Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2018 г. N ПР 12-167/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство, Минобрнауки России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия установлены следующие нарушения.
1.1. Проверка показала, что бюджетная отчетность Минобрнауки России за 2017 год является недостоверной в связи со следующим:
1.1.1. В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), пункта 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н) и пункта 56 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), Минобрнауки России в регистрах бухгалтерского учета и ф. 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" (далее - ф. 0503130) на балансовом счете 010200000 "Нематериальные активы" не отражена стоимость трех объектов нематериальных активов (патенты на результаты интеллектуальной деятельности), полученных в 2017 году.
1.1.2. В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ и пункта 20 Инструкции N 191н Минобрнауки России в ф. 0503130 на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах и ф. 0504041 "Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей" не отражена стоимость земельного участка по адресу г. Москва, ул. Тверская, вл. 11, стр.4, Брюсов пер. вл.21, стр.1 и 2 с кадастровой стоимостью в сумме 686 047,1 тыс. рублей, предусмотренной выпиской из ЕГРН от 28 сентября 2017 г.
1.1.3. В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 351 Инструкции N 157н и пункта 20 Инструкции N 191н Минобрнауки России в ф. 0503130 и ф. 0504054 "Многографная карточка" не отражена 21 банковская гарантия на сумму 795 317,7 тыс. рублей.
1.2. Выявлены нарушения ведения бюджетного учета Минобрнауки России, не повлиявшие на достоверность бюджетной отчетности:
1.2.1. В нарушение пункта 6 Инструкции N 157н, согласно которому актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждается, в том числе рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета Минобрнауки России утвержден грифом директора департамента - главного бухгалтера Минобрнауки России.
Кроме того, утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета не содержит забалансовых счетов. При этом в 2017 году при ведении бухгалтерского учета Минобрнауки России применялись забалансовые счета, предусмотренные Инструкцией N 157н.
1.2.2. В нарушение пунктов 2.3, 2.8 - 2.10 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49:
- в состав инвентаризационной комиссии Минобрнауки России, утвержденной приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2016 г. N 1588 (с изменениями, внесенными приказами от 29 марта 2017 г. N 286 и от 4 декабря 2017 г. N 1171) включался исполняющий обязанности директора подведомственного Минобрнауки России ФГБУ "Управление административными зданиями", не являющийся сотрудником Минобрнауки России, а также представителем службы внутреннего аудита, независимой аудиторской организации;
- в инвентарных описях (сличительных ведомостях) отсутствуют подписи материально ответственных лиц;
- в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) допускались незаполненные строки.
1.3. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 469 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета" Министерством как главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета не разработана методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета.
1.4. В ходе проверки установлены факты нарушений законодательства при предоставлении отдельным видам юридических лиц субсидий (грантов в форме субсидий).
1.4.1. В нарушение пункта 10 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1552 (далее - Правила казначейского сопровождения), в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, которым как получателям средств федерального бюджета доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам, в течение 21 дня со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии принимают правовые акты о передаче полномочий получателя бюджетных средств территориальным органам Федерального казначейства, Минобрнауки России указанный срок не соблюден.
Так, передача полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидии юридическим лицам осуществлена:
- приказом Минобрнауки России от 26 января 2017 г. N 63, т.е. за 4 дня до момента заключения соглашения о предоставлении субсидии союзу "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (30 января 2017 года);
- приказом Минобрнауки России от 23 марта 2017 г. N 268, т.е. за 12 дней до дня заключения соглашения о предоставлении субсидии Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание" (4 апреля 2017 года);
- приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 304, т.е. за 1 день до дня заключения соглашения о предоставлении субсидии Образовательному Фонду "Талант и успех" (6 апреля 2017 года);
- приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2017 г. N 358, т.е. за 18 дней до дня заключения соглашения о предоставлении субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (5 мая 2017 года).
1.4.2. В нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) субсидия в целях финансового обеспечения расходов на популяризацию русского языка и поддержку программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом предоставлена Минобрнауки России фонду "Русский мир" без осуществления процесса казначейского сопровождения в порядке, предусмотренном Правилами казначейского сопровождения.
1.5. В ходе проверки установлены факты нарушений Минобрнауки России положений нормативных правовых актов, регулирующих осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
1.5.1. В нарушение пункта 5 Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 275 (далее - Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции), в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти - субъекты бюджетного планирования, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, представляют проект распределения субвенций в Минфин России ежегодно, до 10 августа, Минобрнауки России проект распределения субвенции представлен в Минфин России письмом от 11 августа 2016 года N ВК-1810/08, т.е. с нарушением установленного срока на 1 календарный день.
1.5.2. В нарушение пункта 12 Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции Минобрнауки России оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2017 года в порядке, предусмотренном приказом Минобрнауки России от 16 мая 2014 г. N 550 "Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации" не проводилась.
При этом в соответствии с представленными отчетами о фактически достигнутых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, целевых показателях по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования (далее - показатели):
- четырьмя субъектами Российской Федерации (Красноярский край, Республики Крым, Калмыкия, Кемеровская область) не достигнуто плановое значение показателя "Доля проведенных внеплановых проверок";
- двумя субъектами Российской Федерации (городом федерального значения Москва и Республикой Ингушетия) не достигнут показатель "Доля юридических лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки (в общем количестве юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору)";
- тремя субъектами Российской Федерации (Пермский и Приморский края, Республика Татарстан) показатель "Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в общем количестве запланированных проверок)".
1.6. В ходе проверки установлены факты нарушений законодательства при утверждении государственного задания и предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
1.6.1. В нарушение пункта 2 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), Минобрнауки России сформировало и утвердило государственное задание ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет" на 2017 год не в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения. Так, в государственное задание включена государственная услуга 11.Г41.0 "Содержание детей", не отнесенная к основным видам деятельности учреждения согласно пункту 2.3 Устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донской государственный технический университет", утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 октября 2015 г. N 1247.
1.6.2. В нарушение пунктов 34 и 35 Положения N 640 при расчете затрат на содержание не используемого ФГБНУ "Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы" для выполнения государственного задания имущества (котельная) Минобрнауки России не учитывались затраты на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги; на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги, а также не применялся коэффициент платной деятельности.
1.6.3. В соответствии с пунктом 8 Положения N 640 (в редакции до 13 сентября 2017 года) государственное задание формируется в соответствии с утвержденным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
В нарушение указанного положения Минобрнауки России включило в раздел "Часть II. Сведения о выполняемых работах" государственных заданий на 2017 год ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы", ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет", ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" государственную работу "Организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики", которая включала мероприятия по подготовке специалистов по программам высшего образования и программам повышения квалификации. Вместе с тем реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) и дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки, и ведомственным перечнем государственных услуг и работ Минобрнауки России, утвержденными в информационной системе "Электронный бюджет", относится к государственным услугам.
1.6.4. В нарушение пункта 10 Положения N 640, согласно которому государственное задание, распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании, утвержденном федеральному государственному учреждению, между созданными им в установленном порядке обособленными подразделениями и отчет о выполнении государственного задания, размещаются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (приказ от 16 ноября 2015 года N 177н "О порядке ведения реестра государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ)") Минобрнауки России не обеспечило формирование и представление информации и документов, необходимых для включения в реестр государственных заданий для последующего размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) и едином портале бюджетной системы Российской Федерации в отношении следующих подведомственных организаций: Научно-исследовательского института перспективных материалов и технологий, Российской академии образования, Научно-исследовательского института аэрокосмического мониторинга "АЭРОКОСМОС", Государственного научно-технологического центра "Наука", НПК "Технологический центр", ФГБНУ Дирекция НТП.
1.6.5. В нарушение пункта 45 Положения N 640, согласно которому перечисление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, перечисление субсидии осуществлялось Минобрнауки России с нарушением сроков, установленных графиками, являющимися Приложениями N 1 к Соглашениям, а именно:
перечисление первого платежа субсидии (согласно графику - 19 января 2017 года) осуществлено 26 января 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 7 дней следующим подведомственным организациям: Российская академия образования, Научно-исследовательский институт аэрокосмического мониторинга "АЭРОКОСМОС", Государственный научно-технологический центр "Наука", Научно-исследовательский институт перспективных материалов и технологий, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, ФГБУ ГПНТБ, Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти, Государственный научно-методический центр;
перечисление третьего платежа субсидии (согласно графику - 10 июля 2017 года), осуществлено 12 июля 2017 года, то есть на 2 дня позже установленного срока следующим подведомственным организациям: Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов, Государственный научно-технологический центр "Наука", Научно-исследовательский институт перспективных материалов и технологий, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере.
1.6.6. В нарушение пункта 48 Положения N 640, согласно которому правила осуществления контроля за выполнением государственного задания федеральными бюджетными учреждениями устанавливают органы, осуществляющие в отношении них функции и полномочия учредителя, указанный контроль за выполнением государственного задания подведомственными учреждениями осуществлялся Министерством в отсутствие предусмотренных Положением N 640 Правил осуществления контроля.
Так, Регламент представления и рассмотрения отчетных документов по заданиям на выполнение работ в рамках исполнения государственных заданий образовательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственными Минобрнауки России, в сфере научной деятельности и иных работ (за исключением работ в сфере образования и молодежной политики) был утвержден лишь 22 декабря 2017 года (N ГТ-148/14вн).
1.7. В нарушение подпункта "б" пункта 11 Положения о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 230, согласно которому сведения о результатах реализации мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда в 2017 году по состоянию на 1 января 2018 года предоставляются главными распорядителями средств федерального бюджета в Минфин России не позднее 7 апреля 2018 года, Минобрнауки России предоставил указанные сведения в Минфин России 10 апреля 2018 года (письмо N ВП-940/18), т.е. на 3 дня позже установленного срока.
1.8. В нарушение пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 247-р об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области высшего профессионального образования Минобрнауки России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования до принятия решений о направлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капительного строительства не обеспечено предварительное внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложений о внесении изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области высшего профессионального образования, предусматривающих размещение 58 объектов капитального строительства, которые включены в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2017 год.
1.9. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Минобрнауки России в 2017 году осуществлено финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по информатизации по государственным контрактам на сумму 14 479,6 тыс. рублей в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2017 год (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 июня 2017 г. N 496).
1.10. В нарушение пункта 30 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (в редакции от 23 апреля 2016 года), согласно которому объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств, объектами внутреннего финансового аудита, проводимого Минобрнауки России в 2017 году, являлись подведомственные ему бюджетные учреждения, которые были включены в План внутреннего финансового аудита Минобрнауки России на 2017 год.
1.11. В нарушение пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества, Минобрнауки без согласия собственника предоставлены в пользование подведомственным учреждениям отдельные помещения зданий по адресам: г. Москва, ул. Люсиновская, д. 51 и Брюсов переулок, д. 21, стр. 1, закрепленные за Министерством на праве оперативного управления.
В помещениях зданий Министерства по указанным адресам без документов, подтверждающих использование соответствующих площадей, располагаются сотрудники ФГБУ "Управление административными зданиями", ФГБУ "Федеральный институт медиации", ФГБНУ "Центр защиты и прав и интересов детей", ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика".
Кроме того, Минобрнауки России производилась оплата коммунальных расходов на имущество, фактически используемое вышеуказанными учреждениями, что является неэффективным использованием бюджетных средств, поскольку фактически Министерство вышеуказанные помещения не занимало.
1.12. Минобрнауки России не обеспечено исполнение отдельных требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1551).
1.12.1. В нарушение абзаца 3 пункта 4 Постановления N 1551 лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) доводились Минобрнауки России до подведомственных получателей средств федерального бюджета с нарушением установленного срока (не позднее 10 марта 2017 года).
По состоянию на 11 марта 2017 года процент подлежащих распределению, но не распределенных лимитов бюджетных обязательств на текущий 2017 год, на первый и второй год планового периода (2018 и 2019 годы) составил 26,8%, 39,5% и 100,0% соответственно.
1.12.2. В нарушении подпункта "г" пункта 45 Постановления N 1551, согласно которому в 2017 году не допускается использование в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы, в целях премирования (материального стимулирования) работников аппарата Минобрнауки России в 2017 году использована экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10 процентов предельной численности аппарата Министерства на 1,3%, в сумме 4 034,4 тыс. рублей.
1.12.3. В нарушение пункта 20 Постановления N 1551, согласно которому главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета должны не позднее 1 марта 2017 года заключить с высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, Министерство заключило соглашения о предоставлении из федерального бюджета в 2017 году бюджетам девятнадцати субъектов Российской Федерации субсидии на софинансирование расходов по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы только в ноябре 2017 года, с нарушением установленного срока более чем на 8 месяцев.
1.13. В нарушение пункта 1 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (в редакции до 23 марта 2018 года) (далее - приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н), согласно которому формирование и ведение сметы осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", Минобрнауки России формирование и ведение бюджетной сметы в первом полугодии 2017 года с использованием указанной информационной системы не осуществлялось, что не соответствует пункту 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому бюджетная смета ведется в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Кроме того, Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12 октября 2015 г. N 1122, не соответствует приказу Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, поскольку предусматривает использование при формировании и ведении сметы Министерства информационной системы "Комплексная автоматизированная система исполнения бюджета Минобрнауки России".
1.14. Представление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства квартальной и годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений за 2017 год осуществлялось Минобрнауки России с нарушением сроков, установленных приказами Казначейства России от 22 ноября 2016 г. N 28н и от 12 октября 2017 г. N 24н:
за 6 месяцев 2017 года с нарушением установленного срока (до 25 июля 2017 года) от одного до 20 дней и за 9 месяцев 2017 года с нарушением установленного срока (до 25 октября 2017 года) от одного до девяти дней предоставлены Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127), Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164), Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191), Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193), Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296), Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф.0503295), Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760), Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
годовая бюджетная и сводная бухгалтерская отчетность за 2017 год в части форм Пояснительная записка (ф. 0503160), Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166), Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф.0503175), Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф.0503760), Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.0503769), Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф.0503775) представлена с нарушением установленного срока (до 28 марта 2018 года - согласно письму Казначейства России от 23 марта 2017 г. N б/н) от одного до семи дней.
1.15. В ходе проверки установлено, что Минобрнауки России допущены нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
1.15.1. В нарушение пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Минобрнауки России неправомерно выбран способ определения закупки у единственного исполнителя при заключении государственного контракта от 14 марта 2017 г. N АП-39-01/17 на сумму 0,85 млн. рублей с ФГУП "Президент-Сервис" Управления делами Президента Российской Федерации на оказание услуг по проходам через залы официальных делегаций аэропортов без проведения конкурентных процедур.
1.15.2. В нарушение части 2 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - протокол), три государственных контракта заключены Минобрнауки России с нарушением установленного срока:
- государственный контракт N 03.D06.11.0008 с АНО "Центр развития и поддержки музыкального творчества "Академия популярной музыки Игоря Крутого" на выполнение работ по проекту "Организация и проведение финала Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Детская новая волна" заключен 22 мая 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 7 дней (протокол от 16 мая 2017 г. N ПРО2 для закупки N 0173100003717000104 размещен в ЕИС 18 мая 2017 года);
- государственный контракт N 15.D06.11.0022 с ООО "Агентство гуманитарных технологий" на выполнение работ по проекту "Информационная поддержка и широкое освещение мероприятий для детей, молодежи и отдельных общесистемных мероприятий в социальных сетях" заключен 29 мая 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 18 дней (протокол от 21 апреля 2017 г. N ПРО1 для закупки N 0173100003717000053 размещен в ЕИС 21 апреля 2017 года);
- государственный контракт N 03.N83.11.0011 с ООО "Агентство гуманитарных технологий" на выполнение работ по разработке и апробации научно-обоснованной аналитической системы, направленной на изучение общественного мнения и выявление отношения целевых аудиторий к проекту автоматизации сбора данных в сфере образования заключен 7 июня 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 2 дня (протокол от 29 мая 2017 г. N ПРО1 для закупки N 0173100003717000120 размещен в ЕИС 29 мая 2017 г.).
1.15.3. В нарушение части 17 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой контракт заключается не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам проведения запроса предложений и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола, Минобрнауки России указанный срок не соблюден.
Так, государственный контракт N 0358100011817000011 с ООО "ЮГТРАНС" на выполнение работ по объекту "Общежитие квартирного типа на территории ДГТУ по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1" заключен 26 мая 2017 г., то есть с нарушением установленного срока на 16 дней (протокол от 19 апреля 2017 г. N ПП1 для закупки N 0358100011817000011 размещен в ЕИС 20 апреля 2017 года).
1.15.4. В нарушение части 7 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 19 апреля 2017 г. N ПВК1 для закупки N 0173100003717000062 размещен Минобрнауки России в ЕИС 21 апреля 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 1 день.
1.15.5. В нарушение пункта 26 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 (далее - Положение о подготовке и размещении отчета), согласно которому в разделе III формы отчета в графе "Предусмотрено контрактом" указывается значение показателя, соответствующее контракту, и в графе "Исполнено" указывается фактическое значение показателя, Минобрнауки России в отчете от 29 декабря 2017 года об исполнении государственного контракта от 25 апреля 2016 г. N 15.211.11.0012, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство гуманитарных технологий", и в отчете от 29 декабря 2017 года об исполнении государственного контракта от 8 ноября 2017 г. N 15.597.11.0039, заключенного с федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", в графе "Предусмотрено контрактом" и в графе "Исполнено" раздела III формы отчета не указаны значения показателя "Количество (объем) поставляемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ по контракту (по отдельному этапу исполнения контракта) с указанием через символ "/" единиц измерения по ОКЕА (в случае если объект закупки может быть количественно измерен)".
В нарушение пункта 8 Положения о подготовке и размещении отчета, согласно которому в случае, если срок исполнения контракта превышает финансовый год, информация об исполнении контракта в целом заполняется в соответствующих графах отчета за весь срок его исполнения (по годам), Минобрнауки России в отчете от 29 декабря 2017 года об исполнении государственного контракта от 25 апреля 2016 г. N 15.211.11.0012 не отражена информация об исполнении контракта за весь срок его исполнения (по годам).
1.16. Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1221 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств в Министерстве образования и науки Российской Федерации" не соответствует требованиям Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, поскольку издан с учетом положений приказа Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, который утратил силу с 1 января 2016 года, и до настоящего времени не актуализирован.
1.17. В нарушение пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которому одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия, Минобрнауки России, осуществляющее полномочия собственника имущества унитарного предприятия, не принято решение о внесении изменений в устав ФГУП "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог" (далее - Предприятие) в связи с увеличением уставного фонда Предприятия.
Так, распоряжением МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 7 апреля 2017 г. N 106-р принято решение об увеличении уставного фонда Предприятия на 40 263,0 тыс. рублей и внесении Минобрнауки России в установленном порядке соответствующих изменений в устав Предприятия. До настоящего времени указанные изменения в устав Предприятия Министерством не внесены.
В результате документы, подтверждающие увеличение уставного фонда Предприятия, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не представлены.
1.18. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 7.2.2. государственного контракта от 12 мая 2016 г. N 03.563.11.0032, заключенного Минобрнауки России с ООО "Вектор-К" на выполнение работ по информационно-аналитическому обеспечению и мониторингу закупок, осуществляемых подведомственными Минобрнауки России организациями-участниками реализации ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426, Минобрнауки России не направлялось требование исполнителю об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 6.2.8 контракта, в части привлечения к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ (услуг), стоимость которых составляет 15 % от общей стоимости контракта.
1.19. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 7.2.2 государственного контракта от 11 октября 2017 г. N 03.596.11.0017, заключенного Минобрнауки России с ООО "Вектор-К", на выполнение работ по развитию комплексного механизма информационно-аналитического обеспечения и мониторинга закупок в рамках реализации ФЦПИР, Минобрнауки России не направлялось требование исполнителю об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 6.2.15 контракта, в части привлечения к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме работ (услуг), стоимость которых составляет 15 % от общей стоимости контракта.
1.20. В нарушение пункта 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, Минобрнауки России в 2017 году по коду бюджетной классификации (далее - КБК) по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье расходов 1470099998 "Реализация мероприятий федеральной целевой программы", виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" были оплачены работы по информационно-аналитическому обеспечению и мониторингу закупок, осуществляемых подведомственными Минобрнауки России организациями-участниками реализации ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426, на сумму 44,0 млн. рублей.
Исходя из раздела 5 Задания на выполнение работ (оказание услуг), являющегося приложением N 1 к Г/К N 03.563.11.0032, и отчетов о выполнении этапов работ в рамках указанного государственного контракта, предметом контракта являлись работы по созданию с учетом опытной эксплуатации государственной информационной системы.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов отражаются по коду вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" и не подлежат финансированию по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Кроме того, в нарушение подпункта "в" пункта 4 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365, в плане информатизации Минобрнауки России за 2016-2017 годы указанное мероприятие отсутствует.
1.21. В нарушение пункта 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, Минобрнауки России в 2017 году по коду бюджетной классификации (далее - КБК) по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статье расходов 1470099998 "Реализация мероприятий федеральной целевой программы", виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" были оплачены работы по развитию комплексного механизма информационно-аналитического обеспечения и мониторинга закупок в рамках реализации ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426, на сумму 36,0 млн. рублей.
В соответствии с актом сдачи-приемки исполненных обязательств по 1 этапу государственного контракта от 1 декабря 2017 года N 1 работы выполнены в полном объеме и оплачены платежными поручениями на общую сумму 18,0 млн. рублей.
Исходя из раздела 4 Задания на выполнение работ (оказание услуг), являющегося приложением N 1 к Г/К N 03.596.11.0017, и отчета о выполнении 1 этапа указанного государственного контракта, предметом контракта являлись работы по развитию государственной информационной системы.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов отражаются по коду вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" и не подлежат финансированию по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Кроме того, в нарушение подпункта "в" пункта 4 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365, в плане информатизации Минобрнауки России за 2016-2017 годы указанное мероприятие отсутствует.
2. В ходе проведения проверки выявлены следующие недостатки.
2.1. Минобрнауки России осуществлялся ненадлежащий контроль за порядком предоставления в 2017 году субсидии из федерального бюджета фонду "Русский мир" (далее - Фонд) в целях финансового обеспечения расходов на популяризацию русского языка и поддержку программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом, предусмотренный пунктом 22 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 217 (действовавших в 2017 году), и пунктом 2.2.3. Соглашения от 2 мая 2017 г. N 09.753.25.0004 о предоставлении субсидии, заключенного между Минобрнауки России и Фондом (далее - соглашение).
Так, в нарушение пунктов 2.4.3 и 2.4.4. указанного соглашения, в соответствии с которыми Фонд обязуется обеспечить расходование субсидии в соответствии с перечнем затрат, являющимся приложением N 1 к соглашению, и достижение целевых показателей результативности использования субсидии, предусмотренных приложением N 2 к соглашению, указанные обязательства Фондом не выполнены, что подтверждается предоставленным отчетом об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия.
При этом Минобрнауки России не проводились проверки выполнения Фондом порядка предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 2.4.6. соглашения, по результатам которых в случае установления факта нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии предусмотрено направление письма-требования получателю субсидии с указанием суммы субсидии, подлежащей возврату, и реквизитов платежа, необходимых для возврата субсидии в федеральный бюджет.
2.2 Минобрнауки России ненадлежащим образом выполнялись бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в части обеспечения соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.2.1. В 2017 году между Минобрнауки России и Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России) заключено соглашение от 5 мая 2017 г. N 09.G57.25.0005 о предоставлении субсидии ДОСААФ России на выполнение государственных задач, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "ж" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - соглашение N 09.G57.25.0005).
В соответствии с пунктом 1.1. соглашения N 09.G57.25.0005 субсидия предоставляется в целях патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, в том числе через привлечение к участию в мероприятиях патриотической направленности и молодежных акциях, организуемых ДОСААФ России.
При этом перечнем затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия, являющимся приложением N 3 к соглашению N 09.G57.25.0005, установлены направления расходования субсидии, которые не в полной мере соответствуют целям предоставления субсидии, указанным в пункте 1.1 соглашения N 09.G57.25.0005 (обеспечение членов военно-патриотических клубов ДОСААФ России экипировкой и обеспечение наградной и сувенирной продукцией участников патриотических (военно-патриотических) мероприятий).
2.2.2. В соответствии с подпунктом "з" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 (далее - постановление Правительства N 887), при определении условий и порядка предоставления субсидий получателям в соглашении устанавливаются конкретные показатели результативности предоставления субсидий.
Кроме того, в соответствии с абзацем 4 подпункта "б" пункта 6 постановления Правительства N 887 в соглашения о предоставлении субсидии включаются меры ответственности в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидий.
При этом соглашением от 2 октября 2014 г. N 05.G08.21.0001 (в редакции дополнительного соглашения от 13 июня 2017 г. N 4) между Минобрнауки России и ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение расходов по осуществлению организационно-технического и информационно-аналитического сопровождения Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. N 568, плановые значения показателей результативности на 2017 год установлены не были.
Таким образом, оценить результативность использования субсидии не представляется возможным.
2.3. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" внесен Минобрнауки России в Правительство Российской Федерации 2 сентября 2017 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8 Графика подготовки правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (1 августа 2017 года), утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 30 июня 2017 г. N 4627п-П13, на один месяц.
2.4. План снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства по Министерству образования и науки Российской Федерации утвержден Минобрнауки России 5 апреля 2017 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 4 Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 31 января 2017 г. N 727п-П13 (1 апреля 2017 года), на 2 рабочих дня.
2.5. Минобрнауки России не обеспечено выполнение мероприятия "Включение вопросов о развитии добровольчества (волонтерства) в перечень вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению в рамках работы общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с установленным перечнем)", предусмотренного пунктом 7 Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко 5 июля 2017 г. N 4723п-П44 в соответствии с пунктом 8 перечня поручений по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 (срок выполнения - август 2017 года).
Вопросы развития добровольчества (волонтерства) не были включены в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению Общественным советом при Минобрнауки России, и в 2017 году на заседаниях общественного совета не рассматривались.
2.6. Государственные задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов подведомственным учреждениям утверждены 26 декабря 2016 года заместителем Министра образования и науки Российской Федерации в отсутствии соответствующих полномочий, предусмотренных нормативным актом Министерства. Так, полномочия по утверждению государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) были возложены на соответствующих должностных лиц Министерства только приказом Минобрнауки России от 24 июля 2017 г. N 687.
2.7. Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. N 717 (в редакции до 26 декабря 2017 года), не содержал положений о предоставлении к проекту Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений при его утверждении расчетов (обоснований) плановых показателей по выплатам, использованных при формировании плана, что не соответствовало Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н.
2.8. Министерством не разработаны и не утверждены локальные нормативные акты, необходимые для расчета показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с приложением N 1 к Положению об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н, а именно: правовой акт, содержащий положения о премировании сотрудников центрального аппарата главного администратора бюджетных средств в зависимости от полученных оценок качества финансового менеджмента, необходимый для расчета показателя 7 "Кадровый потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения ГАБС" (пункт 7.6 Приложения N 1).
2.9. Контроль за выполнением государственных заданий, предусмотренный пунктом 48 Положения N 640, пунктом 4.1.4 Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), пунктом 3 раздела 3 государственных заданий на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных подведомственным организациям 11 января 2017 года, осуществлялся Минобрнауки России ненадлежащим образом.
Так, камеральные и плановые проверки выполнения подведомственными учреждениями государственных заданий, предусмотренные к проведению не реже двух раз в год, Минобрнауки России в 2017 году не проводились.
В нарушение пункта 47 Положения N 640, согласно которому отчет о выполнении государственного задания представляется в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным, отчеты об исполнении государственного задания представлялись в Министерство с нарушением установленных сроков следующими подведомственными учреждениями: Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, Государственный научно-технологический центр "НАУКА", Научно-исследовательский институт аэрокосмического мониторинга "АЭРОКОСМОС", ФГБУ ГПНТБ, Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти.
2.10. Согласно пункту 3 Методики определения общего размера субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственному контролю качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1116 (далее - субвенция), предусмотрен расчет общего размера субвенции, который произведен Министерством не в соответствии с установленной формулой:
- при расчете показателя "Численность сотрудников органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая необходима для осуществления функций в соответствии с переданными полномочиями" его расчетное значение занижено - Удмуртской Республике, Приморскому краю, Ростовской и Ульяновской, Московской областям, завышено - Пермскому краю, Астраханской и Белгородской, Амурской областям;
- при расчете показателя "Расходы на оплату деятельности экспертов, привлекаемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, при проведении проверок" использованы только 4 из 7 расчетных показателей, предусмотренных формулой расчета;
- расчет показателя "Затраты на содержание одного сотрудника органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия" произведен путем умножения норматива в объеме 271,6 тыс. рублей на расчетное значение показателя "Численность сотрудников органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая необходима для осуществления функций в соответствии с переданными полномочиями". При этом указанный норматив формулой расчета показателя не предусмотрен.
2.11. Минобрнауки России в 2017 году включало в государственные задания учреждений работы в целях реализации полномочий, установленных Министерству.
2.11.1. Министерство включило в государственное задание ФГБОУ ВО "Московский государственный университет геодезии и картографии" работу "Организация общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях проведения комплекса мероприятий по разработке схемы территориального планирования Российской Федерации в области высшего образования)" на сумму 13 200,0 тыс. рублей.
При этом подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 года N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации" (далее - Постановление N 198) установлено, что подготовку проектов схем территориального планирования Российской Федерации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов федерального значения. Пунктом 7(1) Постановления N 198 определено, что реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется в пределах установленной предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
2.11.2. Минобрнауки России включило в государственное задание ФГБУ "Центр методологии контроля и аудита" работу "Организация общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях проведения плановых и внеплановых комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности, использования имущественного комплекса, соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении подведомственных Минобрнауки России организаций)" на сумму 120 354,0 тыс. рублей.
При этом пунктом 5.25 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466, установлено, что проведение в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса относится к полномочиям Минобрнауки России. Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 реализация полномочий, определенных в соответствии с указанным постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
2.11.3. Минобрнауки России включило в государственное задание ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" работу по организации проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях проведения комплекса мероприятий по инвентаризации и технической оценке объектов незавершенного строительства организаций, подведомственных Минобрнауки России) на сумму 19 983,3 тыс. рублей.
Пунктом 2 Плана мероприятий по проведению подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации организациями инвентаризации объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, а также вложений в объекты незавершенного строительства, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2017 г. N 1214, установлено руководителям подведомственных организаций обеспечивать ежегодное проведение инвентаризации объектов недвижимого имущества, в том числе незавершенного строительства. При этом участие ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" в инвентаризации объектов незавершенного строительства подведомственных Минобрнауки организаций не предусмотрено.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству просвещения Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Обеспечить отражение в ф. 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах":
стоимости патентов на результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные за Минобрнауки России в 2017 году;
стоимости земельного участка, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Тверская, вл. 11, стр.4, Брюсов пер. вл.21, стр.1 и 2;
банковских гарантий, полученных Минобрнауки России в качестве обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам.
Представить уточненную бюджетную отчетность Минобрнауки России за 2017 год в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Разработать и утвердить методику прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 469.
3. Обеспечить приведение Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12 октября 2015 г. N 1122, в соответствие с приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н в части использования при формировании и ведении бюджетной сметы государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
4. Обеспечить приведение приказа Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1221 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств в Министерстве образования и науки Российской Федерации" в соответствие с требованиями приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н.
5. Принять меры к внесению изменений в устав ФГУП "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог" в связи с увеличением его уставного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
6. Обеспечить направление требований ООО "Вектор-К" об уплате штрафа в связи с ненадлежащим выполнением обязательств по государственным контрактам от 12 мая 2016 г. N 03.563.11.0032 и от 11 октября 2017 г. N 03.596.11.0017 в соответствие с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
8. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2018 г. N 26К (1247).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру просвещения Российской Федерации, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2018 г. N ПР 12-167/12-04
Текст представления официально опубликован не был