Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 01-158/16-09
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве финансов Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, в Учетной политике Минфина России, действовавшей в 2016 году, не утверждены порядок отражения в учете событий после отчетной даты и порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.
1.2. Нарушение срока утверждения Плана информатизации Минфина России на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (не позднее 15 февраля 2016 года), установленного пунктом 10 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238, составило 92 дня.
1.3. В нарушение пункта 29 (в редакции, действовавшей до 9 июня 2016 года) и пункта 27 (в действующей редакции) Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила), Минфином России заключено 3 государственных контракта в рамках реализации 3 мероприятий, не предусмотренных утвержденным планом информатизации, на сумму 203,8 млн. рублей.
1.4. В нарушение пункта 29 (в редакции, действовавшей до 9 июня 2016 года) Правил Минфином России заключено 16 государственных контрактов на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в период с 1 января по 16 мая 2016 года в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2016 год на общую сумму 960,4 млн. рублей, в том числе на 2016 год - 924,5 млн. рублей.
1.5. В нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1097-р Минфин России не завершил в полном объеме по 1 декабря 2016 года расчеты по неисполненным обязательствам 2015 года по государственным контрактам в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция существующего имущественного комплекса дачного хозяйства "Икша" Министерства финансов Российской Федерации с созданием на его базе Учебно-оздоровительного Центра "Икша" по адресу: Московская область, Мытищинский район, деревня Большая Черная (1 очередь)".
1.6. В нарушение абзаца четвертого пункта 31 Порядка реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588), устанавливающего, что годовой отчет размещается в электронном виде на портале государственных программ, годовой отчет за 2016 год по государственной программе Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445 (далее - ГП-36), на момент проведения контрольного мероприятия (25 апреля 2017 года) в электронном виде на портале государственных программ не размещен.
1.7. В нарушение подпункта "а.2" пункта 47 Порядка N 588 Минфином России не утвержден акт, регламентирующий управление реализацией ГП-36, и государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 (далее - ГП-39).
1.8. В нарушение пункта "30.1" Порядка N 588, устанавливающего, что детальный план-график реализации государственной программы (далее - госпрограмма) утверждается ответственным исполнителем в течение 20 дней после утверждения Правительством Российской Федерации государственной программы, Минфином России детальный план-график реализации ГП-36 на 2015-2017 годы утвержден 15 июня 2016 год, то есть с нарушением установленного срока на 8 дней.
1.9. При составлении отчета о реализации ГП-36 и ГП-39 за 2016 год Минфин России не выполнил требование пункта 85 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, рассчитав оценку эффективности госпрограмм по методикам, не утвержденным Минфином России как ответственным исполнителем госпрограммы.
1.10. Минфином России межбюджетные трансферты в бюджет субъекта Российской Федерации на погашение 13 государственных жилищных сертификатов перечислены с нарушением срока, установленного пунктом 24 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 (один месяц с даты получения документов), до 45 дней.
1.11. В нарушение пункта 1.1.6 Нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 31 мая 2016 г. N 187, Минфином России не выполнено требование приложения N 1 к Методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, в соответствии с которым начальники отделов структурных подразделений федерального государственного органа, относящиеся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "специалисты", обеспечиваются средствами подвижной связи по решению руководителя федерального государственного органа. Соответствующие решения Министром финансов Российской Федерации не принимались. Вместе с тем указанные категории государственных гражданских служащих использовали средства подвижной связи.
1.12. В связи с вступлением в силу с 1 июня 2016 года приказа Минфина России от 31 мая 2016 г. N 187 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений" обеспечение средствами подвижной связи государственных гражданских служащих, занимающих должности референтов, заместителей начальников отделов, ведущих советников, советников, ведущих консультантов, консультантов, главных специалистов-экспертов, ведущих экспертов, не предусмотрено. Вместе с тем ранее предоставленные им средства подвижной связи не были изъяты. В результате в пользовании указанных категорий государственных гражданских служащих в 2016 году находилось 195 абонентских номеров. Сумма необоснованных расходов федерального бюджета составила 2,2 млн. рублей.
1.13. В нарушение пункта 30 Правил отчет о выполнении плана информатизации направлен Минфином России в Минкомсвязь России письмом от 20 апреля 2017 г. N 21-05-08/23910 с нарушением установленного срока (до 15 апреля 2017 года) на 5 дней.
1.14. В нарушение подпунктов "г", "д", "е", "и.1" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, индивидуальные и (или) коллективные формируемые по категориям или группам должностей нормативы количества и цены принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники, средств подвижной связи, планшетных компьютеров, рабочих станций в целях обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации приказом Минфина России от 31 марта 2016 г. N 187 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений" не утверждены.
1.15. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093 (далее - Положение N 1093), отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в отношении государственного контракта от 21 октября 2016 г. N 0173100000116000034-0028491-01 и каждого из трех этапов исполнения государственного контракта от 25 апреля 2016 г. N 01-01-06/21-77 Минфином России в единой информационной системе в сфере закупок не размещен.
1.16. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 3 Положения N 1093 Минфином России несвоевременно размещены в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении государственных контрактов от 14 ноября 2016 г. N 01-01-06/01-249 (акт сдачи-приемки оказанных услуг от 15 декабря 2016 года и экспертное заключение проверки результатов исполнения государственного контракта от 15 декабря 2016 года, отчет размещен Минфином России в единой информационной системе в сфере закупок 14 апреля 2017 года), от 16 февраля 2016 г. N 01-01-06/11-18 (акт об оказании услуг от 31 декабря 2016 г. N 529852/4139, отчет размещен Минфином России в единой информационной системе в сфере закупок 17 апреля 2017 года) и первого этапа по государственному контракту от 1 ноября 2016 г. N 0173100000116000039-0028491-02 (акт приема-передачи исключительных прав на использование программного обеспечения от 20 декабря 2016 г. N 360015442 и акт приема-передачи оборудования от 21 декабря 2016 года, отчет размещен Минфином России в единой информационной системе в сфере закупок 18 апреля 2016 года).
1.17. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Минфином России не приняты меры по взысканию в 2016 году в доход федерального бюджета с акционерного общества "Главный научный инновационный внедренческий центр" за нарушение сроков оказания услуг по государственному контракту от 25 апреля 2016 г. N 01-01-06/21-77 пени в размере 0,1 млн. рублей (расчетно, по состоянию на 31 декабря 2016 года).
1.18. В нарушение подпункта "в" пункта 26 Положения N 1093 в графе "Документ, подтверждающий исполнение" раздела III отчетов об исполнении государственных контрактов от 14 ноября 2016 г. N 01-01-06/01-249, от 1 ноября 2016 г. N 0173100000116000039-0028491-02 и от 16 февраля 2016 г. N 01-01-06/11-18, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, вместо сведений о наименованиях и реквизитах документов, подтверждающих исполнение обязательств по оплате, содержатся реквизиты выставленных исполнителями счетов.
1.19. Минфином России с нарушением сроков, установленных пунктом 11.7 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н (далее - Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи N 187н), вносились изменения в сводную бюджетную роспись. Так, Минфином России с нарушением срока (до 15 марта текущего финансового года) внесены изменения в сводную бюджетную роспись по предложению МЧС России на основании справки от 18 марта 2016 года, по предложению Росреестра - внесены изменения на основании справки от 14 июня 2016 года.
2. В ходе контрольного мероприятия установлены следующие недостатки.
2.1. Главными распорядителями при внесении изменений в сводную бюджетную роспись не соблюдались требования, установленные пунктами 31 и 33 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 г. N 38н, в соответствии с которыми при формировании предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств главный распорядитель формирует и направляет в Минфин России предложения о внесении изменений в обоснования бюджетных ассигнований. В соответствии с требованиями статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфин России обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета соответствия обоснований бюджетных ассигнований установленным требованиям. По состоянию на 1 января 2017 года сумма по обоснованиям бюджетных ассигнований на 2016 год на 5 331,6 млн. рублей, или на 0,04%, меньше показателей, установленных сводной бюджетной росписью с учетом изменений. Отклонения установлены по 14 главным распорядителям средств федерального бюджета (Минпромторг России, Росводресурсы, Минкультуры России, Минобрнауки России, Росрыболовство, Россельхознадзор, Минсельхоз России, Росавтодор, Минэкономразвития России, Роструд, Росреестр, ФАДН России, ФГБУ РФФИ, Минспорт России).
2.2. Справкой от 28 сентября 2016 г. N 1-10-103/0040 Минфином России по коду вида изменения 030 "Изменения, вносимые в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей государственного имущества" вносились изменения в сводную бюджетную роспись по перераспределению бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтрансу России, между подразделами 0408 "Транспорт" и 0113 "Другие общегосударственные вопросы". Применение кода вида изменения 030 при перераспределении бюджетных ассигнований между разделами бюджетной классификации по Минтрансу России представляется недостаточно обоснованным.
2.3. Справками от 18 августа 2016 г. N 1-10-188/0150, N 1-10-188/0151, N 1-10-188/0152 Минфином России по коду вида изменения 030 "Изменения, вносимые в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей государственного имущества" вносились изменения в сводную бюджетную роспись по перераспределению бюджетных ассигнований МВД России между подразделами 0308 "Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", 0311 "Миграционная политика" и 0302 "Органы внутренних дел" в объеме 5 884,7 млн. рублей. Применение кода вида изменения 030 при перераспределении бюджетных ассигнований МВД России между подразделами бюджетной классификации, полученными от ФМС России и ФСКН России, представляется недостаточно обоснованным.
2.4. Структура Минфина России, утвержденная приказом Минфина России от 11 мая 2016 г. N 153 "Об утверждении структуры Министерства финансов Российской Федерации", и штатное расписание Минфина России, утвержденное Министром финансов Российской Федерации, сформированы в основном с учетом рекомендаций, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти".
Однако количество ведущих должностей государственных гражданских служащих установлено в штатном расписаний Минфина России в количестве 745 единиц, что составляет 48,5% общей численности работников центрального аппарата (1 537 единиц) и не соответствует пункту 1 указанного постановления, согласно которому количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10% общей численности работников центрального аппарата.
2.5. Проверка и анализ реализации Минфином России бюджетных полномочий по организации составления и исполнения федерального бюджета в части доходов свидетельствуют о недостаточно качественном прогнозировании и исполнении доходов федерального бюджета.
Частью 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, должны содержаться расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета.
Однако указанных требований к составу материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит.
В материалах к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на 2016 год и о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2016 год отсутствуют расчеты и часть обоснований предлагаемых изменений прогнозных объемов доходов федерального бюджета, а в представляемых расчетах учитываются не все доходы, поступающие в федеральный бюджет в текущем году, что не соответствует принципу полноты отражения доходов в федеральном бюджете, установленному статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В результате в федеральный бюджет (за исключением безвозмездных поступлений и доходов, полученных за рубежом) в 2016 году поступило 7 видов доходов, не учтенных в прогнозе параметров Федерального закона от 22 ноября 2016 г. N 397-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 397-ФЗ), на общую сумму 678,4 млн. рублей, в том числе денежный залог в обеспечение уплаты таможенных платежей - в сумме 675,7 млн. рублей.
В 2016 году по 30 главным администраторам доходов федерального бюджета отрицательные и положительные отклонения поступлений доходов от прогнозных показателей существенны: от недовыполнения на 51,2% (ЦИК России) до перевыполнения в 4,2 раза (Росморречфлот).
2.6. При проверке и анализе реализации Минфином России бюджетных полномочий по формированию государственных заданий и их исполнению подведомственными учреждениями Минфина России установлены факты недостаточного контроля за формированием государственного задания и низкого уровня его выполнения.
В состав планируемого показателя, характеризующего объем работы "Диспансеризация федеральных гражданских служащих", включены федеральные государственные гражданские служащие Минфина России, которые в соответствии с приказом Минфина России от 11 февраля 2016 г. N 50 должны были проходить диспансеризацию в медицинских учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации (в соответствии с прикреплением).
Многочисленные внесения изменений в планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений Минфина России свидетельствуют о низком уровне планирования их деятельности. Так, план финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ "НИФИ" на 2016 года был утвержден 6 раз, последний раз после срока его реализации - 13 февраля 2017 года, ФГБУ "МФК Минфина России" - 4 раза, дважды в декабре 2016 года.
В 2016 году утвержденные государственным заданием ФГБУ "МФК Минфина России" плановые значения не достигнуты по 2 из 3 услуг (работ). Общий уровень выполнения государственного задания ФГБУ "МФК Минфина России" составил только 35,8%.
2.7. В целях реализации подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 по повышению эффективности использования бюджетных средств, пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 г. N ИШ-П13-6793 Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Шуваловым И.И. утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году (от 25 апреля 2016 г. N 2848п-П13).
Во исполнение пункта 3.1 указанного плана мероприятий ("дорожной карты") Минфином России и Федеральным казначейством разработан и утвержден 29 апреля 2016 года Министром финансов Российской Федерации типовой план мероприятий ("дорожная карта") главных распорядителей средств федерального бюджета по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году.
В составе мероприятий пунктом 6 типового плана устанавливалась обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета по утверждению ведомственным актом предельно допустимого уровня просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (размер задолженности, дата возникновения, иные критерии).
На момент окончания проверки (28 апреля 2017 года), изменения по исключению мероприятия из типового плана, размещенного на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике "Документы/Официальные документы", не были внесены, и мероприятие, предусмотренное пунктом 6 типового плана, по установлению обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета по утверждению ведомственным актом предельно допустимого уровня просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (размер задолженности, дата возникновения, иные критерии), из типового плана не исключено.
2.8. Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" установлено, что Минфин России разрабатывает и утверждает методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
В рамках разработки Минфином России методологии определения процентной ставки купонного дохода по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, для целей формирования расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации разрабатывается проект приказа Минфина России "О порядке определения процентной ставки купонного дохода по выпускам облигаций федеральных займов, впервые планируемым к размещению в текущем финансовом году". До настоящего времени данный приказ Минфином России не издан.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации необходимо выполнить следующие требования:
1) обеспечить утверждение в учетной политике Минфина России порядка отражения в учете событий после отчетной даты и порядка признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
2) разместить на портале государственных программ Российской Федерации годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности ГП-36 за 2016 год;
3) утвердить акты, регламентирующие управление реализацией ГП-36 и ГП-39 в соответствии с подпунктом "а.2" пункта 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588;
4) утвердить методики оценки эффективности ГП-36 и ГП-39;
5) принять решения об обеспечении средствами подвижной связи гражданских служащих, замещающих должности начальников отделов в структурных подразделениях федерального государственного органа, относящиеся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "специалисты";
6) утвердить нормативы количества и цены принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники, средств подвижной связи, планшетных компьютеров, рабочих станций в целях обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084;
7) направить требование акционерному обществу "Главный научный инновационный внедренческий центр" об уплате неустойки в связи с нарушением сроков оказания услуг по государственному контракту от 25 апреля 2016 г. N 01-01-06/21-77;
8) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2017 г. N 33К (1178)).
Председатель |
Т.А. Голикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2017 г. N ПР 01-158/16-09
Текст представления официально опубликован не был