Представление Счетной палаты РФ от 22 декабря 2017 г. N ПР 09-336/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка результативности мероприятий, направленных на импортозамещение плодово-овощной продукции, а также эффективности использования средств федерального бюджета в 2015 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года, направленных на развитие производства плодово-овощной продукции в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России, Министерство).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", Минсельхозом России до настоящего времени не утверждены административные регламенты по исполнению Министерством государственных функций: по формированию и использованию федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений (пестицидов) (пункт 5.5.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450) (далее - Положение); по ведению учета федерального фонда семян (пункт 5.6.2 Положения); по организации проведения регистрационных испытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний селекционных достижений, пестицидов и агрохимикатов (пункт 5.5.8 Положения); по осуществлению юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на селекционные достижения и иные действия, связанные с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом (пункт 5.5.20 Положения).
1.2. В нарушение подпункта "б" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1431, Минсельхозом России осуществлено предоставление Правительству Кабардино-Балкарской Республики субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в сумме 25 979,7 тыс. рублей (уведомление по расчетам между бюджетами от 15 июля 2016 г. N Л167-232-07) в отсутствие правил, устанавливающих порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта. При этом кассовые расходы по указанному виду государственной поддержки в 2016 году в Кабардино-Балкарской Республике не осуществлялись и были возвращены в федеральный бюджет.
1.3. В нарушение статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" в приказе Минсельхоза России от 11 февраля 2015 г. N 46 "Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1295" предусмотрены не относящиеся к элитным семенам репродукционные семена первого поколения "Гибриды F1" подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы, овощных и бахчевых культур, по которым сельскохозяйственным товаропроизводителям предусматривается возмещение части затрат на их приобретение по соответствующим ставкам за счет средств федерального бюджета.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. При установленном Минсельхозу России объеме финансирования из средств федерального бюджета целевые показатели (индикаторы) реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы Министерству как исполнителю программы не установлены, что не позволит оценить эффективность распоряжения федеральными ресурсами, выделяемыми на эти цели.
2.2. Ввиду отсутствия надлежащего контроля со стороны Минсельхоза России в 2015 и 2016 годах по 4 направлениям государственной поддержки 26 и 40 субъектов Российской Федерации не обеспечили надлежащий объем финансирования в общей сумме 4 151 634,5 тыс. рублей, в том числе в 2015 году - 2 130 139,4 тыс. рублей, в 2016 году - 2 021 495,1 тыс. рублей.
2.3. При предоставлении в 2015 и 2016 годах из федерального бюджета субсидии на сельскохозяйственное страхование в области растениеводства Минсельхозом России ненадлежащим образом осуществлялись полномочия по контролю за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренные пунктом 4.1.2 соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемого между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в результате чего субъектами Российской Федерации были нарушены требования Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части уплаты страховой премии, начисленной на основании заявления сельхозтоваропроизводителя по договору сельхозстрахования, на расчетный счет страховщика в размере 50 % начисленной страховой премии.
2.4. В отсутствие контроля со стороны Минсельхоза России, предусмотренного условиями соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 52/17-с (пункт 2.1.8), от 26 января 2016 г. N 11/17-с (пункт 4.1.2), от 20 февраля 2017 г. N 082-08-330 (пункт 4.1.2), Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в нарушение статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются, на основании утвержденных Первым заместителем Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики - Министром сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики реестров получателей субсидий за счет средств федерального бюджета неправомерно перечислены федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике" субсидии за счет средств федерального бюджета в сумме 3 804,4 тыс. рублей, в том числе: на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 1 390,3 тыс. рублей (в 2015 году - 467,3 тыс. рублей, в 2016 году - 531,0 тыс. рублей, в 2017 году - 392,0 тыс. рублей); на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в 2015 году в сумме 134,4 тыс. рублей; на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в 2015 году в размере 2 279,7 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству сельского хозяйства Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Рассмотреть вопрос о разработке административных регламентов исполнения Минсельхозом России государственных функций: по формированию и использованию федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений (пестицидов), по ведению учета федерального фонда семян; по организации проведения регистрационных испытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний селекционных достижений, пестицидов и агрохимикатов; по осуществлению юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок; по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на селекционные достижения и иные действия, связанные с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом.
2. Принять меры по фактам нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, выявленным в Министерстве сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
3. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Министерства, допустивших указанные нарушения.
4. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 8 декабря 2017 г. N 68К (1213).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 апреля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру сельского хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 22 декабря 2017 г. N ПР 09-336/09-02
Текст представления официально опубликован не был