Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2018 г. N ПР 07-150/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" приказ ФССП России от 16 декабря 2010 г. N 693 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет расходов центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов" не соответствует Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений в части включения в форму бюджетной сметы, утвержденную приложением N 5 к приказу ФССП России от 16 декабря 2010 г. N 693, кодов бюджетной классификации расходов на исполнение публичных нормативных обязательств, лимиты бюджетных обязательств по которым не утверждаются и не доводятся. Вследствие указанного нарушения показатели утвержденных бюджетных смет территориальных органов ФССП России превышали объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму бюджетных ассигнований по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств.
1.2. В 2017 году мероприятия по осуществлению внутреннего финансового аудита проводились должностными лицами контрольно-ревизионного отдела ФССП России, являвшегося самостоятельным структурным подразделением, на основании Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 25 мая 2015 г. N 294 (далее - Регламент). При этом пунктом 1.3 Регламента предусмотрено, что полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита наделены отдельные должностные лица контрольно-ревизионного отдела Управления делами, на которое также возложены функции финансовой, бухгалтерской, материально-технической и хозяйственной деятельности, что нарушает требования пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, об осуществлении внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости.
1.3. В нарушение абзаца 5 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым администратор доходов бюджета принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, ФССП России как администратор доходов федерального бюджета Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежей в 2017 году не формировала и в органы Федерального казначейства не направляла.
1.4. ФССП России в нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, в соответствии с которым финансированию за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат только те мероприятия, которые включены в утвержденный план информатизации, ФССП России заключены и оплачены 6 государственных контрактов (договоров) на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на сумму 270 742,7 тыс. рублей, в том числе по кодам бюджетной классификации расходов 322 0304 42 4 02 90019 242 - 125 951,7 тыс. рублей и 322 0304 99 1 00 99998 242 - 144 791,0 тыс. рублей, на выполнение мероприятий, не включенных в утвержденный приказом ФССП России от 15 марта 2017 г. N 81 итоговый План информатизации ФССП России на 2017.
1.5. В нарушение пункта 28 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому товары, работы, услуги, предусмотренные мероприятиями по информатизации и включенные в утвержденный государственным органом план информатизации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд включаются в план закупок и план-график закупок, центральным аппаратом ФССП России в отсутствие утвержденного плана информатизации ФССП России на 2017 год включены в план закупок ФССП России на 2017 год и план-график закупок ФССП России на 2017 год закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 155 091,8 тыс. рублей.
1.6. В нарушение приказа ФССП России от 27 сентября 2016 г. N 524 "Об утверждении требований к закупаемым Федеральной службой судебных приставов, ее территориальными органами и подведомственным федеральным государственным казенным учреждением "Санаторий ФССП России "Зеленая долина" отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)", устанавливающего требования к закупаемым легковым автомобилям, в том числе предельной цене в размере 1 500,0 тыс. рублей за единицу для лиц, замещающих должность государственной гражданской службы "заместитель руководителя (директора) федеральной службы" (пункт 16 приложения к приказу ФССП России от 27 сентября 2016 г. N 524), ФССП России в соответствии с государственным контрактом от 18 октября 2017 г. N 0173100012617000031-0003936-01, заключенным с ООО "Северо-Восток", приобретено 5 легковых автомобилей по цене 1 627,48 тыс. рублей за единицу для лиц, замещающих должность федеральной государственной гражданской службы "заместитель руководителя (директора) федеральной службы". Превышение общей стоимости приобретенных 5 автомобилей, исходя из установленной предельной цены на 1 автомобиль, составило 764,88 тыс. рублей.
При этом, в техническом задании на поставку автомобилей для нужд центрального аппарата ФССП России от 1 сентября 2017 года установлены требования к техническим характеристикам закупаемых автомобилей, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 16 приложения к приказу ФССП России от 27 сентября 2016 г. N 524. Так, техническим заданием предусмотрены следующие требования - обивка сидений кожей, рулевое колесо с кожаной обивкой и кожаная обивка селектора управления трансмиссией, что не соответствует требованию пункта 16 приложения к приказу ФССП России от 27 сентября 2016 г. N 524 (отделка салона велюром).
1.7. В нарушение части 15 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которой утвержденный план-график закупок подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты утверждения, центральным аппаратом ФССП России план-график закупок на 2017 год, утвержденный 17 января 2017 года, размещен на сайте единой информационной системы в сфере закупок 30 января 2017 года с нарушением установленного срока на 5 рабочих дней.
1.8. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, объем закупок центрального аппарата ФССП России в 2017 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составил 81 489,8 тыс. рублей или 6,3 % от совокупного годового объема закупок, что на 8,7 % меньше установленного объема.
1.9. В отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации правовых оснований, устанавливающих полномочия ФССП России по организации санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей, ФССП России в 2017 году осуществлены за счет средств федерального бюджета расходы в сумме 211 048,1 тыс. рублей на обеспечение деятельности подведомственного ФГКУ "Санаторий ФССП России "Зеленая долина".
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Вследствие осуществления ненадлежащего контроля со стороны ФССП России за деятельностью территориальных органов ФССП России, предусмотренного подпунктом 3 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316, в нарушение части 2 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитных счетах подразделений судебных приставов в течение трех лет и по истечении данного срока перечисляются в федеральный бюджет, по состоянию на 31 декабря 2017 года 29 территориальными органами ФССП России не перечислены в доход федерального бюджета денежные средства, находящиеся свыше трех лет на лицевых счетах структурных подразделений территориальных органов ФССП России, открытых для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в сумме 131 936,0 тыс. рублей.
2.2. ФССП России в отчетном периоде ненадлежащим образом осуществлялся ведомственный контроль за деятельностью территориальных органов, предусмотренный статьей 100 Федерального закона N 44-ФЗ, в результате чего допущены следующие нарушения и недостатки:
2.2.1. В связи с неосуществлением возврата обеспечительного платежа в сумме 8 787,1 тыс. рублей по государственному контракту от 20 июля 2015 г. N ОК-36/2015, заключенному Управлением ФССП России по Республике Карелия с ООО компания "Офис-Стайл" (далее - Подрядчик) и расторгнутому 5 февраля 2016 года в связи с односторонним отказом Подрядчика от выполнения контракта, Арбитражным судом Республики Карелия по делу от 29 декабря 2016 г. N А26-2723/2016 принято решение о взыскании с Управления ФССП России по Республике Карелия процентов, начисленных на сумму неосновательного обогащения в размере 1 831,6 тыс. рублей, что привело к дополнительному расходованию средств федерального бюджета в отчетном году по уплате процентов в сумме 1 831,6 тыс. рублей.
2.2.2. В нарушение части 5 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ и подпункта "а" пункта 2 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, согласно которым государственными заказчиками планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, 19 территориальными органами ФССП России планы закупок на 2017 год утверждены с нарушением установленного срока от 1 до 21 дня;
2.2.3. В нарушение части 9 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок в течение трех рабочих дней со дня его утверждения, 9 территориальными органами ФССП России планы закупок на 2017 год размещены на сайте единой информационной системы в сфере закупок с нарушением установленного срока от 2 до 22 дней;
2.2.4. В нарушение статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 2 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553, согласно которым планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, 26 территориальными органами ФССП России планы-графики закупок на 2017 год утверждены с нарушением установленного срока от 1 до 22 дней;
2.2.5. В нарушение части 15 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой утвержденный план-график закупок подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты утверждения, 8 территориальными органами ФССП России планы-графики закупок на 2017 год размещены на сайте единой информационной системы в сфере закупок с нарушением установленного срока от 1 до 21 дня.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФССП России надлежит выполнить следующие требования:
1) привести Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет расходов центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденный приказом ФССП России от 16 декабря 2010 г. N 693, в соответствие с требованиями статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, в части исключения из формы бюджетной сметы, утвержденной приложением N 5 к приказу ФССП России от 16 декабря 2010 г. N 69, кодов бюджетной классификации расходов на исполнение публичных нормативных обязательств;
2) привести Регламент осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе судебных приставов, утвержденный приказом ФССП России от 25 мая 2015 г. N 294, в соответствие с требованиями пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в части обеспечения функциональной независимости структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
3) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ФССП России, допустивших указанные нарушения;
4) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатка.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2018 г. N К ( ).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2018 г. N ПР 07-150/07-02
Текст представления официально опубликован не был