Представление Счетной палаты РФ от 23 мая 2018 г. N ПР 14-101/14-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Федеральном агентстве научных организаций (далее - ФАНО России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность ФАНО России является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. В нарушение пунктов 32, 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академии наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пункта 131 Учетной политики Федерального агентства научных организаций, утвержденной приказом ФАНО России от 30 декабря 2013 года (в редакции приказа ФАНО России от 29 октября 2015 года), приложения N 4 к ней в разделе 3 "Движение материальных ценностей на забалансовых счетах" ф. 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов" в части недвижимого имущества, полученного в пользование ФАНО России (строка 461), сведения о наличии и движении имущества, используемого агентством на основании договора безвозмездного пользования (ссуды) от 19 сентября 2016 г. N 10201/16-С10Л в условной оценке (один объект - один рубль) учтены по количеству помещений (4 рубля), в то же время по всем иным договорам безвозмездного пользования (ссуды) за объект учета принят договор. Несмотря на продление срока действия договора безвозмездного пользования (ссуды) от 20 марта 2014 г. N 10201/14-С1Л (дополнительное соглашение от 30 декабря 2014 г. N 1), сведения о пользовании соответствующим имуществом в бюджетном учете не отражены.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "строка 491"
1.1.2. В нарушение пункта 220 Инструкции N 157н ФАНО России отражена в составе выданных авансов на счете 1 206 31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств" вместо отражения на счете 1 209 00 "Расчеты по компенсации затрат" предварительная оплата из средств федерального бюджета на осуществление федеральной адресной инвестиционной программы, не возвращенная контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, в сумме 78 364,4 тыс. рублей 1 в ф. 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (далее - ф. 0503169), что привело к недостоверности бюджетной отчетности. Кроме того, в отношении указанной суммы дебиторской задолженности в графе 11 ф. 0503169, а также графе 5 ф. 0503191 "Расшифровка дебиторской задолженности по расчетах по выданным авансам" не содержатся сведения о факте просроченной дебиторской задолженности.
1.1.3. В нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 3 Инструкции N 157н ФАНО России следовало отразить подтвержденную судом задолженность в сумме 6 763,6 тыс. рублей, образовавшуюся в связи с неисполнением обязательств по государственному контракту, заключенному подведомственным ФАНО России ФГБУ Пущинский научный центр Российской академии наук по счету 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" неправомерно отраженную на счете 0 205 41 000 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия", данное обстоятельство привело к искажению показателей отчетности (ф.0503169).
1.1.4. В нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 3 Инструкции N 157н, пунктов 11 и 101 Учетной политики ФАНО России для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом от 30 декабря 2013 г. N 18, ФАНО России неправомерно отражено начисление платы в сумме 14,64 тыс. рублей по соглашению об установлении сервитута от 26 декабря 2016 г. N ГЦР-711-2092-16, заключенному ФГБНУ "Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" с ОАО "Газпром", что привело к искажению показателей отчетности ф. 0503169 на 14,64 тыс. рублей.
1.2. Бухгалтерская отчетность ФАНО России является недостоверной в связи со следующим.
1.2.1. В нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2001 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 11 Инструкции N 157н в ф. 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" (далее - ф. 0503730) и ф. 0503771 "Сведения о финансовых вложениях учреждения" по состоянию на 1 января 2018 года ФГБУН ИРЭ РАН отражена информация о не имевшем места факте хозяйственной жизни учреждения - финансовом вложении в ЗАО "Научный инновационный инжиниринговый Центр Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова" в сумме 10,0 тыс. рублей. В 2005 году учреждение подписало учредительный договор об участии в капитале акционерного общества, но акции не приобрело. Указанное финансовое вложение отражено в бухгалтерском учете в 2015 году на основании информации, полученной из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6 декабря 2011 г."
В период проведения проверки Счетной палаты Российской Федерации учреждением в годовой бухгалтерской отчетности скорректированы остатки на 1 января 2018 года, но на 1 января 2017 года отчетность не исправлена.
1.2.2. В нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, Фрязинским филиалом ФГБУН ИРЭ РАН в ф. 0503730 на счете 01010000 "Основные средства" не отражена стоимость трех турникетов-триподов выявленных по результатам проведенной инвентаризации.
1.3. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пунктов 8 и 13 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования N 112н), и пунктов 4 и 12 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций, утвержденного приказом ФАНО России от 21 апреля 2015 г. N 11н, изменения N 1-52-007/00128496/0005 показателей бюджетной сметы на 2017 год ФКУ "ДЕЗ СКиТР" утверждены в государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - информационная система "Электронный бюджет") 2 марта 2017 года, с нарушением срока на 15 рабочих дней. Лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием от 20 января 2017 года.
1.4. В ходе проверки выявлены факты представления должностными лицами ФАНО России авансовых отчетов об израсходованных денежных средствах, с превышением 3-х дневного срока, установленного пунктом 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Порядок N 813).
1.5. В нарушение требований части 7 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в авансовых отчетах произведены исправления без указания даты исправления, а также подписи лиц, составивших документ.
1.6. В нарушение пункта 3.2 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, ФАНО России в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" запланировало и предоставляло субсидию федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг: "Реализация образовательных программ высшего образования - программ ординатуры", "Реализация образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре", "Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования - программ аспирантуры", "Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования - программ ординатуры" - по подразделу 0110 "Фундаментальные исследования" бюджетной классификации расходов федерального бюджета (КБК 0110 01 3 02 90059 611), тогда как данные расходы следовало осуществить по подразделу 0706 "Высшее образование".
1.7. В нарушение пункта 2.6. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, согласно которому инвентаризационная комиссия обеспечивает правильность оформления материалов инвентаризации, ФАНО России в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) бланков строгой отчетности и денежных документов, наличных денежных средств не указало место проведения инвентаризации и отсутствует заключение комиссии, что не соответствует формам 0504086 и 0504088, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н.
Кроме того, в акте о результатах инвентаризации (ф. 0504835) отсутствует подпись члена комиссии.
1.8. В нарушение подпункта "г" пункта 45 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" ФАНО России допущено использование в целях премирования (материального стимулирования) экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающее 10 процентов утвержденной предельной численности федеральных государственных гражданских служащих.
Общий объем вакантного фонда за 2017 год, возникший в связи с наличием вакантных должностей за 2017 год, согласно расчетам, предоставленным Управлением бухгалтерского учета и отчетности, составил 99 785,6 тыс. рублей.
Объем разрешенных к использованию в 2017 году на материальное стимулирование сотрудников средств вакантного фонда, не превышающего 10% предельной численности работников, составил 37 768,0 тыс. рублей.
Анализ правомерности осуществления расходов, произведенных за счет экономии фонда оплаты труда, образовавшегося в связи с наличием вакантных должностей, показал, что в течение года ФАНО России за счет указанного фонда, произведены выплаты стимулирующего характера на общую сумму 49 768,0 тыс. рублей, что превышает размер вакантного фонда, разрешенного к использованию на материальное стимулирование на 12 000 тыс. рублей.
1.9. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ФАНО России не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимого имущества по адресам: г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3, 5, 6, 7 (объект культурного наследия федерального значения "Опекунский совет, 1814-1825 гг. - Главный корпус с интерьерами и двумя боковыми корпусами, начало XIX в.", далее - объект культурного наследия), закрепленные за ФАНО России распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве от 20 августа 2014 г. N 720 (с изменениями, внесенными распоряжением от 21 августа 2014 г. N 730).
1.10. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса, части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ФАНО России не обеспечена государственная регистрация договора безвозмездного пользования помещениями в здании, являющимся объектом культурного наследия федерального значения от 27 июля 2017 г. N Д-30/190, заключенного ФАНО России с ФГБУ "Российская академия наук" (далее - договор от 27 июля 2017 г. N Д-30/190).
1.11. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса и пунктов 3.1.6 и 3.2.1 договора от 27 июля 2017 г. N Д-30/190, предусматривающих обязанности ссудодателя и ссудополучателя в течение одного месяца со дня его заключения заключить договор на возмещение всех расходов, связанных с содержанием объекта (договор на возмещение затрат), и заключать его ежегодно, ФАНО России не обеспечило заключением указанного договора.
1.12. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса и пункта 3.2.14 договора от 27 июля 2017 г. N Д-30/190, предусматривающего обязанность ссудополучателя в течение 1 месяца после подписания акта сдачи-приема объекта заключить договор страхования и ежегодно страховать в пользу ссудодателя риски гибели и повреждения объекта, ФАНО России и Территориальным управлением Росимущества в городе Москве не обеспечено заключение договора страхования объекта культурного наследия.
1.13. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса и пунктов 3.1 договоров безвозмездного пользования (ссуды) от 6 декабря 2017 г. N 10201/17-С6Л, от 1 ноября 2017 г. N 10201/16-С9Л ФАНО России (ссудополучатель) не обеспечило страхование предоставленных ему федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (ссудодатель) в пользование помещений (либо возмещение соответствующих расходов ссудодателя).
1.14. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса и пункта 3.1 договора безвозмездного пользования (ссуды) от 20 марта 2014 г. N 10201/14-С1Л, заключенного ФАНО России как ссудополучателем с ФГБУ "Российская академия наук", ФАНО России в 2017 году не обеспечено заключение договора о возмещении коммунальных и эксплуатационных услуг.
1.15. В нарушение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - постановление N 228) ФАНО России не утверждены стратегии развития 10 ФГУП: ФГУП Ремонтно-строительное управление Российской академии наук, ФГУП "Нижняя Волга", ФГУП "Красная Звезда", ФГУП "Вайнах", ФГУП "Гикаловское", ФГУП "Аргунское", ФГУП "Елецкая опытная станция по картофелю", ФГУП "Волгоградское" (исключено из ЕГРЮЛ в 2018 году), ФГУП имени Г. Цадаса РАСХН (исключено из ЕГРЮЛ в 2018 году), ФГУП "Панинское" (исключено из ЕГРЮЛ в 2017 году).
1.16. В нарушение пункта 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением N 228 (далее - Правила N 228), в течение 2017 года ФАНО России не утверждены программы деятельности на 2017 год 6 подведомственных ФГУП 2, программы деятельности ФГУП имени Г. Цадаса, ФГУП "Жилищно-коммунальный комплекс", подведомственных ФАНО России, утверждены в 2017 году с нарушением установленного срока (после 1 ноября 2016 года).
1.17. В нарушение пункта 2 Правил N 228, ФАНО России не утверждены программы деятельности на 2018 год 13 подведомственных ФГУП 3, программы деятельности 2 подведомственных ФГУП утверждены с нарушением установленного срока (после 1 ноября 2017 года): ФГУП "Пансионат с лечением "Пущино", ФГУП "Елецкая опытная станция".
1.18. В нарушение подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", пункта 2 распоряжения Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 17 октября 2017 г. N 501 "Об увеличении уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия "Племенной завод "Комсомольское" ФАНО России не обеспечено внесение изменений в устав предприятия в связи с увеличением его уставного фонда.
1.19. В нарушение подпункта "к" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" ФАНО России не утверждена бухгалтерская отчетность и отчеты руководителей 28 ФГУП; не утверждены отчеты руководителей 4 ФГУП.
1.20. В нарушение подпункта "е" пункта 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, ФАНО России в план закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов не включено наименование функции (полномочия) федерального органа государственной власти.
1.21. В нарушение пункта 13 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, обоснования по каждому объекту или объектам закупки не соответствуют форме обоснования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555, в части указания в 191 случае реквизитов нормативных актов ФАНО России, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) или к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственного органа, не содержащих требований или нормативов затрат на приобретение объекта закупки.
1.22. В нарушение части 11 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон N 44) ФАНО России заключен государственный контракт от 29 декабря 2017 г. N 47026462 (реестровый N 1773666655418000005) с ПАО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" на поставку электроэнергии в 2018 год не в соответствии с информацией, включенной в план-график согласно приложению N 5 к указанному контракту оплата электрической энергии производится в порядке, изложенном в абзацах 2, 3 и 4 пункта 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", то есть на условиях авансирования.
1.23. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) на оказание услуг аренды автотранспортных средств по электронным аукционам N 0195100000617000012 и N 0195100000617000048 запросы ценовых предложений были направлены без приложения технического задания (в частности, без указания объема планируемых закупок, требований по количеству автомобилей, технических требований к автомобилям и прочее), в связи с чем ФАНО России были получены коммерческие предложения, на основании которых сформирована НМЦК, не сопоставимая с условиями планируемой закупки, что не соответствует части 3 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
1.24. При проведении электронного аукциона N 0195100000617000046 на право заключения государственного контракта на поставку серверов на сумму 928,0 тыс. рублей в нарушение частей 4 и 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ три из четырех заявок были отклонены ФАНО России, в связи с чем аукцион был признан несостоявшимся и государственный контракт был заключен в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Закона N 44-ФЗ, без снижения НМЦК, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
1.25. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Вместе с тем ФАНО России при проведении открытых конкурсов N 0195100000617000026 и N 0195100000617000030 на оказание услуг по развитию и эксплуатации информационных систем на общую сумму 11 047,0 тыс. рублей утвердила конкурсную документацию, в которой отсутствовали показатели, позволяющие установить соответствие закупаемой услуги требованиям заказчика. Так, в рамках первого этапа необходимо было разработать техническое задание на выполнение работ в рамках последующих этапов, что не позволило определить объект закупки.
1.26. Государственный контракт от 18 апреля 2017 г. N 0195100000617000005-0547786-01 (реестровый N 1773666655417000011) на выполнение погрузочно-разгрузочных работ стоимостью 426,4 тыс. рублей был заключен ФАНО России с ООО "ТЭК-сервис" с нарушением сроков, установленных частью 9 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (10 апреля 2017 года).
1.27. В нарушение статьи 69.2 Бюджетного кодекса и пункта 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, в государственном задании от 22 декабря 2017 года N 007-01478-17-03 федеральному государственному бюджетному учреждению науки Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук на выполнение работы "Обеспечение функционирования уникальных научных установок", размещенном в информационной системе "Электронный бюджет", отсутствует показатель объема выполняемой работы и показатель, характеризующий качество работы.
В связи с отсутствием показателя объема выполняемой работы в отчете о выполнении государственного задания N 007-01478-17-03/01 по состоянию на 1 января 2018 года, размещенном в информационной системе "Электронный бюджет", оценить достижения результатов выполнения государственного задания не представляется возможным.
1.28. В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, ФАНО России, являющимся участником шести государственных программ Российской Федерации, в установленные сроки (до 10 февраля года, следующего за отчетным) информация для подготовки предварительного годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственных программ за 2017 год не была представлена ответственным исполнителям (нарушение сроков на 5 и 14 рабочих дней).
1.29. В соответствии с пунктом 163 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, в графе 4 "Доведенные бюджетные данные" по разделу "Расходы бюджета" в ф. 0503164 "Сведения об исполнении бюджета" указывается информация о суммах доведенных в установленном порядке бюджетных данных на основании показателей дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета "Лимиты бюджетных обязательств к распределению", "Бюджетные ассигнования к распределению".
При этом объем, указанный в графе 4 "Доведенные бюджетные данные" по разделу "Расходы бюджета" ф. 0503164 "Сведения об исполнении бюджета", представленной в составе бюджетной отчетности ФАНО России за 2017 год, не соответствует показателям дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета "Лимиты бюджетных обязательств к распределению", "Бюджетные ассигнования к распределению", предназначенных для учета главным распорядителем бюджетных средств суммы лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, переданных подведомственным ему получателям бюджетных средств.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Ведомственные приказы ФАНО России не в полном объеме соответствуют действующим нормативным правовым актам:
2.1.1. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Федерального агентства научных организаций и территориальных органов Федерального агентства научных организаций, утвержденный приказом ФАНО России от 14 декабря 2015 г. N 621, не соответствует пункту 2 приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н. Так, пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности формирования и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов с использованием информационной системы "Электронный бюджет" формирование и ведение указанных смет осуществляется на бумажном носителе. В приказе Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н указанное положение отсутствует.
2.1.2. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральном агентстве научных организаций, утвержденный приказом Федерального агентства научных организаций от 15 июля 2016 г. N 34н (далее - Порядок ВФК ФАНО России), не соответствует положениям Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила осуществления ВФК и ВФА):
подпункт "а" пункта 2 Порядка ВФК ФАНО России определяет в качестве субъекта внутреннего финансового контроля только ФАНО России, без указания подведомственных ему администраторов и получателей бюджетных средств, что не соответствует подпункту "а" пункта 2 Правил осуществления ВФК и ВФА;
пунктом 4 Порядка ВФК ФАНО России определены 17 из 19 установленных пунктом 4 Правил осуществления ВФК и ВФА внутренних бюджетных процедур, по которым осуществляется внутренний финансовый контроль;
подпунктом "б" пункта 14 Порядка ВФК ФАНО России определено в качестве одного из оснований для проведения актуализации карт внутреннего финансового контроля в ФАНО России принятие соответствующих решений руководителем (заместителем руководителя), без указания структурных подразделений или подведомственных администраторов бюджетных средств, что не соответствует подпункту "б" пункта 14 Правил осуществления ВФК и ВФА, что актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
пунктом 17 Порядка ВФК ФАНО России расширен круг должностных лиц подразделений, осуществляющих самоконтроль, до всех исполняющих бюджетные полномочия (а не только полномочия администратора бюджетных средств) и отсутствует обязанность должностных лиц при проведении самоконтроля проводить проверку каждой операции на соответствие должностным регламентам, что не соответствует пункту 19 Правил осуществления ВФК и ВФА;
Порядок ВФК ФАНО России не содержит положений о принятии решений по итогам рассмотрения результатов ВФК, направленных на ведение эффективной кадровой политики в отношении иных администраторов бюджетных средств, отличных от ФАНО России, тогда как подпунктом "и" пункта 25 Правил осуществления ВФК и ВФА предусмотрено, что по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
2.1.3. Положение об осуществлении Федеральным агентством научных организаций внутреннего финансового аудита, утвержденное приказом ФАНО России от 7 мая 2015 г. N 12н (далее - Положение о ВФА ФАНО России), не соответствует пунктам Правил осуществления ВФК и ВФА:
пунктом 2 Положения о ВФА ФАНО России в объект аудита входят подведомственные ФАНО России распорядители бюджетных средств, что не соответствует пункту 30 Правил осуществления ВФК и ВФА, которым предусмотрено, что объектами аудита могут быть только структурные подразделения главного администратора бюджетных средств и администратора бюджетных средств;
пункт 14 Положения о ВФА ФАНО России не содержит обязательного условия об утверждении годового плана ВФА до начала финансового года, предусмотренного пунктом 42 Правил осуществления ВФК и ВФА;
пунктом 28 Положения о ВФА ФАНО России предусмотрено, что возражения объекта аудита вправе направить субъекту аудита, только при наличии разногласий по выводам, указанным в акте аудиторской проверки, что не соответствует содержанию пункта 51 Правил осуществления ВФК и ВФА, предусматривающего права объекта аудита представлять письменные возражения по всему акту аудиторской проверки;
пунктом 33 Положения о ВФА ФАНО России предусмотрено, что правомочия по принятию решений по результатам рассмотрения направленного руководителем субъекта аудита отчета о результатах аудиторской проверки наряду с руководителем ФАНО России уполномоченным им лицом, что не соответствует пункту 54 Правил осуществления ВФК и ВФА. Аналогичные полномочия субъекта аудита по направлению актов и отчетов установлены пунктами 40 и 52 Положения о ВФА ФАНО России;
пунктом 37 Положения о ВФА ФАНО России определена процедура переноса срока проведения проверки, что не предусмотрено Правилами осуществления ВФК и ВФА.
Также следует отметить, что Положением о ВФА ФАНО России не определены особенности проведения комбинированной аудиторской проверки.
2.1.4. Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого Федеральным агентством научных организаций (далее - Порядок мониторинга качества ФМ), утвержденный приказом ФАНО России от 27 февраля 2015 г. N 69 (далее - приказ N 69) не соответствует приказу Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н, а также структуре ФАНО России.
2.2. ФАНО России не обеспечено соблюдение пункта 21.3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н. Так, в 2017 году ФАНО России осуществляло формирование и ведение бюджетной росписи путем формирования и утверждения в информационной системе "Бюджетное планирование" приложениями N 15 (форма 0501060) и N 16 (форма 0501063), тогда как внесение изменений в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств оформляется справкой (форма 0501150) согласно приложению N 16.1.
2.3. ФАНО России не обеспечило своевременное утверждение бюджетной сметы на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 и 2019 годов) центрального аппарата в информационной системе "Электронный бюджет", что не соответствует пункту 8 Общих требований N 112н и пункту 8 Порядка N 621, которыми предусмотрено утверждение сметы не позднее десяти рабочих дней со дня доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом ФАНО России бюджетная смета центрального аппарата на бумажном носителе утверждена в установленный срок.
2.4. В обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей на осуществление иных выплат персоналу, за исключением фонда оплаты труда, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (согласно данным информационной системы "Электронный бюджет") и расчетах объемов бюджетных ассигнований на осуществление иных выплат на 2017 год, представленных ФАНО России на бумажном носителе, а также в обоснованиях бюджетных ассигнований на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, на 2017 год и на плановый период 2018, 2019 годов по КБК 0113 99 9 00 90019 122, ФАНО России не планировались расходы по обслуживанию в залах официальных лиц и делегаций и расходы, связанные со служебными поездками. При этом ФАНО России компенсированы расходы по обслуживанию в залах официальных лиц в сумме 9,0 тыс. рублей и расходы, связанные со служебными поездками, в связи с приобретением единого билета на 20 поездок на московский транспорт, в сумме 0,72 тыс. рублей.
2.5. Изменения, вносимые в приказы о командировании сотрудников центрального аппарата ФАНО России в части изменения периода (срока) командирования или отмены командирования государственных гражданских служащих ФАНО России, утверждались заместителем руководителя ФАНО России значительно позже сроков служебных командировок государственных гражданских служащих, установленных ранее в приказах ФАНО России, и после предоставления авансовых отчетов.
Так, сотруднику, командированному приказом ФАНО России от 13 февраля 2017 г. N 79-к на определенный срок, возмещены командировочные расходы за период, превышающий срок, установленный указанным приказом. Соответствующие изменения в приказ в части уточнения сроков командирования внесены ФАНО России после возмещения расходов сотруднику. Таким образом, компенсация командировочных расходов осуществлена ФАНО России в отсутствие достаточных правовых оснований.
2.6. Согласно требованиям пункта 18 Порядка N 813 расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории "руководители", - не более стоимости двухкомнатного номера, остальным гражданским служащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
ФАНО России 9 государственным гражданским служащим возмещены расходы по найму жилого помещения по документам, не содержащим указания на категорию номера или на количество комнат в жилом помещении (авансовые отчеты от 6 марта 2017 г. N 000000102, от 6 марта 2017 г. N 000000103, N 000000104, от 20 марта 2017 г. N 000000126, от 14 августа 2017 г. N 000000440, от 18 сентября 2017 г. N 000000495, от 18 сентября 2017 г. N 000000494, от 12 сентября 2017 г. N 000000485, от 11 сентября 2017 г. N 000000481, от 25 сентября 2017 г. N 000000524), что свидетельствует об отсутствии документального подтверждения соблюдения норм, установленных пунктом 18 Порядка N 813.
2.7. Пунктом 155 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, предусмотрено, что информация в таблице 3 "Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете" к пояснительной записке (ф. 0503160) характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности.
Вместе с тем в таблице 3 к пояснительной записке бюджетной отчетности центрального аппарата ФАНО России отражены данные в части объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходов, направленных на совершенствование системы материальной мотивации государственных гражданских служащих территориальных органов ФАНО России, в сумме 13 481,6 тыс. рублей.
2.8. В случае применения метода сопоставимости рыночных цен (анализ рынка) ФАНО России используют только одну процедуру: направление запросов о предоставлении ценовой информации или размещение запроса о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок, что не соответствует пункту 3.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее - методические рекомендации по НМЦК).
В случае расчета НМЦК на основании ценовых предложений, поступивших в ответ на запрос о предоставлении ценовой информации, такие запросы направлялись ФАНО России в адрес только трех хозяйствующих субъектов вместо пяти (закупки N 0195100000617000012, N 0195100000617000048 и N 0195100000617000056), что не соответствует пункту 3.7.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567.
2.9. Государственный контракт от 10 октября 2017 г. N 016-17 (реестровый N 1773666655417000029) на оказание услуг диспансеризации был заключен ФАНО России с ФБУЗ "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" в отношении 542 государственных служащих при фактической потребности согласно плану прохождения диспансеризации 457 человек, то есть осуществлена закупка услуг на 15,7% сверх потребности, что пропорционально отразилось на начальной цене контракта.
В соответствии с условиями заключённого государственного контракта его цена является твердой и не может быть изменена в зависимости от фактического объема оказанных услуг. При этом фактическое исполнение контракта составило 68,1% (диспансеризацию прошло 369 человек). Указанное свидетельствует о недостаточном качестве планирования ФАНО России закупок.
88 государственных гражданских служащих, включенных в график прохождения диспансеризации, диспансеризацию не прошли, что не соответствует требованиям пункта 5 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н.
2.10. При заключении договора безвозмездного пользования (ссуды) от 1 ноября 2017 г. N 10201/16-С9Л между ФАНО России и ФГБУ "Российская академия наук" не соблюден согласованный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2017 г. N 835-р пятилетний срок передачи в безвозмездное пользование помещений (превышен на 2 месяца).
2.11.ФАНО России не представлены документы, подтверждающие фактические условия предоставления в безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФАНО России, и договоры страхования указанного имущества, что не соответствует условиям согласования Росимуществом 4 договоров безвозмездного пользования (ссуды), заключенных ФАНО России как ссудодателем с Российским научным фондом от 15 сентября 2015 г. N 007-15.1-09/1 (помещения общей площадью 1043 кв. метров, расположенные по адресу: г.Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3, стр. 5), с ФГБУ "Управление комплексного хозяйственного обеспечения" от 15 сентября 2015 г. N 007-15.1-09/2 (помещения общей площадью 553,2 кв. метров, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр.3), указанных в письмах Росимущества от 21 августа 2015 г. N ИБ-08/34464, от 21 августа 2015 г. N ИБ-08/34463.
2.12. Договоры безвозмездного пользования (ссуды), заключенные ФАНО России как ссудодателем с Российским научным фондом (ссудополучатель) от 15 сентября 2015 г. N 007-15.1-09/1 (помещения общей площадью 1 043 кв. метров, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3, стр. 5) и с ФГБУ "Управление комплексного хозяйственного обеспечения" (ссудополучатель) от 15 сентября 2015 г. N 007-15.1-09/2 (помещения общей площадью 553,2 кв. метров, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 14, стр. 3), не содержат положений, регламентирующих особенности использования объектов культурного наследия, перечисленных в пунктах 1-3 статьи 47.3, пунктов 5, 9, 13 статьи 48, пункта 1 статьи 50.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в том числе об ограничениях, запретах, а также обязанностях сторон, применяемых к соответствующим договорам на указанные помещения, находящиеся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (что также не указано в договорах).
Российский научный фонд, ФГБУ "Управление комплексного хозяйственного обеспечения" как ссудополучатели не относятся к поименованным в статье 52.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" юридическим лицам, которым может предоставляться объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в государственной собственности.
2.13. За период с 2016 года по 2018 год 6 ФГУП прекратили деятельность как недействующие юридические лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом у 5 5 из указанных ФГУП находилось в пользовании федеральное имущество. ФАНО России полномочия по контролю за деятельностью подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", осуществляются ненадлежащем образом, меры за сохранностью имущества предприятий, исключаемых из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 указанного Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, до момента его передачи в казну Российской Федерации не принимаются, что влечет риски выбытия федерального имущества.
2.14. ФАНО России не обеспечило исполнение надлежащим образом полномочий администратора доходов федерального бюджета, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса по виду доходов от перечисления чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, в соответствии с пунктом 10 Правил N 228:
4 подведомственных ФАНО России федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП "Котласское", ФГУП "Архангельское", ФГУП "Красногорское", ФГУП "Ючюгейское") не произвели перечислений части чистой прибыли общей суммой 2 739 637,25 рублей, что привело к нарушению предприятиями Правил N 228;
27 подведомственных ФАНО России предприятий перечислено в федеральный бюджет 131 180 223,12 рублей из средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет в качестве части чистой прибыли, с нарушением срока, установленного пунктом 8 Правил N 228 (после 15 июня 2017 года);
дебиторская задолженность по перечислению части чистой прибыли в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 2018 года составила 152 909 726,57 рубля (в том числе предприятий, прекративших деятельность и переданных из ведения ФАНО России), увеличение за 2017 год составило 106 863 304,47 рубля).
2.15. Используемая ФАНО России в целях организации и сопровождения деятельности по ведомственному контролю, внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту информационная система "ИС управления контрольно-ревизионной деятельностью и организации финансового контроля ФАНО России" не в полной мере используется структурными подразделениям ФАНО России 6.
2.16. ФАНО России в 2017 году в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" обеспечено финансирование мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников в размере 10 841 651,6 тыс. рублей 7. Вместе с тем федеральными государственными учреждениями, подведомственными ФАНО России, не в полной мере достигнуты показатели Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части повышения к 2018 году средней заработной платы врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (далее - врачи), научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а также повышение к 2018 году средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В связи с недостатками планирования (в том числе при расчете объемов дополнительных средств учреждениям), а также в отсутствие должного контроля со стороны ФАНО России, не достигнуты целевые показатели заработной платы (200%) по Московской области в отношении врачей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала, Ярославской области (врачи), Краснодарскому краю (врачи).
При недостижении целевого показателя в одних регионах в других субъектах Российской Федерации наблюдалось превышение его значения более чем на 40% от целевого значения (врачи: Кемеровская область (437%), Ставропольский край (325%), Иркутская область (287%); младший медицинский персонал - Иркутская область (145%); научные сотрудники: Калужская область (241%), Архангельская область (356%), Вологодская область (268%), Республика Адыгея (289%), Карачаево-Черкесская Республика (396%), Пермский край (391%), Свердловская область (259%), Забайкальский край (285%), Кемеровская область (298%), Новосибирская область (249%), Томская область (249%), Еврейская автономная область (283%).
2.17. ФАНО России не обеспечена в рамках исполнения полномочий, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, результативность бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), что привело к неисполнению выделенных в 2017 году бюджетных ассигнований в объеме 532 637,5 тыс. рублей (20,5% от 2 599 124,6 тыс. рублей). В 2017 году не обеспечено завершение реконструкции здания Института мозга человека РАН, не выполнены запланированные проектно-изыскательные работы в рамках реконструкции корпуса N 10 ФИАН, по солнечному телескопу-коронографу, в целях создания центра разработки иммунобиологических лекарственных препаратов.
2.18. Отчетность ФАНО России о выполнении ФАИП содержит следующие недостатки;
в статистической годовой отчетности ФАНО России по форме N 1-БЗ (инвестиции) не приведена информация обо всех объектах, финансирование которых осуществлялось в рамках ФАИП и учтенных в форме 0503190 бюджетной отчетности;
отчет о ходе реализации ФАИП за 2017 год, направленный ФАНО России в Минэкономразвития России, содержал недостоверные сведения о дебиторской задолженности по объекту ФГБУН Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук указана дебиторская задолженность в размере 277 729,1 тыс. рублей вместо 255 004,8 тыс. рублей.
2.19. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены нарушения в деятельности подведомственных ФАНО России учреждений при исполнении полномочий государственного заказчика в рамках ФАИП. Так, в нарушение части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ государственным заказчиком ФКУ "ДЕЗ СКиТР" в дополнительном соглашении от 26 декабря 2017 г. N 3 увеличена цена государственного контракта от 8 декабря 2017 г. N 044/17ПР с ООО "Проектная организация "ГИПРОКОН" на 17 000,0 тыс. рублей без увеличения объема работ.
2.20. Неисполнение подведомственными ФАНО России ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН и ФКУ "ДЕЗ СКиТР" пункта 1.1. приказа ФАНО России от 30 мая 2017 г. N 340 "О возложении функций государственного заказчика по объекту капитального строительства "Реконструкция здания Института мозга человека РАН по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградский район, ул. Академика Павлова, д.12А, литера П" на федеральное казенное учреждение "Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту", устанавливающего необходимость в срок до 10 июня 2017 года передать затраты по незавершенному строительству и договорные обязательства по реконструкции объекта на баланс ФКУ "ДЕЗ СКиТР", привело к "дублированию" объекта незавершенного строительства в форме бюджетной отчетности 0503190 ФАНО России. Кроме того, непринятие на баланс ФКУ "ДЕЗ СКиТР" обязательств оплаты за поставленное оборудование по государственному контракту с ООО "Эр Оптикс" от 16 сентября 2016 г. N 0372100037416000071-0547786-02 привело к возникновению у ФГБУН Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН кредиторской задолженности, отраженной на 1 января 2018 года в сводной бюджетной отчетности ФАНО России в размере 1 860,4 тыс. рублей.
2.21. ФАНО России должным образом не осуществляло бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, установленные статьей 160.1 Бюджетного кодекса, в части прогнозирования поступлений доходов в бюджет по заключенным соглашениям об установлении сервитута. Так, пунктом 5.8 методики прогнозирования Федеральным агентством научных организаций поступлений доходов в федеральный бюджет (утверждена приказом ФАНО России от 19 августа 2016 г. N 420) для расчета прогнозируемого объема доходов предусмотрен метод усреднения. Применение указанного метода, а не метода прямого счета, влечет низкое качество планирования поступлений по указанному виду доходов, что подтверждается крайне высоким уровнем отклонения фактического поступления средств от планируемых показателей (прогноз поступления составил 5 323,4 тыс. рублей против фактического поступления в сумме 9 535,7 тыс. рублей).
2.22. В отсутствие должного контроля со стороны ФАНО России, установленного частью 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 959, и пунктом 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537, ФАНО России не обеспечено заключение соглашений об установлении сервитута подведомственными учреждениями. В отношении 643 земельных участков не заключены соглашения об установлении сервитута, из указанных земельных участков ФАНО России представлена информация о примерной площади части земельных участков в отношении 94 земельных участков (3 938 078,1 кв. метров). Исходя из представленной информации, ежегодная плата в отношении таких земельных участков, не поступающая в федеральный бюджет, оценивается в размере 1 654,1 тыс. рублей (расчета" - 0,01% от кадастровой стоимости примерной площади таких земельных участков (их частей). По остальным земельным участкам ФАНО России указанной информацией не располагает.
2.23. В соответствии с разделом 10 соглашения между ФГБУ "Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства" и ПАО "Кубаньэнерго" от 3 марта 2017 г. N 6 об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (далее - соглашение), плата за сервитут вносится на расчетный счет ФГБУ "Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства", что не соответствует пункту 3 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная ситуация привела к перечислению ПАО "Кубаньэнерго" платы за сервитут на счет бюджетного учреждения и к непоступлению платы в федеральный бюджет, что противоречит пункту 5 статьи 41 Бюджетного кодекса, согласно которому доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности включаются в состав доходов бюджета. ФАНО России не обеспечено приведение указанного соглашения в соответствие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе не установлен код бюджетной классификации 00711105321010000120 для перечисления платы за сервитут в федеральный бюджет), не поступившая в федеральный бюджет плата по указанному соглашению составила 238 582,2 (расчетно) 8.
2.24. В отсутствие должного контроля со стороны ФАНО России, установленного частью 5.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 959, и пунктом 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537;
2.24.1. В нарушение пункта 11 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентство научных организаций утвержденного приказом Агентства от 17 мая 2016 г. N 23 н, тремя подведомственными ФАНО России учреждениями планы финансово-хозяйственной деятельности утверждены позднее одного месяца после официального опубликования Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Кроме того, в нарушение пункта 2 указанного Порядка отдельными учреждениями, подведомственными ФАНО России, планы финансово-хозяйственной деятельности утверждались только на 2017 год, без планового периода 2018-2019 годов.
2.24.2. Одиннадцатью учреждениями не достигнуты показатели выполнения государственного задания по услугам в сфере образования (реализация образовательных программ высшего образования и послевузовского профессионального образования).
ФГБУ здравоохранения пансионат "Наука" РАН по работе "Организация и проведение культурно-массовых мероприятий" не выполнило государственную работу, установленную государственным заданием.
2.24.3. В нарушение пункта 28 Правил оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 8 апреля 2009 г. N 312, в соответствии с которым научные организации ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, в целях мониторинга результативности деятельности их деятельности обеспечивают передачу сведений о результатах деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (посредством личного кабинета в Федеральной системе мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее - ФСМНО), на сайте в сети "Интернет" www.sciencemon.ru):
- три подведомственных ФАНО России федеральных государственных бюджетных учреждения, выполняющие в качестве основных видов деятельности (в соответствии с учредительными документами) научные исследования и разработки и (или) научно-исследовательские работы, и фактически осуществляющие проведение научных исследований, не зарегистрировались в ФСМНО и не обеспечили передачу сведений о результатах своей деятельности (ФГБУЗ Центральная клиническая больница РАН, ФГБУЗ Больница Пущинского научного центра РАН, ФГБУЗ Санкт-Петербургская клиническая больница РАН);
- двумя подведомственными ФАНО России учреждениями нарушены установленные пунктом 28 указанных Правил сроки направления соответствующих сведений в ФСМНО (ФГБУЗ Медицинское объединение Дальневосточного отделения Российской академии наук зарегистрировано в ФСМНО только 22 февраля 2018 года и отправлены сведения о результатах своей деятельности за 2016 год 14 марта 2018 года, ФГБУЗ Больница Научного центра Российской академии наук в Черноголовке зарегистрировано в ФСМНО 21 февраля 2018 года и отправлены сведения о результатах своей деятельности за 2016 год 2 марта 2018 года).
2.24.4. 6 подведомственных ФАНО России учреждений 9 не направили сведения для размещения информации на www.bus.gov.ru, определенные пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, или направили их с нарушением срока, установленного пунктом 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н.
2.25. ФАНО России не обеспечило осуществление надлежащего ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ему заказчиков, что не соответствует статье 100 Закона N 44-ФЗ:
в нарушение части 1 статьи 38 и части 1 статьи 39 Закона N 44-ФЗ, устанавливающих требование к созданию контрактной службе (назначению контрактного управляющего) и комиссий по осуществлению закупок заказчиками, контрактные управляющие (контрактная служба), а также комиссии по осуществлению закупок созданы в филиалах ФГБУН ИРЭ РАН, не являющимися заказчиками в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, путем издания приказов за подписью руководителей филиалов ФГБУН ИРЭ РАН;
в нарушение пункта 13 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, ФГБУН ИРЭ РАН при обосновании по каждому объекту или объектам закупки не указываются реквизиты соответствующих нормативных актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг), что не соответствует форме обоснования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555;
в нарушение части 11 статьи 44 Закона N 44-ФЗ ФГБУН ИРЭ РАН осуществлялись закупки для нужд филиалов, не включенные в план закупок и план-график заказчика - ФГБУН ИРЭ РАН. Руководителями филиалов ФГБУН ИРЭ РАН утверждены планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов, планы-графики закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2017 год для филиалов ФГБУН ИРЭ РАН, что не соответствует положениям статей 17 и 21 Закона N 44-ФЗ;
в нарушение части 11 статьи 21 Закона N 44-ФЗ ФГБУН ИРЭ РАН в 2017 году заключены государственные контракты (закупки у единственного поставщика NN 0360100045317000003, 0360100045317000002, 0373100094417000041, 0373100094417000042, 0373100094417000037 и 0373100094417000038) на условиях авансирования, что не было предусмотрено планом-графиком;
в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ ФГБУН ИРЭ РАН превысил установленный предельный годовой объем закупок до 100 тыс. рублей на 1 396,7 тыс. рублей;
в нарушение требований статьи 33 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных аукционов N 0373100094417000027 на закупку вычислительной техники и комплектующих для вычислительной техники (для дооснащения) и N 0373100094417000022 на поставку вычислительной и оргтехники в аукционную документацию включены указания в отношении товарных знаков (фирменных наименований) процессора Intel и материнской платы Asus закупаемых системных блоков без указания слов "или эквивалент";
в нарушение приказа ФАНО России от 1 августа 2017 г. N 498 "О требованиях к закупаемым центральным аппаратом и территориальными органами Федерального агентства научных организаций, подведомственными Федеральному агентству научных организаций казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)" ФГБУН ИРЭ РАН по контракту N 1770305342517000033 был закуплен ноутбук для ведущего научного сотрудника лаборатории, при том что закупка ноутбуков согласно указанного приказа предусмотрена только для руководителя, первого заместителя руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения. Кроме того, по контракту N 1770305342517000034 закуплен системный блок, по своим техническим и стоимостным характеристикам превышающий нормативы, предусмотренные указанным приказом, и не соответствующий по своим техническим показателям обоснованию ФГБУН ИРЭ РАН необходимости приобретения системного блока с техническими характеристиками, превышающими установленные нормативы;
в нарушение требований части 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ ФГБУН ИРЭ РАН отчеты о результатах исполнения контрактов N N 1770305342517000001, 1770305342517000002, 1770305342517000003, 1770305342517000003, 1770305342517000004 в единой информационной системе в сфере закупок не размещены;
в нарушение требований статьи 70 Закона N 44-ФЗ по результатам закупки услуг специальной почтовой связи на сумму 100,0 тыс. рублей у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18 декабря 2017 г. N 0373100094417000036 ФГБУН ИРЭ РАН в единой информационной системе в сфере закупок договор не размещен (размещен договор оказания услуг специальной связи по доставке отправлений от 12 декабря 2016 г. N 608/007-СК).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству научных организаций надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести соответствующие изменения в бюджетную и консолидированную бухгалтерскую отчетность ФАНО России за 2017 год на основании уточненной бухгалтерской отчетности ФГБУН ИРЭ РАН и представить уточненную бюджетную и бухгалтерскую отчетность в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы для регистрации права оперативного управления ФАНО России на объект культурного наследия.
3. Направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы для государственной регистрации договора от 27 июля 2017 г. N Д-30/190.
4. Обеспечить заключение договора на возмещение всех расходов, связанных с содержанием объекта (договор на возмещение затрат), с учетом требований пунктов 3.1.6 и 3.2.1 договора от 27 июля 2017 г. N Д-30/190.
5. Обеспечить заключение договора страхования имущества, переданного в безвозмездное пользование по договору от 27 июля 2017 г. N Д-30/190.
6. Обеспечить исполнение пунктов 3.1 договоров безвозмездного пользования (ссуды) от 6 декабря 2017 г. N 10201/17-С6Л, от 1 ноября 2017 г. N 10201/16-С9Л.
7. Утвердить стратегии развития ФГУП Ремонтно-строительное управление Российской академии наук, ФГУП "Нижняя Волга", ФГУП "Красная Звезда", ФГУП "Вайнах", ФГУП "Гикаловское", ФГУП "Аргунское", ФГУП "Елецкая опытная станция по картофелю".
8. Утвердить программы деятельности на 2018 год ФГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук", ФГУП "Академснаб", ФГУП Ремонтно-строительное управление РАН, ФГУП "Архангельское", ФГУП "Нижняя Волга", ФГУП Кукурузокалибровочный завод "Вайнах", ФГУП "Гикаловское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Аргунское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Барнаульское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Казанское".
9. Обеспечить внесение изменений в устав ФГУП "Племенной завод "Комсомольское" в соответствии с пунктом 2 распоряжения Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 17 октября 2017 г. N 501 "Об увеличении уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия "Племенной завод "Комсомольское".
10. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц (лиц) ФАНО России, допустивших указанные нарушения.
11. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 мая 2018 г. N 22К(1243).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено по пунктам 1, 4-13 - в срок до 29 июня 2018 года, по пунктам 2, 3 - в срок до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федерального агентства научных организаций или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
------------------------------
1 ФКУ "ДЕЗ СКиТР" - 3 597,1 тыс. рублей и 62 119,2 тыс. рублей, ФГБНУ "ФИЦ ИПФ РАН" - 9 274,8 тыс. рублей; ФГБУН КОМИ НЦ УРО РАН - 3 373,3 тыс. рублей.
2 ФГУП Ремонтно-строительное управление Российской академии наук, ФГУП "Красная Звезда", ФГУП "Барнаульское", Организации научного обслуживания экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Наука" Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства РАСХН (исключена из ЕГРЮЛ в 2018 году), ФГУП опытно-производственное хозяйство "Тимирязевское", ФГУП "Панинское" (исключено из ЕГРЮЛ в 2017 году).
3 ФГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук", ФГУП "Академснаб", ФГУП Ремонтно-строительное управление РАН, ФГУП "Архангельское", ФГУП "Волгоградское", ФГУП "Нижняя Волга", ФГУП Г. Цадаса Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП Кукурузокалибровочный завод "Вайнах", ФГУП "Гикаловское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Аргунское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Барнаульское" Российской академии сельскохозяйственных наук, ФГУП "Казанское", Организация научного обслуживания экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Наука" Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства Российской академии сельскохозяйственных наук.
4 Указанные договоры согласованы Росимуществом при условии представления в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления в силу заверенной копии договора безвозмездного пользования с приложениями, договора страхования федерального недвижимого имущества, акта приема-передачи, учредительных документов и документов, подтверждающих полномочия лиц на подписание договора, которые со стороны ФАНО России не выполнены. Страхование федерального имущества пользователями не произведено.
5 Включая ФГУП "Панинское" (32 объекта капитального строительства, в том числе 7 с оформленными правами собственности Российской Федерации, 4 земельных участка), ФГУП "Ракшинское" (78 объектов капитального строительства с неоформленными правами собственности Российской Федерации, 1 земельный участок, площадью 61 550 000 кв. метров), ФГУП "Волгоградское" (25 объектов капитального строительства, в том числе 11 - с неоформленными нравами собственности Российской Федерации), ФГУП имени Г. Цадаса РАСХН (7 объектов капитального строительства с неоформленными правами собственности Российской Федерации), Организация научного обслуживания экспериментальное сельскохозяйственное предприятие "Наука" Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого овощеводства и бахчеводства РАСХН (15 объектов капитального строительства, в том числе 14 с неоформленными правами собственности Российской Федерации).
6 Не в полном объеме введены необходимые сведения в подразделы системы "Мероприятия", "Нарушения", не все карточки запланированных проверок заполнены). Кроме того, архитектура информационной системы не в полной мере соответствует Технологическому регламенту "Осуществление внутреннего финансового аудита (планирование, проведение, учет и анализ аудиторских проверок) в Федеральном агентстве научных организаций", утвержденному заместителем руководителя ФАНО России С.В. Кузьминым 8 декабря 2016 года (вместо необходимых 9 режимов: "Планы", "Поручения", "Обращения", "Мероприятия", "Отчеты ВФА", "Запросы документов", "План устранения нарушений", "Отчет о выполнении плана", "Текущие задачи", содержит только 5 режимов "Планирование", "Планы", "Мероприятия", "Нарушения", "Документы").
7 В том числе ассигнования, выделенные в рамках государственных программ Российской Федерации, в соответствии с соглашениями (дополнительными соглашениями) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в размере 6 987 374,8 тыс. рублей, средства, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в размере 729 817,0 тыс. рублей, дополнительные средства, выделенные по решению руководства ФАНО России в размере 3 124 459,8 тыс. рублей (в 2016 году - 397 784,8 тыс. рублей).
8 238 582,2 рублей = 287 403,00 (рублей в год - плата по соглашению) / 365 (дней) * 303 (дня).
9 ФГБУЗ Центральная клиническая больница РАН (не размещен устав, утвержденный ФАНО России 24 июня 2014 года (с изменениями от 26 марта и 4 августа 2015 года); ФГБУЗ Больница Пущинского научного центра РАН (не размещен устав, утвержденный ФАНО России 27 июня 2014 года. Изменения в устав, утвержденные ФАНО России 26 марта 2015 года и 10 мая 2016 года, размещены с превышением уставленного срока - 20 ноября 2015 года и 25 августа 2016 года соответственно); ФГБУЗ Больница Научного центра РАН в Черноголовке - устав, утвержденный ФАНО России 14 июля 2014 года, размещен 22 ноября 2017 года (больше, чем через 3 года); ФГБУЗ Санкт-Петербургская клиническая больница РАН (не размещен устав, утвержденный ФАНО России 12 сентября 2014 года и изменения у нему, утвержденные 13 февраля 2015 года); ФГБУЗ Медицинское объединение ДО РАН (устав, утвержденный ФАНО России 12 сентября 2014 года, размещен с нарушением установленного срока 26 июня 2017 года (более чем через 2,5 года), изменения в устав, утвержденные ФАНО России б июня 2016 года - 26 июня 2017 года (с превышением установленного срока на 10 рабочих дней), изменения, утвержденные ФАНО России от 15 марта 2018 года не размещены; ФГБУН Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН (не размещены актуальные сведения о контактном номере телефона, в разделе сравнительной информации о плановых и фактических показателях - плановые и фактические показатели поступлений, плановые значения выплат, а также сведения о плановых и фактических показателях по услугам (работам) на 2017 год, в разделе "Информация о плане финансово-хозяйственной деятельности" сведения об утвержденном плане ФХД опубликованы на www.bus.gov.ru с нарушением установленного срока).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 мая 2018 г. N ПР 14-101/14-01
Текст представления официально опубликован не был