Представление Счетной палаты РФ от 17 мая 2018 г. N ПР 09-107/09-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (082)" (далее - Министерство, Минсельхоз России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. По результатам проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" выявлены факты недостоверности бюджетной отчетности учреждения, составляемой по переданным Минсельхозом России полномочиям государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов в целях осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
Бюджетная отчетность учреждения за 2017 год является недостоверной вследствие необоснованного отражения вложений в нефинансовые активы на счетах 010600000 "Вложение в нефинансовые активы" и 0106100000 "Вложения в недвижимое имущество" в сумме 56 633,8 тыс. рублей в отсутствие первичных документов, подтверждающих факт осуществления вложений.
Вышеизложенное свидетельствует, что в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России 28 декабря 2010 г. N 191н, сводная бюджетная отчетность Минсельхоза России за 2017 год (формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов", 0503173 "Сведения об изменении валюты баланса", 0503190 "Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства") является недостоверной.
1.2. В нарушение пункта 31 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельхозпродукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528, в соответствии с которыми перечисление субсидии осуществляется ежемесячно не позднее 10-го рабочего дня после принятия Минсельхозом России документов, Минсельхозом России осуществлено перечисление субсидии АО "Райффайзенбанк" и АО "ЮниКредитБанк" (7 фактов1) с нарушением установленных сроков от 2 до 11 рабочих дней.
1.3. В нарушение абзацев первого и второго части 7 статьи 10 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", пункта 5 Перечня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на которые не распространяются положения абзацев первого и второго части 7 статьи 10 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2017 г. N 47-р ("Субсидии на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации"), Минсельхоз России приказом от 21 декабря 2017 г. N 641 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Минсельхоза России от 18 января 2017 г. N 14" передал Управлению Федерального казначейства по Республике Крым полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов в 2017 году по KБK 04 05 25И015542F 500 "Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве" и КБК 04 05 25И025543F 500 "Субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК" (выделенных из Резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. N 2759-р).
1.4. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, в соответствии с которым годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы представляется ответственным исполнителем до 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается в электронном виде на портале государственных программ, Минсельхозом России годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы размещен в электронном виде на портале государственных программ 26 марта 2018 года, то есть с нарушением установленного срока на 25 дней.
1.5. В нарушение пункта 5.2 Положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н, сведения об отраслевых особенностях, влияющих на показатели качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, по форме ОКУД 0507044 за 1 квартал 2017 года в целях проведения ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента Минсельхозом России в Минфин России не направлялись.
1.6. Минсельхозом России были нарушены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденные приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования N 112н).
1.6.1. В нарушение пункта 3 Общих требований N 112н, а также абзаца 1 раздела II Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного приказом Минсельхоза России от 28 апреля 2017 г. N 203, по состоянию на 31 декабря 2017 года, бюджетная смета Минсельхоза России, утвержденная 27 декабря 2017 года, в сумме 250 257 515,4 тыс. рублей была на 64 752,8 тыс. рублей меньше лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минсельхозу России как ГРБС сводной бюджетной росписью на соответствующую дату в сумме 250 322 268,2 тыс. рублей. Указанная разница сложилась вследствие невключения в бюджетную смету Минсельхоза России лимитов бюджетных обязательств по КБК 04 05 25П0390059 611 в сумме 64 752,7 тыс. рублей, предусмотренных на предоставление субсидии подведомственному ФГБУ "Аналитический центр Минсельхоза России" на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках реализации основного мероприятия приоритетного проекта "Экспорт продукции АПК" Госпрограммы и доведенных Минсельхозу России как ГРБС казначейским уведомлением от 28 декабря 2016 г. N 082/002.
1.6.2. В нарушение пункта 3 Общих требований N 112н, показатели бюджетной сметы Минсельхоза России на 2017 год по состоянию на 28 декабря 2016 года в сумме 132 332 444,3 тыс. рублей превышали лимиты бюджетных обязательств, доведенные Минсельхозу России как ГРБС на указанную дату, на 6 868 268,4 тыс. рублей, которые доведены Минсельхозу России как ГРБС только 29 декабря 2016 года, то есть на следующий день после утверждения бюджетной сметы Министерства.
1.7. В нарушение пункта 3 приказа Минсельхоза России от 2 мая 2017 г. N 204 "Об утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями", требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями размещены Минсельхозом России в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 31 мая 2017 года с нарушением установленного срока (в течение 7 рабочих дней со дня принятия приказа) на 12 рабочих дней.
1.8. Минсельхозом России нарушены требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
1.8.1. В нарушение части 7 статьи 52 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола, размещается в единой информационной системе, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 10 мая 2017 года (реестр. N 0173100006417000097) на право заключения госконтракта по организации и проведению всероссийских соревнований по традиционным для России (национальным) видам спорта (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) Минсельхозом России размещен на сайте https://zakupki.gov.ru/ 15 мая 2017 года, то есть с нарушением установленного срока (не позднее 1 рабочего дня) на 4 дня.
1.8.2. В нарушение части 12 статьи 53 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов:
- протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 12 мая 2017 года (реестр. N 0173100006417000097) размещен на сайте https://zakupki.gov.ru/ 17 мая 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 4 дня;
- протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 12 мая 2017 года (реестр. N 0173100006417000095) размещен на сайте https.//zakupki.gov.ru/ 17 мая 2017 года, то есть с нарушением срока на 4 дня;
- протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26 мая 2017 года (реестр. N 0173100006417000112) размещен на сайте https://zakupki.gov.ru/ 16 июня 2017 года, то есть с нарушением срока на 20 дней;
- протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 26 октября 2017 года (реестр. N 0173100006417000293) фактически размещен на сайте https://zakupki.gov.ru/ 30 октября 2017 года, то есть с нарушением срока на 3 дня.
1.8.3. В нарушение части 2 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой государственный контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Минсельхозом России государственный контракт на оказание услуг по предоставлению ресурсов и вычислительных мощностей для обеспечения работоспособности информационных систем государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства от 22 июня 2017 года N 253/5-ГК, заключен ранее на 5 дней, поскольку протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещен в ЕИС 16 июня 2017 года.
1.8.4. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, в соответствии с которым информацию о контракте заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта, информация о заключенном с АО "РНТ" госконтракте от 28 ноября 2017 г. N 474/5-ГК (0173100006417000293) направлена Минсельхозом России в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов 11 декабря 2017 года, то есть с нарушением установленного срока на 6 рабочих дней.
1.9. Минсельхозом России нарушены требования Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640).
1.9.1. Пунктом 46 Положения N 640 установлено, что если на основании отчета о выполнении государственного задания показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы).
Минсельхоз России, в нарушение пункта 4.1.7 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30 января 2017 г. N 082-03-441, направил расчет субсидии, подлежащей возврату в связи с невыполнением ФГБУ ВО "РГАЗУ" в 2017 году государственного задания от 26 декабря 2017 г. N 082-00105-17-02, в сумме 1 463,6 тыс. рублей, который произведен исходя из значений нормативных затрат, утвержденных Минсельхозом России 19 января 2017 года, то есть без учета изменений, внесенных в нормативные затраты в течение года.
Исходя из значений нормативных затрат на выполнение государственного задания с учетом изменений, утвержденных Минсельхозом России 22 декабря 2017 года, объем субсидии, соответствующий показателям, характеризующим объем невыполненной работы государственного задания, и подлежащий возврату в федеральный бюджет, составил (расчетно) 1 568,3 тыс. рублей, что на 104,7 тыс. рублей, или на 7,2 % больше объемов субсидии, подлежащей возврату ФГБУ ВО "РГАЗУ" в 2018 году в соответствии с расчетом Минсельхоза России.
Вышеизложенное свидетельствует, что произведенный Минсельхозом России расчет субсидии ФГБУ ВО "РГАЗУ", подлежащей перечислению в федеральный бюджет в связи с невыполнением учреждением государственного задания в 2017 году, не соответствует требованиям пунктов 12 и 46 Положения N 640 и подлежит корректировке.
1.9.2. В нарушение пункта 12 Положения N 640, в соответствии с которым объем финансового обеспечения выполнения государственного задания определяется исходя из объема работ, установленного государственным заданием, и утвержденных нормативных затрат на выполнение государственной работы, установленной государственным заданием, Минсельхозом России в 2017 году объем финансового обеспечения государственного задания ФГБУ "УСЗ" по работе "Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности" завышен на 36 704,95 тыс. рублей.
Так, государственным заданием ФГБУ "УСЗ" от 12 декабря 2017 г. N 082-00003-17-02, утвержденным Первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации, установлен показатель выполнения работы "Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности" (помещений Минсельхоза России) в объеме 25,1331 тыс. кв. метра.
В соответствии с дополнительным соглашением от 1 сентября 2017 года N Д-30/153-2 к договору безвозмездного пользования помещениями здания, находящегося в оперативном управлении, от 17 августа 2009 г. N Д-30/182-1, заключенным между ФГБУ "УСЗ" и Минсельхозом России, площадь помещений, переданных вышеназванным учреждением Минсельхозу России, составляет 21,621 тыс. кв. метра, что на 3,5121 тыс. кв. метра меньше установленного государственным заданием объема площадей.
При этом объем субсидии на выполнение государственного задания по вышеназванной работе был рассчитан исходя из площади 25,1331 тыс. кв. метра, в связи с чем размер необоснованно предоставленной субсидии составляет (расчетно) 36 704,95 тыс. рублей (исходя из объема работ (обслуживаемой площади) в размере 3,5121 тыс. кв. метра и нормативных затрат в сумме 10 451,5 тыс. рублей за единицу работы).
1.9.3. Пунктом 41 Положения N 640 установлено, что изменение нормативных затрат в течение срока выполнения государственного задания осуществляется (при необходимости) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (включая внесение изменений в указанные нормативные правовые акты), приводящих к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания. Объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения государственного задания в случае изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот.
При отсутствии вышеназванных условий Минсельхозом России 22 декабря 2017 года были изменены нормативные затраты на выполнение государственных работ ФГБУ "Управление "Калммелиоводхоз" и, как следствие, изменен (увеличен) объем финансового обеспечения выполнения государственного задания от 17 января 2017 г. N 082-00205-17-00 на 5 045,0 тыс. рублей до 97 555,8 тыс. рублей.
1.9.4. В нарушение пункта 33 Положения N 640, Минсельхозом России при формировании финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2017 год для ФГБУ "Управление "Калммелиоводхоз", выполняющего сверх установленного государственного задания государственные работы для физических и юридических лиц за плату и осуществляющего иную приносящую доход деятельность, осуществлен расчет затрат на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается имущество учреждения (налога на имущество и земельный налог) без применения коэффициента платной деятельности.
1.10. В нарушение пункта 4.1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 2 февраля 2017 г. N 082-03-527, предусматривающего размещение на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о нормативных затратах, на основании которых рассчитан размер субсидии на выполнение государственного задания, в срок не позднее 5 рабочих дней после утверждения нормативных затрат (внесения в них изменений), Минсельхозом России указанная информация на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не размещена.
1.11. В нарушение пункта 4.1.7 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30 января 2017 г. N 082-03-422, заключенного Минсельхозом России с ФГБОУ ВО "Кубанский ГАУ" на общую сумму 535 823,65 тыс. рублей (с учетом дополнительных соглашений) и предусматривающего обязанность учредителя направлять учреждению расчет субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет на 1 января 2018 года, по установленной соглашением форме в срок до 18 марта 2018 года, вышеназванный расчет Минсельхозом России направлен письмом от 9 апреля 2018 г. N 13/709, или позже на 22 календарных дня установленного соглашением N 082-03-422 срока, при этом расчет не соответствовал форме, установленной соглашением N 082-03-422.
1.12. В нарушение пункта 4.1.7 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30 января 2017 г. N 082-03-441, заключенного между Минсельхозом России и ФГБОУ ВО "РГАЗУ" на общую сумму 146 110,0 тыс. рублей (с учетом дополнительных соглашений), предусматривающего обязанность учредителя направлять учреждению расчет субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет на 1 января 2018 года, по установленной соглашением форме в срок до 18 марта 2018 года, вышеназванный расчет Минсельхозом России направлен письмом от 9 апреля 2018 г. N 13/708, или позже на 22 календарных дня установленного соглашением N 082-03-441 срока, при этом расчет не соответствовал форме, установленной соглашением N 082-03-441.
1.13. В нарушение пунктов 1202, 1203 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н (далее - Порядок N 261н) в форме по ОКУД 0505201 "Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на иные цели на 2017 год и на плановый период 2018, 2019 годов" (приложение N 74 к Порядку) по КБК 0706 02101 90059 612, подготовленной Минсельхозом России при внесении изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", в разделе 1 "Объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на иные цели" отсутствует графа 1 "Наименование учреждения". В результате ОБАС по вышеуказанной КБК в сумме 817 322,1 тыс. рублей не содержал информации о значениях целевых субсидий в разрезе учреждений.
Аналогично в нарушение указанных пунктов Порядка N 261н без распределения финансирования по учреждениям были сформированы ОБАС Минсельхоза России по субсидиям на иные цели на 2017 год по следующим КБК: 0405 25601 90059 612 в сумме 1 622 655,2 тыс. рублей; 0405 25800 99998 612 в сумме 2 135 121,0 тыс. рублей; 0706 02101 93490 612 в сумме 4 678 031,4 тыс. рублей.
1.14. В нарушение пункта 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и подпункта 4 пункта 3 приказа Минсельхоза России от 4 июля 2016 г. N 282 "Об осуществлении Минсельхозом России полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета", предусматривающих направление в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Минсельхозом России в 2017 году предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах не осуществлялось.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Минсельхозом России (письмо от 6 октября 2017 г. N ИК-17-19/12713) на 187 дней позже установленного пунктом 4 раздела 1 Поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного Первым заместителем Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 31 января 2017 г. N 727п-П13, срока (1 апреля 2017 года) утверждены планы поэтапного снижения объемов и количества незавершенного строительства, разработанные согласно рекомендованной Минэкономразвития России форме типового плана и методическим рекомендациям по его подготовке (письмо Минэкономразвития России от 6 марта 2017 г. N 5575-ЕЕ/Д17и), в части объектов незавершенного строительства образовательных учреждений высшего образования и научно-исследовательских учреждений, объектов незавершенного строительства федеральных государственных бюджетных учреждений в сфере мелиорации, подведомственных Минсельхозу России.
2.2. Минсельхозом России письмом от 2 марта 2018 г. N 17/591 направлены в Минфин России сведения о реквизитах распоряжений Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, перечне мероприятий, предусмотренных ими, включая информацию о плановых значениях показателей, характеризующих результаты реализации указанных мероприятий, и о результатах реализации мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году, по форме, утвержденной приказом Минфина России от 16 марта 2017 г. N 39н (форма по ОКУД 0501118) о предоставлении субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК и на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК и результатах реализации мероприятий в 2017 году.
В направленных сведениях о результатах реализации мероприятий в 2017 году, в части предоставления Минсельхозом России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 2942-р межбюджетных трансфертов в сумме 3 689 245,2 тыс. рублей по КБК 0405 25Л01 5544F 523 на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК, указанное кассовое исполнение бюджетных ассигнований в сумме 2 852 051,6 тыс. рублей меньше их фактического кассового исполнения по данным бюджетной отчетности Минсельхоза России на 837 193,6 тыс. рублей, и на 67 968,0 тыс. рублей больше объема средств, использованных субъектами на указанные цели, в сумме 2 784 083,6 тыс. рублей (форма ГП-46 сводная).
Вышеизложенное свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в сведениях о результатах мероприятий в 2017 году (форма по ОКУД 0501118), направленных Минсельхозом России в Минфин России, в части кассового исполнения средств федерального бюджета, предоставленных из резервного фонда Правительства Российской Федерации на межбюджетные трансферты на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в АПК.
2.3. Минсельхозом России в сведениях о результатах мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году (форма по ОКУД 0501118), направленных в Минфин России письмом 25 января 2018 г. N 19/271, по предоставлению в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2911-р иных межбюджетных трансфертов бюджетам Красноярского края и Республики Хакасия за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях компенсации сельхозтоваропроизводителям ущерба, причиненного в 2017 году в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, представлены недостоверные данные.
Указанное в отчетности Минсельхоза России плановое значение целевого показателя "Компенсация ущерба сельхозтоваропроизводителям Красноярского края" в количестве 125 единиц не соответствует значению, определенному в вышеназванном распоряжении Правительства Российской Федерации (160 сельхозтоваропроизводителей на 307 712,9 тыс. рублей).
2.4. Пунктом 2 Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, в отношении которых Минсельхоз России осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного приказом Минсельхоза России от 20 июня 2016 г. N 245, установлено, что нормативные затраты на выполнение работ определяются в том числе исходя из норм, выраженных в натуральных показателях (рабочее время работников, материальные запасы, особо ценное движимое имущество, топливо, электроэнергия и другие ресурсы, используемые в процессе выполнения работы), установленных нормативными правовыми актами, международными, национальными стандартами, строительными нормами и правилами, порядками и регламентами, а при отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом выполнения работ, указанные нормы определяются на основе медианного значения за ряд лет по федеральному государственному учреждению, для которого рассчитываются нормативные затраты.
При этом указанным порядком какие-либо требования представления подведомственными учреждениями расчетов нормативных затрат в Минсельхоз России, а также форма, порядок и сроки представления вышеназванных расчетов не установлены, что не позволяет оценить обоснованность расчетов. Минсельхоз России определял нормативные затраты на выполнение работ подведомственными учреждениями в 2017 году в отсутствие указанных норм.
2.5. Контроль за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений, предусмотренный пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), осуществлялся Минсельхозом России не должным образом, о чем свидетельствуют нарушения, допущенные подведомственными учреждениями.
В нарушение пункта 3.3. статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, пункта 6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н, подведомственными Минсельхозу России учреждениями не обеспечена открытость и доступность, путем предоставления через официальный сайт электронных копий следующих отчетов о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества за 2017 год (ФГБУ "АЦ Минсельхоза России", ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный заочный университет").
2.6. В ходе проверки установлено, что разрешение на ввод построенных (реконструированных) объектов в эксплуатацию, предусмотренное статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФКП "Щелковский биокомбинат" не получало, приемку и оформление актов приемки приемочной комиссией с представителями Минсельхоза России не осуществляло.
При этом ФКП "Щелковский биокомбинат" осуществляет эксплуатацию не введенного объекта комплексной реконструкции объектов биокомбината. Согласно пояснениям исполняющего обязанности директора биокомбината, ввиду длительных сроков реализации ФЦП "Нацхимбиобезопасность" (2009-2014 годы) (I этап) и ФЦП "Нацхимбиобезопасность" (2015-2020 годы) (II этап), в рамках которых ведется реконструкция объектов "Реконструкция производства и контроля культуральной инактивированной антирабической вакцины" и "Комплексная реконструкция объектов биокомбината", работы в полном объеме по объектам не завершены. За этот период произведен ввод в эксплуатацию нескольких пусковых комплексов и отдельных единиц оборудования, входящих в состав вышеуказанных объектов, что обусловлено необходимостью использования современного оборудования в целях совершенствования производственных процессов.
2.7. Минсельхозом России в 2017 году полномочия по определению перечня особо ценного движимого имущества и его закреплению за учреждением, установленные пунктом 12 Федерального закона N 7-ФЗ, выполнялись не должным образом.
Так, в соответствии с пунктом 7.2 Порядка утверждения и ведения перечней особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за подведомственными Минсельхозу России федеральными государственными бюджетными учреждениями или приобретенного данными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, утвержденного распоряжением Минсельхоза России от 27 марта 2014 г. N 141-р (далее - Порядок N 141-р), установлено, что обращение учреждения о внесении изменений в Перечень особо ценного движимого имущества рассматривается в установленном порядке департаментами министерства в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты его регистрации в Минсельхозе России. По результатам рассмотрения обращения осуществляется подготовка проекта распоряжения Минсельхоза России о внесении изменений в Перечень и представляется на подпись.
Министерством по обращению ФГБУ "Управление "Калммелиоводхоз" (письмо от 17 января 2017 г. N 01-06/35) в связи с приобретением в 2016 году автомобилей и строительной техники, а также переводом на баланс транспортных средств, ранее учитываемых на забалансовых счетах учреждения, изменения в перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за ФГБУ "Управление "Калммелиоводхоз", внесены распоряжением Минсельхоза России от 28 декабря 2017 г. N 266-р, то есть спустя 11 месяцев после поступления обращения учреждения.
2.8. Контроль за выполнением государственного задания, установленный пунктом 48 Положения N 640, осуществлялся Минсельхозом России не на должном уровне.
Так, в ходе проверки установлено, что в представленных в Минсельхоз России ФГБУ "АЦ Минсельхоза России", ФГБУ "УСЗ", ФГБУ "Пресс-служба Минсельхоза России", ФГБУ "Калммелиоводхоз", ФГБУ "Федеральный экспертно-правовой центр Минсельхоза России" предварительных отчетах и отчетах (ежеквартальных, годовых) о выполнении государственного задания за 2017 год отсутствовал столбец 11 раздела 3.2 формы "Утверждено в государственном задании на отчетную дату", что нарушает требования пункта 47 Положения N 640, предусматривающего представление отчета о выполнении государственного задания, по форме по ОКУД 0506501 (приложение N 2 к Положению N 640).
2.9. В 2017 году Минсельхозом России осуществлялись закупки, предусматривающие выполнение (оказание) работ (услуг), которые отнесены к функциям и полномочиям министерства, на общую сумму 22 270,0 тыс. рублей.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
Таким образом, подготовка нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности является основной функцией федерального министерства.
В ходе проверки установлено, что Минсельхозом России в 2017 году заключен государственный контракт от 1 декабря 2017 г. N 487/13-ГК (извещение N 0173100006417000283) с ООО "Инконсалт К" (ИНН 7706005130) на выполнение работ по разработке предложений по определению порядка отбора комплексных научно-технических проектов и формированию условий грантовой поддержки организаций, выполняющих комплексные научно-технические проекты в целях реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - ФНТП) стоимостью 1 470,0 тыс. рублей.
Согласно представленному отчету ООО "Инконсалт К" были подготовлены два проекта нормативных правовых акта.
На основании результата выполненных работ Министерством подготовлены и направлены согласование два проекта нормативно-правовых актов:
- проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении Порядка отбора комплексных научно-технических проектов";
- проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических проектов в рамках ФНТП".
Также Минсельхозом России заключен госконтракт от 7 ноября 2017 г. N 451/6-ГК (извещение N 0173100006417000247) с АО "КПМГ" (ИНН 7702019950) на выполнение НИР по теме: "Исследование потребительских предпочтений в сегменте сельхозпродукции, продуктов питания и напитков на рынках стран Ближнего Востока, Северной Африки, Восточной Азии". Общая стоимость работ по госконтракту составляет 20 800,0 тыс. рублей, НДС не облагается.
При этом данные работы могли быть выполнены ФГБУ "АЦ Минсельхоза России" в рамках выполнения государственного задания по работе "Информационное обеспечение в рамках государственной аграрной политики", предусматривающего подготовку 15 отраслевых отчетов по анализу ситуации на мировом и внутреннем рынках наиболее приоритетных отраслей АПК, а также 8 аналитических отчетов в рамках выполнения государственной работы "Аналитическое сопровождение продвижения экспорта продукции АПК". Объем субсидии на выполнение государственного задания в 2017 году составил 106 783,5 тыс. рублей.
2.10. Минсельхозом России не должным образом реализуются полномочия администратора доходов федерального бюджета, предусмотренные статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по виду доходов от перечисления чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий, а также контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий в соответствии с пунктом 10 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
Так, в ходе проверки установлено, что подведомственными Минсельхозу России ФГУП осуществлялось перечисление в федеральный бюджет части прибыли с нарушением срока, установленного пунктом 8 указанных правил (после 15 июня 2017 года): ФГУП "Агроэкоинформ" на сумму 22,5 тыс. рублей (платежное поручение от 14 июля 2017 г. N 39), ФГУП "Племзавод "Пригородный" на сумму 2 889,0 тыс. рублей (платежное поручение от 12 июля 2017 г. N 831) и ФГУП Племзавод "Орловский" на сумму 3 367,0 тыс. рублей (платежные поручения от 23 августа 2017 г. N 296, от 12 октября 2017 г. N 349, от 17 октября 2017 г. N 356).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минсельхозу России надлежит выполнить следующие требования:
1) Обеспечить проведение ФГБУ "Калммелиоводхоз" инвентаризации объектов незавершенного строительства и внесение соответствующих изменений в бюджетную отчетность учреждения.
2) На основании представленных ФГБУ "Калммелиоводхоз" результатов инвентаризации объектов незавершенного строительства и уточненной бюджетной отчетности учреждения внести изменения в формы сводной бюджетной отчетности Минсельхоза России за 2017 год, обеспечив приведение стоимости вложений в нефинансовые активы, отраженных ФГБУ "Калммелиоводхоз" на балансовых счетах 010600000 "Вложение в нефинансовые активы", 0106100000 "Вложения в недвижимое имущество", в соответствие с представленными первичными документами и информацией, и представить уточненную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
3) Обеспечить расчет субсидии, подлежащей возврату в федеральный бюджет в связи с невыполнением ФГБУ ВО "РГАЗУ" в 2017 году государственного задания от 26 декабря 2017 г. N 082-00105-17-02, исходя из значений нормативных затрат на выполнение государственного задания с учетом изменений, утвержденных Минсельхозом России 22 декабря 2017 года.
4) Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Минсельхоза России, допустивших указанные нарушения.
5) Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 мая 2018 г. N 22К (1243).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона министру сельского хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
------------------------------
1 По заявлениям от 7 августа 2017 г. N 8819-МСК/17, от 7 сентября 2017 г. N 9766-МСК/17, от 6 октября 2017 г. N 10595-МСК/17, от 7 июля 2017 г. N 430-44845, от 3 августа 2017 г. N 430-50319, от 7 сентября 2017 г. N 430-56765, от 6 октября 2017 г. N 430-60765.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.