Представление Счетной палаты РФ от 23 июня 2017 г. N ПР 11-170/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка процедур подачи заявлений застрахованного лица о переходе (досрочном переходе) из негосударственных пенсионных фондов в Пенсионный фонд Российской Федерации, из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды и из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд в электронной форме в совокупности с процедурой заключения договора об обязательном пенсионном страховании за период 2012 - 2016 годов" в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР, Фонд).
1. По результатам установлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта 2 статьи 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) ПФР не утверждена форма извещения НПФ застрахованного лица о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.
1.2. В нарушение пункта 2 статьи 36.7, пункта 2 статьи 36.8 и пункта 2 статьи 36.11 Федерального закона N 75-ФЗ в период с 12 августа 2014 года по 8 июня 2015 года ПФР не утверждались инструкции по заполнению форм заявлений о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ), из НПФ в ПФР и из одного НПФ в другой НПФ.
1.3. В нарушение пункта 2 статьи 36.7, пункта 2 статьи 36.8, пункта 2 статьи 36.8-1 и пункта 2 статьи 36.11 Федерального закона N 75-ФЗ в период с 1 января 2015 года по 8 июня 2015 года ПФР не были утверждены формы заявлений о досрочном переходе и уведомления о замене, а также инструкции по их заполнению.
1.4. В нарушение пункта 3.7 распоряжения Правления ПФР от 14 марта 2013 г. N 80р "Об утверждении плана-графика организации предоставления государственных услуг ПФР по принципу "одного окна" на 2013-2015 гг." соглашения о взаимодействии с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в 8 субъектах Российской Федерации (Камчатском крае, Приморском крае, Костромской, Кемеровской, Томской и Волгоградская областях, г. Москве, Московской области, Ненецком автономном округе) были заключены ПФР позднее установленного срока (не позднее июля 2013 года).
1.5. В нарушение сроков, установленных статьей 36.4 Федерального закона N 75-ФЗ (не позднее 31 марта года, следующего за годом, подачи застрахованным лицом заявления о переходе из НПФ в НПФ), в 2013-2014 годах ПФР рассылка уведомлений застрахованным лицам и НПФ, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании (далее - договор ОПС), а также НПФ, с которым застрахованным лицом договор ОПС прекращен, осуществлялась по итогам переходной кампании 2012 года на основании государственных контрактов, заключенных ПФР с ФГУП "Почта России" от 26 апреля 2013 г. N 51, в сроки с 1 мая по 30 июня 2013 года, по итогам переходной кампании 2013 года - в соответствии с государственным контрактом от 21 ноября 2013 г. N 155 в сроки с 1 июня по 31 октября 2014 года.
1.6. В нарушение пункта 4 статьи 36.4 Федерального закона N 75-ФЗ, согласно которому изменения в единый реестр застрахованных лиц ПФР вносит до 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в НПФ при условии, что НПФ уведомляет ПФР о вновь заключенных договорах ОПС в порядке, установленном статьей 36.2 Федерального закона N 75-ФЗ, ПФР внесены изменения в единый реестр застрахованных лиц по заявлениям о переходе (досрочном переходе) с учетом уведомлений НПФ о вновь заключенных договорах ОПС, представленных в ПФР с нарушением Порядка уведомления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам о вновь заключенных им договорах об обязательном пенсионном страховании, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 ноября 2011 г. N 1355н.
Так, по результатам кампании 2012 года внесены изменения в единый реестр застрахованных лиц по переходу из ПФР в НПФ по 96 договорам ОПС, заключенным в январе-марте 2013 года, по результатам кампании 2013-2014 годов - по 7,97 тыс. договорам ОПС, заключенным в январе-марте 2015 года, по результатам переходной кампании 2015 года - по 1,15 тыс. договорам ОПС, заключенным в январе-марте 2016 года.
Объем средств, перечисленных ПФР в НПФ по этим договорам, составил 573 112,7 тыс. рублей.
Данное нарушение создает риски потери инвестиционного дохода тех застрахованных лиц, у которых в 2016 году истекал пятилетний период формирования пенсионных накоплений у предыдущего страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
2. Кроме того, установлены следующие недостатки:
2.1. ПФР в период 2011-2016 годов не обеспечивалась в полной мере реализация прав застрахованных лиц, предусмотренного пунктом 4 статьи 36.7, пунктом 3 статьи 36.8 и пунктом 3 статьи 36.11 Федерального закона N 75-ФЗ, на подачу заявления о переходе (досрочном переходе) от одного страховщика к другому в форме электронного документа. Возможность подачи таких заявлений в полной мере ПФР была реализована только в 2017 году.
Проверкой установлено, что подача заявлений через единый портал государственных (муниципальных) услуг (далее - ЕПГУ) вызывает трудности, связанные с установкой сертификата ключа проверки электронной подписи застрахованного лица в системное хранилище средствами криптографической защиты информации. Единый алгоритм установки отсутствует, для каждого средства криптографической защиты информации требуется изучение эксплуатационной документации или помощь квалифицированного специалиста. При этом инструкции по действиям пользователя отсутствуют.
2.2. Использование функционала при подаче заявлений через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР (далее - ЛКЗЛ) для застрахованных лиц является достаточно сложным и в ряде случаев технически неисполнимым.
Для подачи заявления данным способом застрахованному лицу требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи и регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации на ЕПГУ.
Установлены факты отклонения ПФР заявлений застрахованных лиц в связи с "некорректностью" их усиленной квалифицированной электронной подписи. При этом валидность и корректность усиленной квалифицированной электронной подписи застрахованного лица подтверждается ЕПГУ.
Вместе с тем застрахованное лицо не получает информацию о причинах отклонения его усиленной квалифицированной электронной подписи даже при наличии квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного аккредитованными удостоверяющими центрами, и не может предпринять действий по устранению ошибки.
2.3. Пунктом 10 статьи 36.5 Федерального закона N 75-ФЗ предусмотрено, что при аннулировании у НПФ лицензии ПФР вносит запись в единый реестр застрахованных лиц с указанием в качестве нового страховщика ПФР.
Проверкой установлено, что в 238 случаях по итогам кампании 2015 года ПФР отказал застрахованным лицам во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в части перехода в НПФ Сбербанка и в НПФ ГАЗФОНД-ПН из НПФ СТРАТЕГИЯ по основанию "заявление не поступало". При этом заявления застрахованных лиц в ПФР поступали, а отказ вынесен ПФР в связи с тем, что лицензия НПФ СТРАТЕГИЯ была аннулирована приказом Банка России от 16 марта 2016 г. N ОД-871, и новым страховщиком автоматически определен ПФР. Некорректная причина отказа связана с недоработкой программного комплекса АИС ПФР-2 при автоматической смене страховщика.
2.4. В ходе проверки установлено, что территориальными органами ПФР в раде случаев договоры обязательного пенсионного страхования неправомерно возвращались в НПФ с отметкой причины о возврате - "нарушение сроков подачи".
Так, в отделение ПФР по Владимирской области уведомлением НПФ электроэнергетики от 29 августа 2012 г. N 15 направлено 22 договора ОПС, из которых 4 договора ОПС от 30 июля 2012 года (N 043-2-43480, N 043-3-43480, 043-34-43KTI, N 043-1-Z141002) возвращены по причине нарушения срока их предоставления (уведомление поступило в отделение ПФР по Владимирской области 31 августа 2012 года, вх. N 7857).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Пенсионному фонду Российской Федерации подлежит выполнить следующие требования:
1) утвердить форму предоставления НПФ застрахованным лицам информации о состоянии их пенсионных счетов накопительной пенсии и информации о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями подпункта 2 статьи 36.2 Федерального закона N 75-ФЗ;
2) провести проверку по фактам выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 8 июня 2017 г, N 36К (1181)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 декабря 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 июня 2017 г. N ПР 11-170/11-04
Текст представления официально опубликован не был