Представление Счетной палаты РФ от 20 сентября 2017 г. N ПР 12-202/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году, а также порядка предоставления и распределения субсидий на реализацию указанных мероприятий в 2017 году" на объекте администрация Липецкой области (г. Липецк).
1. Выявлены следующие нарушения.
1.1. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Липецк в нарушение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, в соответствии с которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, разрешение на ввод муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа в 29 микрорайоне города Липецка" от 7 декабря 2016 г. N 48-42 701 000-23-2016 выдано на фактически незавершенный объект капитального строительства:
при наличии дефектов и недостатков строительства, а именно трещины в стяжке чаши бассейна, трещины в стяжке тренажерных залов бассейна, отклонения в помещении тира при устройстве дощатых полов;
работы на сумму 49 123,7 тыс. рублей, предусмотренные проектно-сметной документацией, не приняты и не оплачены;
в ходе посещения школы выявлено, что в бассейне проведены лишь первоначальные работы, имеются протечки потолка в спортзале; оборудование не смонтировано и размещено в складском помещении.
1.2. В нарушение пункта 1 статьи 19 Градостроительного кодекса в 9 из 18 муниципальных образованиях Липецкой области схемы территориального планирования муниципального района не содержат карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района в области образования.
1.3. Администрацией Липецкой области в 2016 году не выполнены обязательства по финансированию расходных обязательств за счет регионального бюджета в соответствии пунктом 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета от 10 июня 2016 г. N 08.G12.24.0031 (далее - Соглашение) согласно которому, объем финансирования за счет средств бюджета Липецкой области составляет 657 044,90 тыс. рублей (53,99 %), объем софинансирования расходов за счет субсидии из федерального бюджета составляет 560 054,90 тыс. рублей (46,01 %).
Так, согласно отчету за 2016 год, представленному Управлением образования и науки Липецкой области в Минобрнауки России (письмо от 20 марта 2017 г. N СК-552), кассовое исполнение по Соглашению составило 768 320,69 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 560 054,90 тыс. рублей (72,89 % общей суммы произведенных расходов), за счет средств консолидированного бюджета Липецкой области - 208 265,79 тыс. рублей (27,11 %), что не соответствует объему финансирования, установленному Соглашением.
Таким образом, субсидия федерального бюджета в размере 206 508,08 тыс. рублей использована администрацией Липецкой области в 2016 году с нарушением условий ее предоставления.
1.4. В нарушение норм, установленных пунктом 4.9 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", согласно которым площадь учебных кабинетов принимается из расчета не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, в Липецкой области, в том числе в муниципальных районах указанная площадь составляет менее 2,5
на 1 обучающегося.
За последние три года отмечается увеличение количества школ/классов, не соответствующих указанным требованиям с 215/2311 в 2014 году до 229/3435 в 2016 году, в 229 общеобразовательных организациях и 3 435 классах.
1.5. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 6.48 Свода норм и правил СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10, (далее - Свод правил) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Распространение Свода правил на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий не исключает обязанность образовательного учреждения принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем несовершеннолетних учащихся.
При этом общеобразовательными организациями Липецкой области не в полной мере соблюдаются требования безопасности школьников:
в 119 школах отсутствует дневная охрана (в них назначен дежурный);
в 43 школах отсутствует кнопка тревожной сигнализации;
в 17 образовательных организациях отсутствует ограждение территории, а также в 230 отсутствует контроль доступа на территории учреждений;
в 113 образовательных организациях отсутствует система внутреннего и внешнего видеонаблюдения. При этом в 28 образовательных организациях имеется только внешнее видеонаблюдение, а в 18 - только внутреннее.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки:
2.1. Государственная программа "Развитие образования Липецкой области", утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. N 534 (далее - госпрограмма "Развитие образования Липецкой области"), сформирована до 2020 года, а не на период 2016 - 2025 годов.
При этом Программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р, предусматривает реализацию мероприятий до 2025 года.
Кроме того критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии, в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий (далее - Правила)* (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 года), является наличие региональной программы, сформированной на период 2016 - 2025 годов.
В целях прохождения отбора региональных программы и получения субсидии необходимо выполнение указанного требования.
2.2. Работы по реконструкции МАОУ СОШ N 59 "Перспектива" г. Липецка осуществлены на основании проектно-сметной документации получившей положительное заключение Государственной экспертизы Липецкой области 8 октября 2014 года N 48-1-5-0167-13, и были завершены августе 2016 года, то есть до подачи заявки Липецкой областью в Минобрнауки России для получения субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат по указанному объекту.
При определении объема затрат на строительно-монтажные работы применены индексы изменения сметной стоимости на 1 квартал 2016 года, утвержденные ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов по Липецкой области в размере 8,81, на прямые затраты - 7,78, материалы - 6,92, механизмы - 6,4.
При этом индекс изменения сметной стоимости на 1 квартал 2016 года, утвержденный письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2016 г. N 4688-ХМ/05, на строительно-монтажные работы по школам для Липецкой области определен на уровне 6,67, в связи с чем сметная стоимость школы должна составить 138 763,7 тыс. рублей.
Таким образом, при определении объема затрат на строительно-монтажные работы применены индексы выше, чем индексы определенные Минстроем России, что привело к удорожанию объекта на 23 696,7 тыс. рублей.
Липецкой областью в целях выполнения условий предоставления и расходования субсидий, установленных подпункта "в" пункта 7 Правил, была разработана новая проектно-сметная документация по реконструкции МАОУ СОШ N 59 "Перспектива", которая получила положительное заключение Государственной экспертизы Липецкой области 8 июля 2016 года и утверждена приказом МКУ "Управления строительства города Липецка" от 15 июля 2016 г. N 121а, а также внесена в реестр типовой проектной документации в соответствии с приказом Минстроя России от 19 января 2017 года N 13/пр.
Стоимость объекта по данной проектно-сметной документации составила - 134 537,7 тыс. рублей.
При этом проектно-сметная документация, внесенная в реестр типовой Минстроя России, не содержит ряда работ и оборудования на сумму 24 471,0 тыс. рублей, которые были произведены при осуществлении реконструкции указанного объекта, на основании ранее разработанной проектно-сметной документации, получившей положительное заключение Государственной экспертизы Липецкой области 8 октября 2014 г. N 48-1-5-0167-13.
Фактический объем принятых и оплаченных работ по объекту составил 175 971,4 тыс. рублей, что выше сметной стоимости по проектной документации, внесенной в реестр типовой проектной документации на 41 433,7 тыс. рублей.
В случае создания мест в общеобразовательных организациях, по новой проектно-сметной документации, внесенной в реестр типовой проектной документации, введенные Липецкой областью 177 мест, могли быть созданы за 134 537,7 тыс. рублей, то есть при более рациональном использовании средств существовала возможность создания еще 54 дополнительных мест.
2.3. Установлены недостатки при планировании размещения образовательных организаций, что влияет на доступность образовательных услуг.
Так, Пятницкий филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Чернава, Измалковского района", в котором обучается 59 человек не соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Согласно акту обследования от 27 апреля 2016 года, проведенному областным государственным унитарным предприятием "Липецкоблтехинвентаризация", физический износ здания школы составляет 65 %.
Перевод учащихся из указанного здания Пятницкого филиала в близлежащую школу (проектная мощность здания 280 мест, численность обучающихся на начало 2015/2016 учебного года 227 человек) не может быть осуществлен в связи с необеспеченной транспортной доступностью.
При этом региональным Планом Липецкой области строительство школ в Измалковском районе не предусмотрено.
Необходимо также отметить, что около 30 % детей, проживающих в южной части северо-западного района г. Грязи, вынуждены добираться до школ, расположенных в центре, на общественном транспорте, поскольку близлежащие общеобразовательные организации перегружены.
2.4. Неоднородное размещение общеобразовательных организаций даже в пределах одного муниципального района приводит к недостатку мест в одних школах и избытку в других общеобразовательных организациях.
Так, в селах муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа Хрущевка" и муниципальное бюджетное образовательное учреждение "гимназия с. Боринское" Липецкого муниципального района обучается 587 и 817 школьников при проектной мощности зданий 460 и 500 мест соответственно (превышение над мощностью составляет 27,6 % и 63,4 %). При этом проектные мощности школ других населенных пунктов Липецкого муниципального района использовались в среднем на 68,5 % (в разрезе школ - от 39,7 % до 93,9 %).
2.5. В отчете о реализации мероприятий Программы, направленном Управлением образования и науки Липецкой области письмом от 20 марта 2017 г. N СК-552 указано, что фактически создано 977 мест в построенном или приобретенном (выкупленном) здании. Вместе с тем 177 мест созданы Липецкой областью путем реконструкции МАОУ СОШ N 59 "Перспектива", а не путем строительства или приобретения здания, в связи с чем указанные места (177 мест) не могут быть учтены при определении фактического значения указанного показателя результативности предоставления субсидии.
Таким образом, фактически в построенном или приобретенном (выкупленном) здании Липецкой области создано 800 мест, в связи с чем плановое значение указанного показателя результативности не выполнено на 100 мест (создано путем строительства или приобретения здания 800 против установленных 900 мест).
В соответствии с пунктом 3.3. соглашения между Минобрнауки России и администрацией Липецкой области от 10 июня 2016 г. N 08G12.24.0031 о предоставлении субсидии из федерального бюджета, в случае, если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по обеспечению достижения установленных значений показателей результативности использования субсидии, и до первой даты предоставления отчетности о достигнутых значениях показателей результативности использования субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктами 16-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999.
2.6. Согласно форме федерального статистического наблюдения N ОО-1 (раздел 2.9 "Сведения о сменности занятий и группах продленного дня") в 2016/2017 учебном году в Липецкой области только во вторую смену обучалось 12 641 школьников.
При этом госпрограммой "Развитие образования Липецкой области" в 2016 - 2020 годах планируется создать всего лишь 4 210 мест, что в 3 раза меньше, чем школьников, обучающихся в настоящее время во вторую смену.
Таким образом, количество мест, создание которых планируется в рамках госпрограммы "Развитие образования Липецкой области" не отражает реальную потребность в местах в общеобразовательных организациях Липецкой области и несет риски не достижения целей Программы в установленные сроки.
2.7. Одним из критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях, установленных в Порядке предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях, на 2016 год, утвержденном постановлением администрации Липецкой области от 11 мая 2016 г. N 209, является наличие доли обучающихся во вторую смену, от общей численности обучающихся, по состоянию на 1 января 2016 года не ниже 12 %.
В результате введения таких ограничений, четыре муниципальных образования Липецкой области (Елецкий, Задонский, Липецкий муниципальные районы и г. Елец), доля обучающихся во вторую смену в общеобразовательных организациях которых составляла на 1 января 2016 года 5,4 %, 2,6 %, 8,8 % и 7,8 % соответственно, не имели возможности принимать участие в Программе.
Установление данного критерия администрацией Липецкой области ограничивает участие муниципальных образований Липецкой области, имеющих потребность в создании новых мест в общеобразовательных организациях, в реализации мероприятий Программы, в связи с чем возникают риски невыполнения целей Программы Липецкой областью.
2.8. В ходе посещения муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 63", где в 2016 году был проведен капитальный ремонт, в результате которого дополнительно создано 150 мест, установлено, что в одном из трех отремонтированных в 2016 году кабинетов имеются следы протечек на потолке, в связи с аварией системы тепло/водоснабжения теплицы, расположенной над данным кабинетом, на полу отсутствуют плинтуса, обои частично отклеены.
Таким образом, дальнейшее использование 25 из 150 дополнительно созданных мест в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 63" требует проведения дополнительных работ и расходов.
2.9. Вновь созданные путем проведения капитального ремонта 607 мест и оптимизационных мероприятий - 148 мест, в основном оснащены оборудованием из имеющихся фондов общеобразовательных организаций и не соответствуют Перечню средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденному приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. N 336.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" администрации Липецкой области надлежит выполнить следующие требования:
1. Принять меры по устранению выявленных дефектов и недостатков строительства, а также обеспечить монтаж неиспользуемого оборудования, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа в 29 микрорайоне города Липецка".
2. Обеспечить исполнение пункта 1 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отображения объектов образования на картах планируемого размещения объектов местного значения, содержащихся в схемах территориального планирования муниципальных районов Липецкой области.
3. Принять меры к обеспечению соблюдения норм, установленных пунктом 4.9 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", в общеобразовательных организациях.
4. Принять меры к обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии со статьей 41 Федерального закона N 273-ФЗ, в том числе требований антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, установленных пунктом 6.48 Свода норм и правил СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
5. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений законодательства, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
6. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, а также по устранению их причин и условий, в том числе в части планирования размещения образовательных организаций предусмотреть реализацию мероприятий, направленных на обеспечение для учащихся села Пятницкое, Измалковского района условий обучения, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учетом обеспечения транспортной доступности.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 8 сентября 2017 г. N 50К (1195)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" главе администрации Липецкой области или лицу, исполняющему обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
* Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 сентября 2017 г. N ПР 12-202/12-04
Текст представления официально опубликован не был