Представление Счетной палаты РФ от 1 ноября 2017 г. N ПР 04-276/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год в целях подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год" в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - Секретариат).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение требований части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Секретариатом не осуществлялись начисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации с полученных должностными лицами Секретариата - гражданами Российской Федерации в 2016 году сумм компенсации стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение должностных лиц и членов их семей (994,4 тыс. рублей). Общая сумма неуплаченных взносов составила 300,3 тыс. рублей (расчетно).
1.2. В нарушение статьи 50 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, утвержденного постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 12 апреля 2002 г. N 3 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Высшего Государственного Совета Союзного государства от 15 декабря 2006 г. N 11, от 14 декабря 2007 г. N 5), предусматривающей, что составление проекта бюджета Союзного государства начинается не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года, проект сметы расходов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - Парламентское Собрание) на 2016 год направлен Секретариатом (письмо от 20 июля 2015 г. N 14-2.1-347) в Постоянный Комитет Союзного государства с нарушением установленного срока на 20 дней.
1.3. В нарушение Порядка распределения расходов по соответствующим предметным подстатьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета Союзного государства (Приложение к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Союзного государства, утвержденным распоряжением Государственного секретаря Союзного государства от 4 августа 2015 г. N 31-ргс) (далее - Порядок распределения расходов по подстатьям классификации), расходы Секретариата по компенсации стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение должностных лиц и членов их семей, произведенные в соответствии с Положением об обеспечении санаторно-курортным обслуживанием должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и членов их семей, одобренным решением Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту от 1 декабря 2011 г. N 2-р и утвержденным решением Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 19 декабря 2011 г. N 3-р, в общем размере 1 295,5 тыс. рублей отнесены вместо подстатьи 1 1 01 02 "Прочие выплаты" предметной статьи 1 1 01 00 "Оплата труда", предусматривающей указанные расходы по компенсации, на подстатью 07 "Прочие текущие расходы" предметной статьи 1 1 10 00 "Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг", на которую в соответствии с указанным Порядком относятся расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых сотрудников.
1.4. В нарушение пункта 3.5 Положения о направлении в служебную командировку депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, одобренного решением Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту от 24 июня 2015 г. N 2-р и утвержденного решением Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 24 июня 2015 г. N 8, 26 авансовых отчетов о суммах, израсходованных депутатами Парламентского Собрания и должностными лицами Секретариата в связи со служебной командировкой и не представивших проездные документы, с общим объемом расходов 227,3 тыс. рублей утверждались в отсутствие служебных записок, подтверждающих фактические сроки пребывания в месте служебной командировки.
1.5. В нарушение условий договоров на оказание услуг Секретариатом в 2016 году допускалась несвоевременная оплата выполненных исполнителями работ по договорам (на срок от одного до 12 дней), что формирует риски дополнительных необоснованных расходов средств бюджета Союзного государства (в случае предъявления исполнителями требований об уплате неустойки).
Так, например, в нарушение пункта 2.2 договора от 12 мая 2016 г. N 04/16 с Санкт-Петербургским, культурно-просветительским общественным фондом "Бенефис" стоимостью 9 790,0 тыс. рублей на оказание услуг по организации и проведению фестиваля "Молодежь - за Союзное государство", предусматривающего оплату авансового платежа и окончательного расчета в течение пяти банковских дней с момента выставления счета или подписания акта выполненных работ, авансовый платеж по договору произведен Секретариатом 26 мая 2016 года, то есть позже установленного срока на два банковских дня (счет от 17 мая 2016 г. N 13), окончательный расчет - 19 октября 2016 года, то есть с несоблюдением установленного срока на пять банковских дней (акт сдачи-приемки выполненных работ от 5 октября 2016 г. б/н).
В нарушение пункта 2.3 договора от 1 марта 2016 г. N 01/16 с ФГУП "Международное информационное агентство "Россия сегодня" на оказание услуг по информационному обеспечению деятельности Парламентского Собрания стоимостью 1 250,0 тыс. рублей, предусматривающего перечисление средств за квартал в течение семи рабочих дней с момента подписания акта выполненных работ, Секретариатом средства перечислены на счет ФГУП "МИА "Россия сегодня" тремя платежными поручениями с несоблюдением установленного срока от одного до восьми рабочих дней (перечисления произведены платежными поручениями от 21 апреля 2016 г. N 292, 12 июля 2016 г. N 605, 17 октября 2016 г. N 971 по актам от 31 марта 2016 г. б/н, 30 июня 2016 г. б/н, 30 сентября 2016 г. б/н соответственно).
В нарушение пункта 3.3 договора от 29 декабря 2015 г. N 01-709 с АО "Издательский дом "Комсомольская правда" на экспедирование и распространение газеты "Союзное вече" стоимостью 101 500,0 тыс. рублей, согласно которому окончательный расчет за отчетный месяц производится в течение трех дней с момента подписания акта сдачи - приемки выполненных работ, Секретариатом средства перечислены на счет исполнителя шестью платежными поручениями с несоблюдением установленного от одного до 12 дней (перечисления произведены платежными поручениями от 4 февраля 2016 г. N 48, 15 марта 2016 г. N 168, 5 апреля 201 6 г. N 238, 5 мая 2016 г. N 357, 7 июля 2016 г, N 599, 9 сентября 2016 г, N 820 соответственно по актам от 31 января 2016 г. N 1, 29 февраля 2016 г. N 2, 31 марта 2016 г. N 3, 29 апреля 2016 г. N 4, 30 июня 2016 г. N 6, 31 августа 2016 г. N 8).
1.6. Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, утвержденным распоряжением Ответственного секретаря Парламентского Собрания от 16 октября 2015 г. N 039-ОС, не урегулирована процедура осуществления закупок Представительством Парламентского Собрания в г. Минске.
Представительством Парламентского Собрания в г. Минске в 2016 году осуществлены государственные закупки товаров, работ и услуг для нужд Секретариата на территории Республики Беларусь с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь.
Так, конкурентные процедуры по определению исполнителей: ИП Гриц Д.В. (договор от 23 мая 2016 г. N 2879 стоимостью 398,7 тыс. рублей), ООО "МакПресс-континент" (договор от 1 июня 2016 г. N МП 1323 стоимостью 7,1 тыс. рублей), ООО "МакПресс" (договор от 13 сентября 2016 г. N МП 1475 стоимостью 140,6 тыс. рублей) - осуществлены заместителем начальника Аппарата Представительства Парламентского Собрания С.С. Пищ и консультантом Аппарата Представительства Парламентского Собрания О.Г. Валентюкевичем на основании пунктов 156, 160 Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 529 "О государственных закупках" (далее - Положение).
Вместе с тем согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. N 618 "О государственных закупках" Положение утратило силу с 18 января 2009 года.
На территории Республики Беларусь при проведении конкурентных процедур применяется Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 419-З "О государственных закупках".
1.7. Проверкой установлены нарушения в области ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
1.7.1. В нарушение требований пункта 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" ежедневные остатки денежных средств в кассе Секретариата за 4-7, 11 - 12 апреля и за 28 декабря 2016 года превышали лимит, установленный распоряжением Ответственного секретаря Парламентского Собрания от 4 июля 2014 г. N 023-ОС (1 500,0 тыс. рублей). При этом согласно данным кассовой книги Секретариата за 2016 год в указанные даты в сумме кассовых остатков на конец дня средства на выплату заработной платы не были предусмотрены.
Сумма превышения варьировалась в диапазоне от 34,1 тыс. рублей, или 2,3 % установленного лимита (за 28 декабря 2016 года), до 176,7 тыс. рублей, или 11,8 % лимита (за 4 апреля 2016 года).
1.7.2. В нарушение требований пункта 48 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н)*, в 17 случаях под одним инвентарным номером учтены разные объекты основных средств.
Так, в представленной ведомости остатков основных средств на 31 декабря 2016 года под инвентарным номером 00000015 числятся следующие объекты; "многофункциональное устройство SHARP AR-6023D с автоподатчиком и пьедесталом" балансовой стоимостью 89,5 тыс, рублей (материально ответственное лицо А.С. Атапина); "подставка декор, напольн. (древко + наконеч)" балансовой стоимостью 6,7 тыс. рублей (материально ответственное лицо А.В. Ивонина); "картина (фото Михаила Климентьева)" балансовой стоимостью 5,3 тыс. рублей (материально ответственное лицо А.А. Раннев); "НЧ шнур" балансовой стоимостью 1,4 тыс. рублей (материально ответственное лицо З.Л. Геленидзе).
Инвентарный номер 00005013 присвоен таким объектам основных средств, как: "ноутбук Lenovo IdeaPad G510 i5 4200М15.6 HD6Gb Black" балансовой стоимостью 29,3 тыс. рублей (материально ответственное лицо И.Э. Витвицкая); "кресло Manager LB (черная кожа)" балансовой стоимостью 2,9 тыс. рублей (материально ответственное лицо В.Н. Ковалев).
Инвентарный номер 00000003 присвоен объекту основных средств "МФУ KYOCERA TASKalfa 5550ci 1102LC3NL0 в комплекте" балансовой стоимостью 466,5 тыс. рублей (материально ответственное лицо О.Д. Петровская), а также объектам: "сейф Safetronics NT-39M" балансовой стоимостью 22,4 тыс. рублей (материально ответственное лицо В.В. Иванец); "герб РФ" балансовой стоимостью 27,0 тыс. рублей (материально ответственное лицо А.В. Ивонина); "робот-пылесос LG VRF4041LS" балансовой стоимостью 33,2 тыс. рублей (материально ответственное лицо Н.Л. Самосейко); "счетчик банкнот PRO 85 UM" балансовой стоимостью 17,5 тыс. рублей (материально ответственное лицо В.В. Бортникова) и другие.
1.7.3. В нарушение пункта 134 Инструкции N 107н расходы Секретариата по компенсации должностным лицам стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в общей сумме 1 295,5 тыс. рублей вместо счета 187 "Расчеты по исполнительным и другим документам, прочие расчеты" отражены по счету 172 "Расчеты по специальным видам платежей", на котором согласно Инструкции N 107н учитываются расчеты с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; за содержание воспитанников в школах - интернатах; за питание детей в интернатах при школах; за обучение детей в музыкальных школах и прочих учреждениях; с работниками за питание, получаемое ими по месту работы; с работниками за форменную одежду.
1.7.4. В нарушение требований пункта 8 Инструкции о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений, финансируемых из бюджета Союзного государства в соответствии со сводной бюджетной росписью, утвержденной приказом Постоянного Комитета Союзного государства от 30 августа 2002 г, N 22, в расшифровке дебиторской задолженности, приложенной к объяснительной записке об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства Секретариатом за 2016 год, отсутствует информация о задолженности (в том числе просроченной) Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 8,4 тыс. рублей, учтенной по строке 0240 "Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации (193)" баланса (по форме 1-союз) по состоянию на 1 января 2017 года.
1.7.5. В нарушение раздела 2 "Организация бухгалтерского учета" Учетной политики для целей бухгалтерского учета Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, утвержденной распоряжением Ответственного секретаря Парламентского Собрания от 29 декабря 2015 г. N 058-ОС (далее - Учетная политика), инвентаризация наличных денежных средств за июнь 2016 года, а также инвентаризация расчетов с подотчетными лицами в Секретариате в установленные сроки (один раз в месяц и один раз в три месяца, соответственно) не проводились. При этом инвентаризация расчетов с подотчетными лицами проведена только по состоянию на 1 ноября 2016 года.
1.7.6. В нарушение требований раздела "Основные средства" Порядка учета товарно-материальных ценностей в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (Приложение 4 к Учетной политике) списание объекта "кресло Премьер-экстра мал. кожа (зел.)" (инвентарный номер 00004869) балансовой стоимостью 8,0 тыс. рублей произведено в отсутствие технического заключения компетентного эксперта (организации) - на основании служебной записки консультанта А.В. Ивониной от 13 января 2016 г. б/н на имя Управляющего делами Секретариата С.В. Копотилова (акт о списании от 28 января 2016 г. N 1 утвержден Управляющим делами Секретариата С.В. Копотиловым).
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Согласно пункту 3 распоряжения Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 3 июня 2015 г. N 019-ОС "Об оплате труда и иных выплатах должностным лицам Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" (далее - Распоряжение об оплате труда) премирование по итогам работы может осуществляться за квартал и за год, премирование по итогам работы за 11 месяцев не предусмотрено.
Вместе с тем в соответствии с распоряжением Ответственного секретаря Парламентского Собрания от 30 ноября 2016 г. N 049-ОС "О выплате премии работникам Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России" осуществлено премирование по итогам работы за 11 месяцев 2016 года на общую сумму 1 035,0 тыс. рублей. В представленной к проверке расчетной ведомости за ноябрь 2016 года выплата указанной премии отражена как премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
2.2. Письмом от 31 октября 2016 г. N 04-479/04-02 Счетная палата Российской Федерации информировала Секретариат о том, что Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, утвержденное распоряжением Ответственного секретаря Парламентского Собрания от 16 октября 2015 г. N 039-ОС (далее - Положение о закупках), не в полном объеме отражает установленные законодательствами государств-участников Союзного государства положения о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, отдельные нормы не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения Союзного государства.
Отмечалась недостаточная работа Секретариата по привлечению потенциальных поставщиков, исполнителей к участию в процедурах размещения заказов. Не обеспечивался принцип конкуренции между участниками закупок, что приводит к необоснованному ограничению числа участников при проведении открытых конкурсов.
По результатам рассмотрения обращения Секретариатом подготовлено и направлено в Счетную палату Российской Федерации письмо от 28 ноября 2015 г. N 14-2.1-556 о принятых мерах.
Вместе с тем проверка показала, что Секретариатом изменения и дополнения в Положение о закупках на момент проведения контрольного мероприятия (12 июля 2017 года) не внесены.
Из заключенных в 2016 году 14 договоров удельный вес договоров, заключенных по результатам конкурентных процедур, составил 57,1 % (восемь договоров); с единственным поставщиком - 42,9 % (шесть договоров), что свидетельствует о недостаточной работе Секретариата по привлечению потенциальных поставщиков, исполнителей к участию в процедурах закупок для нужд Секретариата. Необходимо отметить, что победителями в 2015 - 2016 годах являлись одни и те же организации: ООО "Авто Спец Транс", ИП Гулин А.В., ООО "Артавеон-Сервис", ООО "Артавеон" и другие.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Секретариату Парламентского Собрания Союза Беларуси и России надлежит выполнить следующие требования:
1) обеспечить начиная с 2017 года отражение расходов Секретариата по производимым компенсациям стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение должностных лиц Секретариата и членов их семей в соответствии с Порядком распределения расходов по подстатьям классификации Союзного государства, а также начисление и уплату с указанных сумм страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации;
2) внести изменения (дополнения) в Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, утвержденное распоряжением Ответственного секретаря Парламентского Собрания от 16 октября 2015 г. N 039-ОС, в целях урегулирования закупочной деятельности на территории Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством;
3) обеспечить присвоение каждому инвентарному объекту основных средств уникального инвентарного порядкового номера.
Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения, и принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 24 октября 2017 г. N 58К (1203) / 11).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 февраля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Ответственному секретарю Парламентского Собрания Союза Беларуси и России или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
* На территории Российской Федерации Инструкция N 107н утратила силу с 1 октября 2005 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 ноября 2017 г. N ПР 04-276/04-02
Текст представления официально опубликован не был