Представление Счетной палаты РФ от 5 сентября 2017 г. N ПР 11-195/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" и отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год" в Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС).
1. По результатам установлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение абзаца четвертого пункта 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 (далее - Положение N 294), согласно которому Фондом утверждается форма заявления о перерасчете ранее назначенного пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в субъектах, реализующих пилотный проект, ФСС указанная форма заявления не утверждена.
1.2. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которой заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, доля закупок Фонда у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 году составила 0,2 % совокупного годового объема закупок, вместо установленных 15 %.
1.3. В нарушение подпункта 2 пункта 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152, согласно которому обязательными реквизитами путевого листа, в том числе, является дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, в 88 путевых листах ФСС отсутствуют сведения о проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей.
1.4. В нарушение пункта 4 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила N 193), в соответствии с которым должностные лица осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами, в должностных регламентах ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля сотрудников Фонда обязанность по осуществлению данного контроля отсутствует.
1.5. В нарушение пункта 10 Правил N 193, согласно которому в карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий, в картах внутреннего финансового контроля структурных подразделений ФСС, оформленных в 2016 году, не указан способ проведения контрольных действий.
1.6. В нарушение пункта 22 Правил N 193, согласно которому выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, в журнале внутреннего финансового контроля за 2016 год отдела мониторинга и координации социальных программ департамента социальных программ и сводно-аналитической работы ФСС отсутствуют сведения о причинах рисков возникновения нарушений и недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению.
1.7. В нарушение пункта 42 Правил N 193 План внутреннего контроля и внутреннего аудита региональных отделений ФСС утвержден приказом Фонда от 6 июня 2016 г. N 226, позднее установленного срока (до начала очередного финансового года) на 5 месяцев.
1.8. В нарушение пункта 2.14. Положения о внутреннем финансовом контроле в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Фонда от 22 октября 2015 г. N 435, в соответствии с которым актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год, не позднее 25 декабря текущего года до начала очередного финансового года, карта внутреннего финансового контроля Финансового департамента ФСС утверждена заместителем председателя Фонда 11 января 2016 года, позднее установленного срока на 7 дней.
1.9. В нарушение пункта 12 Правил предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая административные расходы на осуществление указанных полномочий, утвержденных приказом Минтруда России от 24 декабря 2015 г. N 1118н, отчет о расходах территориальных органов ФСС, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты на обеспечение инвалидов TCP, за I квартал 2016 года представлен ФСС в Минтруд России позже установленного срока (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) на 2 месяца, за II квартал 2016 года - на 16 дней.
1.10. В соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 47К (1192) дополнительно проработан вопрос о соблюдении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении Фондом закупки на поставку билетов на елку в Государственный Кремлевский дворец.
В результате анализа информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru), не выявлены сведения об указанной закупке в плане-графике размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, отсутствует информация о направлении Фондом сведений о заключении государственного контракта от 12 декабря 2016 г. N 399 в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками. При этом неразмещение сведений о закупке в плане-графике является нарушением части 11 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, ненаправление сведений о заключении государственного контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Кроме того, установлены следующие недостатки:
2.1. Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 14 декабря 2015 г, N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 363-ФЗ) установлено, что ФСС может осуществлять в устанавливаемом ФСС порядке направление средств на оказание медицинских услуг работникам ФСС и его территориальных органов.
Приказом ФСС от 29 декабря 2015 г. N 639 утвержден порядок направления денежных средств на оказание медицинских услуг работникам ФСС и его территориальных органов в 2016 году, который дублирует положение пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 363-ФЗ.
Положение об организации медицинского обслуживания работников центрального аппарата ФСС, утвержденное приказом ФСС от 26 августа 2014 г. N 21-А (в редакции приказа ФСС от 17 августа 2016 г. N 11-А), устанавливает порядок медицинского обслуживания работников центрального аппарата ФСС.
При этом Фондом порядок медицинского обслуживания работников территориальных органов ФСС не установлен, в связи с чем территориальные органы ФСС порядок медицинского обслуживания сотрудников устанавливают самостоятельно в отсутствие единых подходов к формированию и предоставлению комплекса медицинских услуг, что создает риски неэффективного расходования средств бюджета ФСС.
2.2. Комиссиями по отбору заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита средств резерва страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФСС отклонялись заявки кредитных организаций на основании пункта 19 Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 (далее - Правила N 1396), без указания оснований признания заявок не соответствующими на день проведения их отбора требованиям, установленным пунктами 7 и 8 Правил N 1396, а также без указания нарушений при подготовке заявок положений пунктов 13, 15, 17 и 18 Правил N 1396. Содержание протоколов комиссий по отбору заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита средств резерва страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не позволяет оценить действия ФСС в части обоснованности принятых решений по отклонению заявок.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду социального страхования Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) утвердить форму заявления о пересчете ранее назначенного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в субъектах Российской Федерации, реализующих пилотный проект, предусмотренного пунктом 2 Положения N 294;
2) закрепить в должностных регламентах ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля сотрудников Фонда соответствующие обязанности по осуществлению данного контроля;
3) привести карты внутреннего финансового контроля структурных подразделений Фонда в соответствие с требованиями пункта 10 Правил N 193;
4) провести проверки по выявленным фактам нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ФСС в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 августа 2017 г. N 47К (1192)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Фонда социального страхования Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 декабря 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 сентября 2017 г. N ПР 11-195/11-04
Текст представления официально опубликован не был