Представление Счетной палаты РФ от 4 августа 2017 г. N ПР 07-189/07-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных управлениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2015 - 2016 годах и текущем периоде 2017 года" в Управлении Судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Управление).
По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения.
1. В нарушение пункта 4.3 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента и его органов, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. N 82, согласно которому утверждение изменений в бюджетную смету осуществляется ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца квартала, Управлением изменения в бюджетные сметы в 2015 - 2016 годах представлялись для утверждения в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) с нарушением установленного срока.
В результате показатели бюджетных смет Управления не соответствовали на дату их утверждения доведенным лимитам бюджетных обязательств, что является нарушением пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетной кодекс) и абзаца первого пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (далее - Общие требования).
2. В нарушение статьи 221 Бюджетного кодекса, пункта 6 Общих требований Управлением к представленным в проверенный период на утверждение в Судебный департамент бюджетным сметам не прилагались обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
3. В нарушение пунктов 1 приказов Судебного департамента от 12 января 2016 г. N 1 и от 29 декабря 2016 г. N 253 Управление представило в Главное финансово-экономическое управление Судебного департамента годовую отчетность об исполнении федерального бюджета за 2015 год на бумажном носителе с нарушением установленного срока на 32 дня, за 2016 год - с нарушением установленного срока на 5 дней.
4. Выявлены факты, указывающие на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 5 895,6 тыс. рублей, выразившегося в направлении средств федерального бюджета на цели не связанные с целями их предоставления.
4.1. В 2015 - 2016 годах Управлением были заключены государственные контракты (договора) от 25 февраля 2015 г. N 23/03, 15 апреля 2015 г. N 63/03, 21 апреля 2015 г. N 37/04/15, 15 декабря 2015 г. N 1885, 1 ноября 2016 г. N 3073, 17 марта 2016 г. N 065-03/16-ОТ, 5 июля 2016 г. N б/н, 24 мая 2017 г. N б/н (далее - контракты) на оказание образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования и повышению квалификации 8 федеральных государственных гражданских служащих на общую сумму 85,4 тыс. рублей.
Шесть контрактов на общую сумму 41,0 тыс. рублей оплачены по подразделу 0105 "Судебная система" классификации расходов бюджетов по которой подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции, системы федеральных арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей и их аппаратов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, расходы на развитие судебной системы России, а также расходы на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно абзацу 84 пункта 3.2 "Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов" раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации), расходы на оказание услуг по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ подлежат отражению по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" классификации расходов бюджетов.
Два контракта на общую сумму 44,4 тыс. рублей оплачены по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" по целевой статье 90 9 00 00000 "Реализация функций", по которой подлежат отражению расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации функций государственной судебной власти по соответствующим направлениям расходов, вместо целевой статьи 90 5 00 00000 "Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации" по которой подлежат отражению расходы на Судебный департамент, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации.
Таким образом, оплата за счет средств федерального бюджета, выделенных по подразделу 0105 "Судебная система" и по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации", целевой статье 90 9 00 00000 "Реализация функций" расходов на оказание образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих Управления на общую сумму 85,4 тыс. рублей имеет признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенные статей 306.4 Бюджетного кодекса.
4.2. В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 302-12, от 23 апреля 2016 г. N 347-7, от 23 февраля 2017 г. N 228-7 Управлению доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.
Фактически выплата материального стимулирования осуществлялась на основании приказов Управления, предусматривающих премирование федеральных государственных гражданских служащих, а также персонала по охране и обслуживанию зданий и сооружений. На основании расходных расписаний от 13 апреля 2015 г. N 3287, от 12 мая 2016 г. N 6839, от 29 марта 2017 г. N 5700 Управлением за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств выплачено материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим на общую сумму 150 048,3 тыс. рублей, а персоналу по охране и обслуживанию зданий на общую сумму 5 810,2 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования, доведенные Управлению на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, использованы в полном объеме.
Таким образом, оплата расходов на материальное стимулирование персонала по охране и обслуживанию зданий в сумме 5 810,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, содержит признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенные статей 306.4 Бюджетного кодекса.
5. Управлением допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 245,5 тыс. рублей, выразившееся в оплате договоров возмездного оказания работ по составлению локально-сметных расчетов на текущий ремонт зданий, проведению обмерных работ с составлением дефектных ведомостей и локально-сметного расчета на капитальный ремонт зданий (городских) судов Ямало-Ненецком автономного округа, которые должны выполняться в рамках исполнения должностных обязанностей сотрудника Управления федерального государственного гражданского служащего - администратора Шурышкарского районного суда Идрисова Н.К., установленных его должностным регламентом.
Идрисовым Н.К. выполнение работ в рамках исполнения договоров возмездного оказания услуг осуществлялось на Программном комплексе "РИК", относящемся к государственному имуществу, что является нарушением подпункта 8 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", запрещающего использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
6. В нарушение пункта 1 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1629-р, Управлением в проверенный период заключены и оплачены договоры гражданско-правового характера с физическими лицами на охрану зданий судов и Управления на общую сумму 3 092,6 тыс. рублей.
7. В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Управлении отсутствуют первичные учетные документы (договоры и акты), подтверждающие выполнение услуг по договорам гражданско-правового характера на общую сумму 7 146,5 тыс. рублей.
8. В нарушение пункта 29 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240, денежные суммы, причитающиеся адвокатам, участвующим в делах по назначению дознавателя, следователя или суда, в сумме 16 735,0 тыс. рублей перечислены Управлением на текущие счета, открытые физическими лицами в кредитных организациях, вместо (расчетных) счетов адвокатских образований.
9. В ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" выявлены следующие нарушения:
в нарушение части 1 статьи 38 Управление, имея совокупный годовой объем закупок, превышающий сто миллионов рублей, с 16 марта 2016 года осуществляло закупки без создания контрактной службы до 27 декабря 2016 года;
в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 превышение нормативно установленного объема закупок Управления до ста тысяч рублей составило в 2015 году - 13 % или 10 086,4 тыс. рублей, в 2016 году - 2,5 % или 3 840,8 тыс. рублей.
10. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации Управлением не приняты меры по осуществлению государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на помещения общей площадью 58,3 кв. м, расположенные по адресу: г. Лабытнанги, ул. Школьная, д. 34, находящиеся на балансе Управления с 2005 года.
11. В нарушение части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, Управлением в проверенном периоде представлена в пользование по договору найма служебных жилых помещений квартира общей балансовой стоимостью 4 960,0 тыс. рублей без отнесения ее к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
12. В нарушение части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ) сотрудник Управления, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы - администратора Шурышкарского районного суда Идрисов Н.К. не принял меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при принятии результатов выполненных работ у своих родственников (племянницы и жены) в рамках договоров возмездного оказания услуг, заключенных Управлением. На основании актов выполненных работ, принятых Идрисовым Н.К. Управлением выплачено указанным лицам 152,1 тыс. рублей.
13. В нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 должность федеральной государственной гражданской службы - главный специалист отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности Управления, исполнение должностных обязанностей по которой предусматривает хранение и распределение материально-технических ресурсов, не включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, замещение которых влечет за собой размещение сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Управления от 18 декабря 2015 г. N 184/П.
14. В нарушение пункта 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" администратором Шурышкарского районного суда Идрисовым Н.К. не представлены сведения об иных доходах в сумме 30,5 тыс. рублей за 2016 год.
15. В ходе контрольного мероприятия установлено, что в зале судебных заседаний Лабытнангского городского суда площадью 41,1 кв. м, расположенном на 1 этаже здания по адресу: г. Лабытнанги, ул. Школьная, д. 34, оборудована бильярдная комната. При этом Управлением у ПАО "Запсибкомбанк" с 2015 года арендуются помещения площадью 148,5 кв. м, в том числе помещение для зала судебных заседаний площадью 38,4 кв. м, расположенные на 4 этаже этого же здания. В проверенном периоде расходы Управления на аренду помещения для зала судебных заседаний площадью 38,4 кв. м. составили 2 133,3 тыс. рублей (расчетно).
В результате неэффективного использования федерального имущества, выразившегося в организации бильярдной комнаты в служебном помещении (зале судебных заседаний) Лабытнангского городского суда, Управление за счет средств федерального бюджета осуществило расходы на оплату аренды помещения для зала судебных заседаний в сумме 2 133,3 тыс. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Управлению Судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе необходимо выполнить следующие требования:
1. Принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на помещения общей площадью 58,3 кв. м, расположенные по адресу: г. Лабытнанги, ул. Школьная, д. 34, находящиеся на балансе Управления с 2005 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
2. Дополнить Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Управления от 18 декабря 2015 г. N 184/П, должностью федеральной государственной гражданской службы - главный специалист отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности, на которую возложено исполнение обязанностей кассира, предусматривающих хранение и распределение материально-технических ресурсов, в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
3. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
4. Принять меры по устранению выявленных нарушений, а также по устранению причин и условий их совершения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 июля 2017 г. N 44К (1189)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" начальнику Управления или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме до 1 декабря 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 августа 2017 г. N ПР 07-189/07-04
Текст представления официально опубликован не был