Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 12-120/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России, Министерство).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Минкультуры России за 2016 год является не достоверной в связи со следующим.
В нарушение Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, нематериальные активы на сумму 70 392,4 тыс. рублей, полученные по результатам научно-исследовательских работ, по которым принято решение о постановке на бухгалтерский учет в соответствии с протоколами заседания комиссии по инвентаризации научно-исследовательских работ Минкультуры России от 14 апреля 2016 года и от 26 октября 2016 года, на балансовом счете 10200000 "Нематериальные активы" не учтены, отражались на счете 10630 "Вложения в иное движимое имущество учреждения".
В нарушение Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, приобретенные неисключительные лицензии на программное обеспечение по сублицензионным договорам на общую сумму 11 518,5 тыс. рублей не постановлены в 2016 году на забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование", отражались на балансовом счете 30230 "Расчеты по поступлению нефинансовых активов".
В нарушение пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ и пункта 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" не проведена (не завершена) инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
1.2. В нарушение пункта 2 приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений", Минкультуры России не установлен порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Министерства.
1.3. В нарушение абзаца 3 пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2016 год" Минкультуры России решение о наличие потребности в межбюджетном трансфертах предоставленных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в 2015 году, и возврат межбюджетных трансфертов в бюджет следующих субъектов Российской Федерации осуществлен в сроки, превышающие 30 рабочих дней со дня поступления средств в федеральный бюджет:
в бюджет Красноярского края - на 11 дней (до 15 марта 2016 года - платежное поручение от 29 марта 2016 г. N 736845 на сумму 80 934,2 тыс. рублей КБК 0801 1 115152 540 "Иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по сохранению объектов культурного наследия в г. Енисейске Красноярского края в рамках подпрограммы "Наследие" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма");
в бюджет Приморского края - на 17 дней (до 3 марта 2016 года - платежное поручение от 30 марта 2016 г. N 740574 на сумму 324 729,4 тыс. рублей, КБК 0801 112 5149 540 "Иные межбюджетные трансферты на государственную поддержку (грант) комплексного развития региональных и муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограммы "Искусство" Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма").
1.4. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила подготовки планов информатизации и отчетов об их исполнении) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 года), и 27 Правил подготовки планов информатизации и отчетов об их исполнении (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) Минкультуры России в 2016 году заключены и оплачены мероприятия по информатизации по 76 государственным контрактам на общую сумму 252 213,7 тыс. рублей без утвержденного Плана информатизации Минкультуры России на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
1.5. В нарушение Графика подготовки и утверждения планов информатизации, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 3 июля 2015 г. N 238, подготовка Минкультуры России Плана информатизации Минкультуры России на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (утвержден приказом Минкультуры России от 4 августа 2016 г. N 1743) осуществлялась с нарушением сроков, в том числе:
по I этапу - на 63 календарных дня;
по II этапу - проект плана Минкультуры России не направлялся;
по III этапу - всего на 36 календарных дней.
1.6. В нарушение пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Китайгородский пер., д. 7, стр. 2, общей площадью 1 903,3 кв. метров фактически переданы Минкультуры России следующим сторонним организациям без оформления в письменном виде договоров:
- Управлению Минкультуры России по Центральному федеральному округу - 489,1 кв. м;
- федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" - 1 728,9 кв. м;
- федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Госфильмофонд России" - 685,3 кв. м.
1.7. В нарушение пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ), приказ Минкультуры России от 26 июля 2016 г. N 1692, которым утверждены Нормативные затраты на обеспечение функций центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, не размещен в Единой информационной системе в сфере закупок.
1.8. В нарушение требований пункта 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ Минкультуры России не направлялись исполнителям требования об уплате неустоек (штрафов, пени) в сумме 583,0 тыс. рублей (расчетно) за ненадлежащее исполнение обязательств по размещению в АИС "Мультимедийный архив отрасли культуры" разработанного цифрового контента по контрактам: от 1 августа 2016 г. N 3634-01-41/06-16; от 17 июня 2016 г. N 3141-01-41/06-16; от 22 сентября 2016 г. N 4433-01-41/06-16; от 9 сентября 2016 г. N 4427-01-41/06-16.
1.9. В нарушение пункта 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пункта 3 Положения о подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, в Единой информационной системе в сфере закупок не размещены отчеты об исполнении следующих контрактов: государственного контракта от 17 июня 2016 г. N 3141-01-41/06-16 (реестровый номер закупки 1770585133116000450), государственного контракта от 1 августа 2016 г. N 3634-01-41/06-16 (реестровый номер закупки 1770585133116000525), государственного контракта от 9 сентября 2016 г. N 4227-01-41/06-16 (реестровый номер закупки 1770585133116000668).
1.10. В нарушение пункта 6.1 Положения о межведомственной комиссии по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденного приказом Минкультуры России от 3 июля 2013 г. N 950, согласно которому Межведомственной комиссии по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, заседания указанной комиссии в 2016 году не проводились.
1.11. В нарушение Федерального плана статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, Минкультуры России, как субъектом официального статистического учета, официальная статистическая информация по показателям социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в установленный срок до 27 февраля не сформирована и пользователям не представлена (не распространена).
1.12. В нарушение подпункта "б" пункта 14 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), Минкультуры России как органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ФГБУК "Государственный академический большой театр", значения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) указанного учреждения не утверждены.
1.13. В нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 22 Положения о формировании государственного задания Минкультуры России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, значения базовых нормативов затрат и корректирующие коэффициенты (отраслевые и территориальные) к базовым нормативам затрат на оказание государственной услуги "Показ кинофильмов", применяемые при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов России" не утверждены.
1.14. В нарушение подпункта 1 пункта 8 Устава ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов России", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 150, Минкультуры России как органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов России" в части формирования и утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам, значения нормативных затрат на оказание государственной услуги ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов России" не утверждены.
1.15. Минкультуры России, как главным распорядителем бюджетных средств, не выполнялись надлежащим образом полномочия по соблюдению получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, предусмотренные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение пункта 3.1.6. соглашения от 1 февраля 2016 г. N 264-0141/10-16 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов культуры государственной собственности Омской области (далее - Соглашение), Минкультуры России не выполнялись обязанности по контролю за исполнением Омской областью условий данного соглашения.
При наличии фактов нарушения Омской областью обязательств, установленных Соглашением (пункт 3.2.8), выразившихся в не обеспечении достижения значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашениями, Минкультуры России не обеспечено приятие мер, по возврату средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета, предусмотренных пунктами 16-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правил N 999).
За 2016 год Омской областью не выполнен по Соглашению показатель "уровень технической готовности объекта капитального строительства" установленный в размере 25,78%, фактическое значение составило - 24,0%.
Согласно пунктам 16 - 18 Правил N 999 (в редакции от 24 декабря 2016 г.) объем средств, подлежащий возврату из бюджета Омской области в федеральный бюджет, в срок до 1 июня 2017 года составляет 96,1 тыс. рублей.
На момент проведения проверки средства в федеральный бюджет не возвращены.
1.16. В нарушение условий предоставления субсидий, установленных подпунктом "д" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 1121, Минкультуры России заключило соглашение от 9 декабря 2016 г. N 6084-01-41/10-16, с Омской областью на сумму 150 000,0 тыс. рублей и предоставило субсидию на софинансирование строительства (реконструкции, в то числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов культуры государственной собственности Омской области в сумме 50 813,5 тыс. рублей при отсутствии утвержденной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы), предусматривающей реализацию мероприятий, на цели которой предоставляется субсидия.
1.17. В нарушение пунктов 5.4. Соглашения о предоставлении и целевом использовании субсидии на производство национального фильма "Сокровища Ермака" от 8 августа 2014 г. N 2820-01-41/03-14 Минкультуры России не направило ООО "Творческо-производственное объединение "РОК" требование об уплате пеней за просрочку (322 дня) выполнения обязательств, установленных Календарно-постановочным планом, в размере 3 010,5 тыс. рублей (расчетно по состоянию на 28 апреля 2017 г., день завершения контрольного мероприятия).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Минкультуры России не обеспечено внесение изменений в Порядок составления сводной бюджетной росписи Минкультуры России, утвержденный распоряжением Минкультуры России от 28 августа 2014 г. N Р-97, пунктом 2 которого предусмотрено, что бюджетная роспись Минкультуры России на текущий финансовый год и на плановый период составляется по форме в соответствии с приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)", в связи с признанием указанного приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н утратившим силу с 1 января 2016 года.
2.2. Минкультуры России не в полной мере учтены при реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма) Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (далее - Методические указания).
2.2.1. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2016 год не содержит данных о конкретных результатах, достигнутых за отчетный год по ожидаемому результату реализации Госпрограммы повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества" (пункт 78).
2.2.2. Планом реализации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы (приложение N 15 к Госпрограмме) не предусмотрены контрольные события в части эффективного управления отраслью туризма и для достижения ожидаемых результатов мероприятий Направления II "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизации отрасли" также не предусмотрены (пункт 31).
2.3. Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ Минкультуры России предусмотрены бюджетные ассигнования на 2016 год по целевой статье расходов 0099998 "Реализация мероприятий федеральной целевой программы" по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в объеме 6 754 457,7 тыс. рублей, из них 1 822,4 тыс. рублей по КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 91.01 "Услуги библиотек и архивов".
В соответствии с результатами электронного аукциона (извещение от 5 сентября 2016 г. N 0173100007716000671) Минкультуры России заключен с ООО "ЭЛЕОС" государственный контракт от 30 сентября 2016 г. N 4724-0141/06-16 по оказанию услуг по проведению комплекса мероприятий по развитию системы сохранности библиотечных фондов на сумму 1 799,9 тыс. рублей (далее - Контракт N 4724-01-41/06-16). Пунктом 2 Технического задания (приложение N 1 к Контракту N 4724-01-41/06-16) установлены сроки оказания услуг - до 20 ноября 2016 года. Согласно Акту сдачи-приемки оказанных услуг от 28 ноября 2016 г. N 456/-06/16 работы выполнены в полном объеме.
Однако оплата услуг в 2016 году произведена не была, Минкультуры России оплатило оказанные услуги по Контракту в сумме 1 799,9 тыс. рублей 23 января 2017 года.
Вместе с тем, в обоснованиях бюджетных ассигнований по КБК 054 0801 1150099998 243 на 2017 год расходы федерального бюджета по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 91.01 "Услуги библиотек и архивов" не предусмотрены.
Предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в части увеличения в 2017 году бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на оплату заключенного Минкультуры России Контракта N 4724-01-41/06-16, подлежавшего к оплате в 2016 году, в объеме 1 799,9 тыс. рублей, в том числе остаток не использованных на начало 2017 года лимитов бюджетных обязательств на исполнение данного контракта по КБК 054 0801 1150099998 243 в объеме 1 480,0 тыс. рублей Минкультуры России в Минфин России не направляло.
2.4. Минкультуры России не произвело окончательный расчет по контракту от 9 сентября 2016 г. N 4227-01-41/06-16 с ФГБНИУ "Государственный институт искусствознания" в установленный срок - 14 декабря 2016 года (платежное поручение от 20 декабря 2016 г. N 432152), что не соответствует пункту 2.3 указанного контракта.
2.5. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2016 год" и подпункта "а" пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" в срок до 1 апреля 2016 года юридическими лицами (Общероссийской общественно-государственной организацией "Российское военно-историческое общество", творческими союзами, организациями кинематографии, некоммерческими организациями, фондом "Российско-польский центр диалога и согласия") неиспользованные остатки целевых средств в объеме в сумме 1 829 021,5 тыс. рублей, сложившиеся по состоянию на 1 января 2016 года на счетах, открытых территориальными органами Федерального казначейства, не перечислены в подразделения Центрального банка Российской Федерации. При этом Минкультурой России как главным распорядителем бюджетных средств не предпринято каких-либо мер по обеспечению возврата указанных средств в федеральный бюджет.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству культуры Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в бюджетную отчетность Минкультуры России в части отражения нематериальных активов и имущества в пользовании с учетом результатов проведенной инвентаризации и представить уточненную форму отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
2. Утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет аппарата Минкультуры России в соответствии с пунктом 2 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.
3. Утвердить значения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов России" и ФГБУК "Государственный академический Большой театр" в соответствии с требованиями Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
4. Направить требование по возврату из бюджета Омской области в федеральный бюджет субсидии, предоставленных на реализацию мероприятий ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)", в срок до 1 июня 2017 года, в связи с не достижением Омской областью планового значения показателя "уровень технической готовности объекта капитального строительства" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Обеспечить представление пользователям (распространение) официальной статистической информации за 2016 год по показателям социально-экономического развития Российской Федерации, определенным указами# Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
6. Провести претензионную работу по взысканию пени и штрафов по контрактам от 1 августа 2016 г. N 3634-01-41/06-16, от 17 июня 2016 г. N 314101-41/06-16, от 22 сентября 2016 г. N 4433-01-41/06-16, от 9 сентября 2016 г. N 4427-01-41/06-16, а также по Соглашению о предоставлении и целевом использовании субсидии на производство национального фильма "Сокровища Ермака" от 8 августа 2014 г. N 2820-01-41/03-14.
7. Внести изменения в Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи Минкультуры России, утвержденный распоряжением Минкультуры России от 28 августа 2014 г. N Р-97, в связи с изданием приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)".
8. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
9. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 мая 2017 г. N 31К (1176)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру культуры Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 июня 2017 г. N ПР 12-120/12-02
Текст представления официально опубликован не был