреннего финансового контроля утверждена 5 апреля 2017 года). Тогда как в ходе проведения контрольного мероприятия выявлен ряд нарушений, соответствующих процессу формировании (актуализации) и утверждения перечня территориальных органов ФНС России, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1.9. В нарушение подпункта "а" пункта 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995), в Приложении 2 к приказу ФНС России от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7/1/735@ не содержались положения о закреплении за подведомственными ФНС России администраторами доходов бюджетов источника доходов федерального бюджета по КБК 1 11 07011 01 6000 120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации" (администрирование указанного КБК закреплено приказом ФНС России от 10 ноября 2017 г. N ММВ-7-22/847@).
1.10. В нарушение подпункта "а" пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, в Приложении 3 к приказу ФНС России от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7-1/735@ (с учетом изменений и дополнений), в Приложении 3 к приказу ФНС России от 10 ноября 2017 г. N ММВ-7-22/847@) (в редакции от 29 декабря 2017 года) "Источники доходов федерального бюджета, закрепленные за отдельными территориальными налоговыми органами, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета" в Таблице 1 не были закреплены полномочия администраторов доходов федерального бюджета за территориальными налоговыми органами Кабардино-Балкарской Республики по следующим кодам бюджетной классификации:
1 08 0708101 0500 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (государственная пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях)",
1 08 0731001 1000 110 "Государственная пошлина за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)",
1 13 0102001 6000 130 "Плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)",
1 13 0102001 8000 130 "Плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (при обращении через многофункциональные центры)",
1 13 0119001 6000 130 "Плата за предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации),
1 13 0119001 8000 130 "Плата за предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц (при обращении через многофункциональные центры).
1.11. В нарушение подпункта "а" пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, в Приложении 3 к приказу ФНС России от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7-1/735@ в редакции, действовавшей до 3 апреля 2017 года, не содержались положения о закреплении за рядом подведомственных администраторов доходов бюджетов следующих источников доходов федерального бюджета, полномочия по администрированию которых они осуществляют:
КБК 1 13 01190 01 8000 130 "Плата за предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц (при обращении через многофункциональные центры)";
КБК 1 13 01190 01 8000 130 "Плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (при обращении через многофункциональные центры)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "КБК 1 13 01190 01 8000 130" имеется в виду "КБК 1 13 01020 01 8000 130"
1.12. В нарушение подпункта "д" пункта 1 Правил, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, согласно которому федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета и доводят их до соответствующих администраторов доходов федерального бюджета не позднее 5 рабочих дней после их принятия, ФНС России приказы от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7-1/735@, от 3 апреля 2017 г. N ММВ-7-22/280@, 4 мая 2017 г. N СА-7-22/342@, 17 мая 2017 г. N ММВ-7-22/457@, 7 июля 2017 г. N ММВ-7-22/539@, 15 августа 2017 г. N СА-7-22/614@, от 10 ноября 2017 г. N ММВ-7-22/847@ и от 29 декабря 2017 г. N ММВ-7-22/1120@ об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы доведены в отношении не всех подведомственных налоговых органов, на которых были возложены полномочия по администрированию доходов федерального бюджета, а только до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (до инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня не доведены).
1.13. В нарушение статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов, ФНС России осуществлено формирование расходов федерального бюджета на 2017 год с учетом расходных обязательств по оплате услуг единой сети передачи данных, подлежащих оплате в 2018 году в объеме 385,5 млн. рублей, что учтено в бюджетных ассигнованиях на 2017 год, утвержденных ФНС России Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и привело к завышению планируемых расходов федерального бюджета на 2017 год, в том числе:
по коду КРБ 182 0106 39 4 02 90019 242 - 277,5 млн. рублей;
по коду КРБ 182 0113 39 4 02 90059 242 - 108,0 млн. рублей.
1.14. В нарушение пункта 1191 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н, в Обоснованиях бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (ф. 0505200) от 14 декабря 2017 г. по коду КРБ 182 0905 01 5 01 92501 600, сформированных в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", расчет объема бюджетных ассигнований (подраздел 2.1.2 ф. 0505200), выделенных ФНС России из резервного фонда Правительства Российской Федерации для достижения в 2017 году запланированного показателя заработной платы работников ФБЛПУ "Лечебно-реабилитационный центр "Подмосковье" ФНС России" произведен исходя из значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги - 4 917,6 тыс. рублей на 1 койко-день. При этом, в соответствии с показателями ф. 0505200 от 15 декабря 2017 г. по коду КРБ 182 0905 01 5 01 90059 600, значение нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги в ФБЛПУ "Лечебно-реабилитационный центр "Подмосковье" ФНС России" составляет 3,034 тыс. рублей на 1 койко-день.
1.15. В нарушение подпунктов "а" и "б" пункта 11 Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 230, ФНС России письмом от 13 декабря 2017 г. N АС-4-5/25283@ направлены в Минфин России Сведения о реквизитах распоряжений Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, перечне мероприятий, предусмотренных ими, включая информацию о плановых значениях показателей, характеризующих результаты реализации указанных мероприятий, и о результатах реализации мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году (ф. 0501118) с нарушением установленных сроков на 5 рабочих дней (по подпункту "а"), на 3 рабочих дня (по подпункту "б").
1.16. В нарушение абзаца 2 пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, ФНС России как участником государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" направлены годовые отчеты ответственному исполнителю - Минфину России с нарушением установленного срока для направления отчета (до 10 февраля) - на 3 дня, уточненного отчета (до 1 апреля) - на 6 дней.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. ФНС России не представлены документы, подтверждающие использование проектно-изыскательских работ, выполненных в 2014 году по объекту Резервный центр обработки данных N 2 (р. п. Ерзовка Волгоградской области), в связи с исключением Резервного центра обработки данных N 2 из постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 995 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство объектов капитального строительства - центров обработки данных, подведомственных Федеральной налоговой службе", что свидетельствует о неэффективном использовании федеральных ресурсов, на создание которых израсходованы средства федерального бюджета в размере 29,7 млн. рублей.
2.2. Выявлены следующие недостатки, обусловленные отсутствием должного контроля со стороны ФНС России за территориальными налоговыми органами, предусмотренного пунктом 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым главный распорядитель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств и на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств:
2.2.1. В нарушение пункта 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов доведены до получателей средств федерального бюджета позже установленного срока шестью управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации (16% от проверенных):
УФНС России по Республике Дагестан нераспределенный остаток ЛБО на плановый период 2018 и 2019 годов на распорядительном счете по состоянию на 30 января 2017 г. составляет 100% от общего объема доведенных ЛБО (608,8 млн. рублей и 607,8 млн. рублей соответственно); частично доведены до подведомственных получателей 30 января 2017 года с нарушением установленного срока на 16 рабочих дней;
УФНС России по Краснодарскому краю нераспределенный остаток ЛБО на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на распорядительном счете по состоянию на 1 января 2017 г. составляет 9% от общего объема доведенных ЛБО (174,2 млн. рублей, 170,7 млн. рублей и 168,3 млн. рублей соответственно); доведены до подведомственных получателей 27 и 31 января 2017 года с нарушением установленного срока на 15 и 17 рабочих дней;
УФНС России по Республике Ингушетия нераспределенный остаток ЛБО на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на распорядительном счете по состоянию на 12 января 2017 г. составляет 100% от общего объема доведенных ЛБО (87,8 млн. рублей, 87,5 млн. рублей и 87,3 млн. рублей соответственно); ЛБО на 2017 год доведены до подведомственных получателей 12 января 2017 года с нарушением установленного срока на 4 рабочих дня и не в полном объеме, ЛБО на плановый период 2018 и 2019 годов доведены до подведомственных получателей 27 января 2017 г. и 7 февраля 2017 года с нарушением установленного срока на 15 и 22 рабочих дня и не в полном объеме;
УФНС России по Приморскому краю нераспределенный остаток ЛБО на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на распорядительном счете по состоянию на 9 января 2017 г. составляет 100% от общего объема доведенных ЛБО (1 477,1 млн. рублей, 1 331,5 млн. рублей и 1 309,5 млн. рублей соответственно); доведены до подведомственных получателей 9, 11 января и 3 февраля 2017 года с нарушением установленного срока на 1, 3 и 20 рабочих дня и не в полном объеме;
УФНС России по Московской области нераспределенный остаток ЛБО на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на распорядительном счете по состоянию на 1 января 2017 г. составляет 6% от общего объема доведенных ЛБО (192,0 млн. рублей, 169,6 млн. рублей и 157,6 млн. рублей соответственно), доведены до подведомственных получателей 9, 11 января и 3 февраля 2017 года с нарушением установленного срока на 1, 3 и 20 рабочих дня и не в полном объеме;
УФНС России по Ленинградской области нераспределенный остаток ЛБО на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на распорядительном счете по состоянию на 10 января 2017 г. составляет 100% от общего объема доведенных ЛБО (749,7 млн. рублей, 706,2 млн. рублей и 704,6 млн. рублей соответственно) доведены до подведомственных получателей 10 января 2017 года с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня и не в полном объеме.
2.2.2. В соответствии с пунктом 2 приказа ФНС России от 29 декабря 2016 г. N ММВ-7-5/740@ за управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации (распорядителями средств федерального бюджета) закреплены бюджетные полномочия по формированию перечней получателей средств федерального бюджета по главе 182 "Федеральная налоговая служба" - инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, находящихся в ведении соответствующих управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Установлено, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 158 и абзаца 2 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечни подведомственных получателей средств федерального бюджета велись с нарушениями в семнадцати управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации (45% от проверенных):
УФНС России по г. Севастополю до 29 декабря 2017 года и УФНС России по Оренбургской области до 28 марта 2018 года как распорядителями бюджетных средств не утверждали перечни подведомственных получателей бюджетных средств и, как следствие, осуществляли распределение лимитов бюджетных обязательств получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им получателей бюджетных средств, до вышеуказанных сроков;
аппараты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации не включены в перечни подведомственных получателей бюджетных средств в: УФНС России по Республике Адыгея, УФНС России по Республике Башкортостан, УФНС России по Республике Дагестан, УФНС России по Республике Ингушетия, УФНС России по Республике Коми, УФНС России по Пермскому краю, УФНС России по Ивановской области, УФНС России по Калининградской области, УФНС России по Ленинградской области, УФНС России по Магаданской области, УФНС России по Мурманской области, УФНС России по Оренбургской области, УФНС России по Псковской области, УФНС России по Тульской области, УФНС России по Тамбовской области, УФНС России по г. Санкт-Петербургу, УФНС России по г. Севастополю;
приказом ФНС России от 20 декабря 2016 г. N ММВ-7-4/689 были внесены изменения в структуру УФНС России по Тамбовской области в части реорганизации МИФНС России N 7 по Тамбовской области путем присоединения ее к МИФНС России N 4 по Тамбовской области с 1 января 2017 года. Тогда как указанные изменения внесены УФНС России по Тамбовской области в перечень получателей средств федерального бюджета, подведомственных УФНС России по Тамбовской области, только спустя 3 месяца (приказ УФНС России по Тамбовской области от 3 апреля 2017 г. N 01.1-05/077@);
ФНС России представлены копии приказов УФНС России по Республике Дагестан от 30 декабря 2016 г. N 01-03/577 и от 29 декабря 2017 г. N 01-03/31 "Об утверждении перечня получателей средств федерального бюджета по главе 182 "Федеральная налоговая служба" в преамбуле которых указан утративший силу с 29 декабря 2016 г. приказ ФНС России от 12 февраля 2008 г, N ШТ-3-5/58@ "Об утверждении перечня получателей средств федерального бюджета по главе 182 "Федеральная налоговая служба", кроме того, в соответствии с пунктом 2 вышеуказанных приказов их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
2.2.3. В нарушение абзаца 2 пункта 1 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (в редакции приказа Минфина России от 30 сентября 2016 г. N 168н), и пункта 1.2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата ФНС России, территориальных органов ФНС России и федеральных казенных учреждений, подведомственных ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 12 мая 2017 г. N ММВ-7-5/442@, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по состоянию на 31 декабря 2017 года не сформированы бюджетные сметы на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 и 2019 годов) 36 подведомственными учреждениями ФНС России: Межрайонные инспекции по Республике Дагестан (15 учреждений), Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан, подведомственные учреждения ФНС России по Кабардино-Балкарской Республике (7 учреждений), подведомственные учреждения ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (5 учреждений), ИФНС России по Пригородному району Республики Северная Осетия - Алания, Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Тыва, Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Тыва, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Тыва, Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по Санкт-Петербургу, ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя, Межрайонная ИФНС России N 1 по г. Севастополю.
2.3. Выявлены следующие недостатки, обусловленные отсутствием должного контроля со стороны ФНС России, предусмотренного подпунктом 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, в соответствии с которым ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
2.3.1. В нарушение пункта 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которому при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет, и абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, территориальные налоговые органы ФНС России: Межрайонная ИФНС России N 4 по Карачаево-Черкесской Республике, Управление ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике, Межрайонная ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю, Межрайонная ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю не выполнили постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 6 июня 2012 года по делу N А25-15/2/2011 и не осуществили возврат ООО "777" налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего возмещению, в сумме 23 134,1 тыс. рублей, что повлекло уплату в 2017 году из федерального бюджета указанному налогоплательщику суммы процентов по НДС за нарушение сроков возврата сумм НДС в размере 11 340,5 тыс. рублей.
Вместе с тем, по данным ФНС России, аудиторской проверкой внутреннего аудита, проведенной ФНС России в отношении УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике (акт от 22.05.2012 N 03-10/5-101дсп за период с 01.07.2009 по 31.12.2011), установлено, что по решению Межрайонной ИФНС России N 4 по Карачаево-Черкесской Республике от 31.08.2010 о возврате налога перечисление денежных средств на счет налогоплательщика не производилось, а также было указано, что в случае обжалования данного факта в суде может повлечь выплату процентов за несвоевременный возврат налога.
2.3.2. В нарушение абзаца 1 пункта 10 статьи 176.1 Налогового кодекса, согласно которому поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения:
Межрайонной ИФНС России по КН по Приморскому краю несвоевременно возмещен налог на добавленную стоимость в заявительном порядке АО "ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ" (несвоевременное направление заявок на возврат в УФК), что привело к уплате из федерального бюджета в 2017 году процентов за нарушение сроков возврата НДС в сумме 333,7 тыс. рублей;
Межрайонной ИФНС России N 24 по Красноярскому краю из-за некорректной работы программного обеспечения, в котором формируются и направляются заявки на возврат (в соответствии с пояснениями ФНС России, несвоевременное исполнение заявок на возврат НДС из бюджета не связано с работоспособностью контура АИС "Налог-3", а обусловлено необеспечением должного контроля за формированием и отправкой файлов) несвоевременно возмещен налог на добавленную стоимость в заявительном порядке АО "КЗСК", что привело к уплате из федерального бюджета в 2017 году процентов за нарушение сроков возврата НДС в сумме 195,5 тыс. рублей;
ИФНС России по г. Архангельску из-за некорректной работы программного обеспечения, в котором формируются и направляются заявки на возврат (в соответствии с пояснениями ФНС России, несвоевременное исполнение заявок на возврат НДС из бюджета не связано с работоспособностью контура АИС "Налог-3", а обусловлено необеспечением должного контроля за формированием и отправкой файлов) несвоевременно возмещен налог на добавленную стоимость в заявительном порядке АО "Архангельскгеолдобыча", что привело к уплате из федерального бюджета в 2017 году процентов за нарушение сроков возврата НДС в сумме 171,2 тыс. рублей;
ИФНС России по г. Курску из-за некорректной работы АИС "Налог-3", в котором формируются и направляются заявки на возврат (в соответствии с пояснениями ФНС России, несвоевременное исполнение заявок на возврат НДС из бюджета не связано с работоспособностью контура АИС "Налог-3", а обусловлено необеспечением должного контроля за формированием и отправкой файлов) несвоевременно возмещен налог на добавленную стоимость в заявительном порядке ООО ГК "Промресурс", что привело к уплате из федерального бюджета в 2017 году процентов за нарушение сроков возврата НДС в сумме 153,2 тыс. рублей.
2.3.3. В нарушение пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса, согласно которому сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, Межрайонной ИФНС России N 2 по Белгородской области не осуществлен своевременный возврат излишне уплаченного акциза ОАО "Росспиртпром" (нарушение срока составило 278 дней (в соответствии с решением Арбитражного суда Белгородской области от 17 марта 2017 года (дело N А08-9581/2016), что привело к уплате в 2017 году из федерального бюджета процентов за несвоевременный возврат в сумме 398,9 тыс. рублей, что подтверждено данными бюджетной отчетности по форме 0503127 УФНС России по Белгородской области.
2.4. ФНС России ненадлежащим образом осуществлялся ведомственный контроль в сфере закупок в отношении ФКУ "Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы" и ФКУ "Налог-Сервис", предусмотренный статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Так установлено, что в нарушение части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, а также по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, указанные учреждения в 2017 году осуществили закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 0,7% и 7,76%, соответственно, совокупного годового объема закупок, то есть менее установленных законодательством 15 процентов.
2.5. В 2017 году ФНС России в целях финансирования процедур, применяемых в делах о банкротстве, перечислено, а территориальными налоговыми органами выплачены из федерального бюджета денежные средства в сумме 53 572,0 тыс. рублей по 137 процедурам банкротства, включая денежные вознаграждения конкурсным управляющим и компенсацию расходов.
Процедуры банкротства почти во всех случаях продолжались более 1 года; при этом у всех 137 должников отсутствовали активы на дату открытия конкурсного производства (включенные в конкурсную массу), что свидетельствует об отсутствии потенциальной возможности взыскания в бюджет денежных средств по результатам конкурсного производства.
В 2017 году денежные средства в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках 137 процедур банкротства не поступили.
Учитывая, что заявителем и единственным кредитором во всех рассматриваемых случаях являются налоговые органы, которые располагали информацией об отсутствии активов у должников на дату открытия конкурсного производства, расходы федерального бюджета в 2017 году на проведение процедур банкротства в отношении 137 должников в сумме 53 572,0 тыс. рублей, в том числе в отношении отсутствующих 18 должников - 4 655 тыс. рублей, являются безрезультативными.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФНС России надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2018 г. N 25К (1246).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФНС России М.В. Мишустину или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2018 г. N ПР 03-208/03-02
Текст представления официально опубликован не был