Представление Счетной палаты РФ от 10 июля 2017 г. N ПР 09-177/09-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2015 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на организацию и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года" в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет), федеральном государственном бюджетном учреждении "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (далее - ФГБУ "ААНИИ", Институт, Учреждение).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1.1. В нарушение пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Росгидрометом субсидия на реализацию государственного задания была перечислена ФГБУ "ААНИИ" с превышением установленных сумм в размерах 25 %, 50 %, 75 % годового размера субсидии на 27 000,0 тыс. рублей, на 22 120,1 тыс. рублей, на 20 838,5 тыс. рублей в I квартале, I полугодии и за 9 месяцев 2015 года соответственно, но в пределах выделенного объема субсидии.
1.2. В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), в утвержденном Росгидрометом государственном задании ФГБУ "ААНИИ" на 2016 год и 2017 год описание работ дано в приложениях, не предусмотренных указанным положением, что не позволяет в полной мере оценить полноту выполнения государственного задания.
2. Также выявлены следующие недостатки.
2.1. Росгидрометом в соответствии с пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 17 Положения N 671 и пунктом 48 Положения N 640 не осуществлен надлежащий контроль за деятельностью ФГБУ "ААНИИ" и выполнением им государственного задания, вследствие чего Учреждением в проверяемом периоде допущено нарушение пунктов 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов от 30 декабря 2013 г. N 32 (в редакции дополнительного Соглашения N 9 от 9 сентября 2015 г.) и Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 29 января 2016 года N 169-03-004 ФГБУ "ААНИИ", выразившееся в расходовании субсидии на выполнение государственного задания на общую сумму 45 644,7 тыс. рублей на цели, не предусмотренные государственными заданиями.
2.1.1. В 2016 году Институтом за счет субсидий на государственное задание выполнялась работа по подготовке и доведению до потребителей геофизической оперативно-прогностической и аналитической информации Полярного геофизического центра, не предусмотренная ни планом НИОКР Росгидромета, ни государственным заданием.
Объем расходов на выполнение данной работы составил 4 400,0 тыс. рублей (без учета расходов на работы, связанные с инспектированием наблюдательной геофизической сети).
2.1.2. В 2016-2017 годах Институтом осуществлены расходы на содержание аспирантуры.
Государственными заданиями от 25 января 2016 г. N 169-00010-16 ПР и от 16 сентября 2016 г. N 169-00010-16-01 на 2016 год, а также Государственным заданием N 169-00033-17-00 на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденным Росгидрометом 13 января 2017 г., оказание услуги по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) предусмотрено не было. В 2017 году Росгидрометом квоты на обучение по программам послевузовского профессионального образования в аспирантурах до Учреждения не доводились.
При этом по данным бухгалтерской отчетности в 2016 году расходы на содержание аспирантуры (оплата труда преподавателей и стипендия аспирантам) составили 695,8 тыс. рублей, а в январе-феврале 2017 года Учреждением осуществлена выплата стипендии аспирантам в объеме 25,3 тыс. рублей.
2.1.3. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Приказом Росгидромета от 22 декабря 2014 г. N 685 утвержден Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Росгидромет осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка субсидии на иные цели предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Росгидромету, в том числе на приобретение основных средств, за исключением объектов недвижимости и капитальный ремонт имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением или находящегося во владении учреждения на иных законных основаниях.
2.1.3.1. Вместе с тем, в проверяемый период за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ФГБУ "ААНИИ" приобретены основные средства, в том числе жилой двухэтажный комплекс из блок-модулей, снегоболотоход, кран автомобильный, бульдозер колесный с передним отвалом, каток дорожный вибрационный прицепной ДМ-8, установка буровая Вектор ВР-2140, тягач гусеничный снегоходный, адаптированный к работе в Антарктиде, метеогеофизическая станция MAWS110, электроагрегат дизельный, пресс гидравлический стационарный, учтенные как особо ценное движимое имущество (далее - ОЦДИ) на общую сумму 39 945,6 тыс. рублей, из них:
в 2015 г. на сумму 29 801,1 тыс. рублей (для РАЭ - 5 855,5 тыс. рублей, для ВАЭ - 23 945,6 тыс. рублей);
в 2016 г. - 10 144,5 тыс. рублей (для РАЭ - 6 389,8 тыс. рублей, для ВАЭ - 3 754,7 тыс. рублей).
Указанные объекты отражены по счету 101.20 "Основные средства - особо ценное движимое имущество".
Таким образом, расходы на приобретение основных средств на общую сумму 39 945,6 тыс. рублей, должны были быть оплачены за счет субсидий на иные цели, а не за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
2.1.3.2. На основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 10 августа 2016 г. N ЭА-16/37-2 ФГБУ "ААНИИ" заключило с ООО "Неолик" договор от 22 августа 2016 г. N ЭА-16/37 (далее - договор N ЭА-16/37) на сумму 5 038,3 тыс. рублей на выполнение работ по ремонту входного крыльца здания Учреждения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Беринга, д. 38, литер А.
Локальным сметным расчетом N 1-30-715 к документации электронного аукциона ФГБУ "ААНИИ" и техническим заданием к договору N ЭА-16/37 предусмотрено выполнение работ по ремонту входного крыльца, в том числе: демонтаж ступеней стоимостью 40,2 тыс. рублей, и армированной бетонной стяжки 50-100 мм стоимостью 156,5 тыс. рублей, монтаж гранитных ступеней на сумму 50,2 тыс. рублей и гранитных плит площадки на сумму 331,1 тыс. рублей. Указанные виды работ стоимостью 578,0 тыс. рублей относятся к капитальному ремонту и включены в перечень работ, предусмотренных приложением N 8 "Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений" Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 декабря 1973 г. N 279.
Пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
На основании акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 10 ноября 2016 г. N 1 оплата указанных работ произведена за счет субсидии на государственное задание платежным поручением от 15 ноября 2016 г. N 736422.
Таким образом, расходы на выполнение работы по ремонту входного крыльца здания Учреждения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Беринга, д. 38, литер А, на сумму 578,0 тыс. рублей, должны были быть оплачены за счет субсидий на иные цели, а не за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
2.2. Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике в проверяемом периоде характеризовалась выполнением 4-х показателей государственной программы, из которых в связи с оптимизацией расходов федерального бюджета, в том числе предусмотренных на обеспечение деятельности российской антарктической экспедиции, в 2015 и в 2016 годах не достигнуто значение показателя государственной программы, характеризующего количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции.
Кроме того, анализ государственных заданий ФГБУ "ААНИИ" показал, что в 2015 году только 2 из 43 показателей, характеризующих его выполнение, согласуются с показателями государственной программы.
Так, в государственном задании отсутствуют предусмотренные государственной программой показатели, характеризующие количество программ (пунктов) мониторинга и полевых научных проектов, что не позволяет установить степень влияния результатов выполнения государственного задания на достижение целей государственной программы.
В 2016 год ни один из 10 показателей государственного задания не согласуется с показателями государственной программы.
Отсутствие согласования показателей государственных заданий и государственной программы не позволяет установить взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования.
2.3. В ходе проверки выявлен факт искажения в 2016 году ФГБУ "ААНИИ" ведомственной статистической отчетности, утвержденной приказом Росгидромета от 30 октября 2009 г. N 288 "Об утверждении и введении в действие форм ведомственной статистической отчетности и указаний по их заполнению", что повлекло за собой искажение годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, за 2016 год, направленного в Аппарат Правительства Российской Федерации, Минфин России и Минэкономразвития России (письмо от 25 апреля 2017 г. N 05-12-53/11807).
Так, согласно данным первичных документов, подтверждающих отгрузку отходов с территории Антарктики, их общий объем составил 202,7 тонн, то есть на 2,7 тонны больше установленного планом, а в соответствии с данными ведомственного статистического отчета ФГБУ "ААНИИ" (форма ГМ-1), направленного в Росгидромет от 12 января 2017 г. N 15-41, их объем составил 383 тонны, то есть на 180,3 тонны больше фактического и, соответственно, на 183 тонны больше установленного планом.
ФГБУ "ААНИИ" в феврале 2017 года направил в Росгидромет уточненные данные в части объема вывезенных отходов, которые при этом Росгидрометом в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не направлены.
2.4. Объемы субсидий на выполнение государственных заданий, выделяемые Росгидрометом ФГБУ "ААНИИ" в проверяемом периоде, определялись исходя из показателей финансирования предшествующих периодов и планируемых тарифов на коммунальные услуги, что свидетельствует об их недостаточной обоснованности.
2.5. Утвержденные Росгидрометом для ФГБУ "ААНИИ" государственные задания на 2016 - 2017 годы содержат недостаточное количество показателей для оценки результативности работ и эффективности использования выделенных средств на их выполнение.
2.6. Значения показателя государственного задания на 2016 и 2017 год, характеризующего количество мероприятий по научно-методическому обеспечению проведения гидрометеорологических наблюдений, не соответствует Плану инспекций организаций наблюдательной сети научно-исследовательскими учреждениями (далее - План).
Так, в соответствии с Планом на 2016 год предусмотрено проведение 10 инспекций. При этом в государственном задании на 2016 год показатель установлен в количестве 15 инспекций. А в 2017 году в соответствии с Планом на 2017 год предусмотрено проведение 9 инспекций. При этом в государственном задании на 2017 год показатель составляет 19 инспекций.
2.7. Росгидрометом не учтены рекомендации, выработанные ФГБУ "ААНИИ" по результатам выполнения заказанной и принятой Росгидрометом научно-исследовательской работы.
Указанная работа выполнялась с целью разработки комплекса организационных мероприятий для повышения качества и эффективности административно-управленческого процесса в Росгидромете в части разграничения зон ответственности между Северным и Обь-Иртышским УГМС в Ямало-Ненецком автономном округе и Северным и Среднесибирским УГМС на территории Таймырского района Красноярского края и принятой им.
На момент проведения проверки зоны ответственности указанных УГМС не разграничены.
2.8. Требования о проведении ФГБУ "ААНИИ" патентных исследований в порядке, предусмотренном Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения", утвержденным постановлением Росстандарта от 30 января 1996 г. N 40, Росгидрометом не устанавливались.
2.9. В рамках государственного задания ФГБУ "ААНИИ" в проверяемый период завершено выполнение 45 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР). Анализ 30 из 45 технических заданий на основании которых ФГБУ "ААНИИ" выполнялись НИОКР и календарных планов к ним показал, что они не увязаны с соответствующими целями и задачами госпрограммы, что не позволяет оценить целесообразность их выполнения.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному учреждению "Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт" надлежит выполнить следующие требования:
1. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц их допустивших.
2. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 июня 2017 г. N 39К (1184)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 ноября 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 10 июля 2017 г. N ПР 09-177/09-04
Текст представления официально опубликован не был