Представление Счетной палаты РФ от 4 июля 2017 г. N ПР 09-173/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2015 - 2016 годах средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных на обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности" в федеральном государственном бюджетном учреждении "Сочинский национальный парк" (далее - Учреждение, ФГБУ Сочинский НП).
По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения.
1. В результате ненадлежащего исполнения функций заказчика по управлению первоочередными мероприятиями и их реализации, возложенных на Учреждение пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 2462-р, предусмотренных в комплексе первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 2462-р (далее - Комплекс первоочередных мероприятий), Учреждением допущены факты осуществления хозяйственной деятельности с признаками нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 18 201,0 тыс. рублей.
Учреждение в рамках Соглашения от 11 декабря 2014 г. N СБ-09-23с/243, заключенного между Минприроды России и ФГБУ Сочинский НП на предоставление субсидии на иные цели на выполнение природоохранных мероприятий "Рекультивация и благоустройство территории дендрологического парка "Южные культуры" (далее - Соглашение) в объеме 120 000,0 тыс. рублей (пункт 22 Комплекса первоочередных мероприятий) заключило с ООО "Альянс Пласт Инвест" (далее - Исполнитель) государственный контракт от 17 марта 2015 г. N 0318100061015000002 на проведение капитального ремонта дендропарка "Южные культуры" в Адлерском районе г. Сочи на сумму 120 000,0 тыс. рублей. Согласно акту приемки работ от 25 декабря 2015 года государственный контракт завершен и оплачен Учреждением в полном объеме.
Проведя анализ положений государственного контракта и актов приемки выполненных работ в ходе контрольного мероприятия было установлено, что часть выполненных работ относится к строительству объектов капитального строительства.
Так, в рамках государственного контракта ФГБУ Сочинский НП кроме работ по благоустройству были оплачены работы по строительству двух сооружений и берегоукреплению прудов N 1 и N 2 на сумму 18 201,0 тыс. рублей, что подтверждено актами приемки выполненных работ от 11 мая 2015 г. N 1, от 3 августа 2015 г. б/н, от 4 августа 2015 г. N 3, от 8 августа 2015 г. б/н, от 5 октября 2015 г. N 4, от 30 ноября 2015 г. N N 22 и 26. В соответствии со строительными нормами и правилами СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 25 сентября 1975 г. N 158 данные работы, не относятся к работам по благоустройству территорий.
Указанные сооружения согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к объектам капитального строительства. В соответствии с пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция объектов капитального строительства должны финансироваться за счет субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности.
Таким образом, в нарушение пункта 1.2. Соглашения ФГБУ Сочинский НП осуществлено использование части субсидии в сумме 18 201,0 тыс. рублей на оплату работ по строительству объектов капитального строительства (сооружений), которые не были предусмотрены условиями ее предоставления, что содержит признаки нецелевого использования субсидии на иные цели.
2. Управление федеральной собственностью осуществлялось Учреждением с нарушением действующего законодательства.
2.1. В нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) Учреждением не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 80 209,96 га (или 38% от общей площади территории национального парка).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату Федерального закона N 122-ФЗ следует читать как "от 21 июля 1997 г."
2.2. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) Учреждением не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 343 объекта недвижимого имущества.
2.3. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", Учреждением не направлены в систему учета территориального органа Росимущества карты сведений для внесения в реестр сведений на имущество по 269 объектам учета.
2.4. Учреждением осуществлено отнесение 11 объектов имущества к категории особо ценного движимого имущества без принятия Минприроды России решения о включении указанных объектов в перечни особо ценного движимого имущества, которые в соответствии с пунктом 12 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" подлежат определению соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (Минприроды России).
3. Ведение бухгалтерского учета осуществлялось ФГБУ Сочинский НП с нарушением требований Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), что повлекло за собой недостоверность бухгалтерской отчетности:
3.1. В нарушение пункта 17 Инструкции N 33н Учреждением в форме бухгалтерской отчетности "Баланс государственного (муниципального) учреждения" (ф. 0503730) за 2015 год в разделе "Нефинансовые активы" в строке 012 (балансовая стоимость особо ценного движимого имущества) отражен недостоверный остаток по счету 010120000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" на начало и конец 2015 года, что повлекло ее искажение на 134,0 тыс. рублей.
3.2. Учреждением в нарушение пункта 381 Инструкции N 157н на счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" не отражена стоимость по 229 земельным участкам, переданным в возмездное пользование по договорам аренды (общая сумма платы за пользование которыми ежегодно составляет 25 619,7 тыс. рублей), что привело к искажению показателей Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (приложение к "Балансу государственного (муниципального) учреждения" (ф. 0503730).
Указанное свидетельствует о недостоверности бухгалтерской отчетности Учреждения за 2016 год и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ.
4. При осуществлении закупок для государственных нужд ФГБУ Сочинский НП допущены нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
4.1. Учреждением при заключении государственного контракта от 17 марта 2015 г. N 021810006101500002 с ООО "Альянс Пласт Инвест" на сумму 120 000,0 тыс. рублей были нарушены требования Закон N 44-ФЗ:
4.1.1. В нарушение части 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ неправомерно выбран способ определения исполнителя, вместо электронного аукциона проведен открытый конкурс.
Так, ФГБУ Сочинский НП осуществлена закупка по коду 45.21.15.160 "Работы общестроительные по ремонту прочих зданий" классификатора "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОК 034-2007 (КПЕС 2002), включенному в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р (утратил силу с 21 марта 2016 года в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р).
4.1.2. В нарушение пункта 25 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ в связи с признанием открытого конкурса несостоявшимся, осуществлена закупка у единственного поставщика без согласования заключения контракта с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
4.1.3. В нарушение части 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ, согласно которой при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона 44-ФЗ, дополнительным соглашением от 17 марта 2015 г. N 1 изменены существенные условия государственного контракта в части авансирования выполненных работ в размере 30% (государственным контрактом аванс предусмотрен не был).
4.1.4. В нарушение части 2 статьи 103 Закона 44-ФЗ в реестр контрактов не направлена информация о заключении, изменении и исполнении государственного контракта.
4.1.5. В нарушение требований пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 3 Порядка предварительного согласования совершения подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденных приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 574, заключение государственного контракта (крупная сделка) было осуществлено Учреждением без предварительного согласования Минприроды России.
4.2. В нарушение пунктов 10 и 15 статьи 21 Закона N 44-ФЗ Учреждение утвердило план-график закупок на 2016 год на 10 дней позже установленного срока (25 января 2016 года), план-график закупок на 2016 год размещен в единой информационной системе в сфере закупок на 35 дней позже установленного срока (3 марта 2016 года).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФГБУ "Сочинский национальный парк" надлежит выполнить следующие требования:
1. Принять меры по оформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 80 209,96 га в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
2. Принять меры по оформлению государственной регистрации права оперативного управления на 343 объекта недвижимого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
3. Обеспечить представление в систему учета территориального органа Росимущества карты сведений для внесения в реестр сведений на имущество по 269 объектам учета в соответствии с пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447.
4. Обеспечить согласование с Минприроды России отнесение 11 объектов движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 12 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
5. Обеспечить направление в территориальный орган Федерального казначейства для включения в Реестр контрактов, заключенных заказчиками, информацию о заключении, изменении и исполнении государственного контракта от 17 марта 2015 г. N 031810006101500002, заключенного Учреждением с ООО "Альянс Пласт Инвест", в соответствии с частью 2 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
7. Принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 июня 2017 г. N 38К (1183)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору ФГБУ "Сочинский национальный парк" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 31 декабря 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.