Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 13-77/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа, по результатам которого выявлены следующие нарушения.
1. В нарушение подпункта "л" пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление N 1456), согласно которому субсидии на осуществление капитальных вложений в целях финансового обеспечения проектных и изыскательских работ, необходимых для строительства, предоставляются в 2016 году, если предоставление этих средств на указанные цели предусматривалось договорами (соглашениями) об их предоставлении, заключенными до 1 января 2016 года, либо федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Минкавказом России заключен договор от 8 декабря 2016 г. N 1 о предоставлении из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации во Внешэкономбанк на увеличение уставного капитала акционерного общества "Корпорация развития Северного Кавказа" (далее - АО "КРСК") в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее - договор N 1), предусматривающий направление субсидии на затраты, связанные с проведением проектных и изыскательских работ, необходимых для строительства, при отсутствии соответствующих федеральных законов, решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 3.2.12 договора N 1).
2. В нарушение подпункта "е" пункта 28 Постановления N 1456 в договоре N 1 и договоре от 23 декабря 2016 г. N 2 о предоставлении из федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации во Внешэкономбанк на увеличение уставного капитала АО "КРСК" в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее - договор N 2) отсутствует право Минкавказа России и уполномоченных органов государственного финансового контроля на проведение в отношении АО "КРСК" проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
3. В нарушение пункта 1 статьи 2 Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Министерством финансов Республики Южная Осетия о порядке оказания финансовой помощи Республике Южная Осетия в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия на 2015 - 2017 годы от 4 февраля 2015 года межправительственная комиссия (далее - МПК) по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия (протокол заседания от 16 декабря 2016 года) приняла решение, а Минкавказ России на основании указанного решения перечислил остатки средств финансовой помощи Минфину Республики Южная Осетия на реализацию мероприятий Инвестиционной программы 2015 - 2017 годов без предоставления документации о приемке выполненных работ по мероприятиям (объектам) в объеме 1 359 398,14 тыс. рублей.
Согласно соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о порядке оказании помощи Республике Южная Осетия в социально-экономическом развитии от 26 августа 2009 года МПК по социально-экономическому сотрудничеству создана в целях выработки предложений по социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия и наблюдения за реализацией проектов оказания помощи Республике в этой области, вследствие чего принятие решений об изменении порядка перечисления финансовой помощи не относится к их компетенции.
4. В нарушение пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке оказания финансовой помощи Республике Абхазия в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015 - 2017 годы от 11 февраля 2015 года МПК по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Абхазия (протокол заседания от 9 декабря 2016 года) приняла решение, а Минкавказ России на основании указанного решения перечислил остатки средств финансовой помощи Минфину Республики Абхазия на реализацию мероприятий Инвестиционной программы 2015 - 2017 годов без предоставления документации о приемке выполненных работ по мероприятиям (объектам) в объеме 188 969,7 тыс. рублей.
Согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о порядке оказании помощи Республике Абхазия в социально-экономическом развитии от 12 августа 2009 года МПК по социально-экономическому сотрудничеству создана в целях выработки предложений по социально-экономическому развитию Республики Абхазия и наблюдения за реализацией проектов оказания помощи Республике в этой области, вследствие чего принятие решений об изменении порядка перечисления финансовой помощи не относится к их компетенции.
5. В нарушение подпункта 1.2 пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке оказания финансовой помощи в целях социально-экономического развития Республики Абхазия от 26 января 2016 года, устанавливающего обязанность Минкавказа России организовать совместно с Росфиннадзором (а впоследствии с Федеральным казначейством) контроль за использованием средств, выделяемых на оказание финансовой помощи, и согласовать график и порядок проведения Росфиннадзором (Федеральным казначейством) контрольных мероприятий за целевым использованием средств финансовой помощи с Минфином Республики Абхазия, Минкавказом России указанные график и порядок проведения контрольных мероприятий не согласованы.
6. В соответствии с Соглашением между Минкавказом России и Правительством Республики Дагестан о предоставлении субсидии в 2016 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016 - 2025 годы" государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года от 15 июля 2016 г. N 3 (далее - Соглашение от 15 июля 2016 г. N 3) из федерального бюджета в бюджет Республики Дагестан предоставлена субсидия на строительство объекта "Строительство набережной города Дербента, Республика Дагестан" (далее - набережная г. Дербента, объект) в размере 406 643,7 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения от 15 июля 2016 г. N 3 Республикой Дагестан приняты обязательства по обеспечению исполнения Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, являющегося приложением N 5 к Соглашению от 15 июля 2016 г. N 3 (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2016 г. N 3/1) (далее - График выполнения мероприятий).
Графиком выполнения мероприятий предусмотрен срок ввода объекта в эксплуатацию в декабре 2016 года.
В случае нарушения Республикой Дагестан обязательства по соблюдению Графика выполнения мероприятий и неустранения указанных нарушений в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, Минкавказ России обязан направить Республике Дагестан требование о возврате субсидии в федеральный бюджет в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999) (пункт 4.1.4 Соглашения от 15 июля 2016 г. N 3, пункт 19 Правил N 999).
По состоянию на 31 декабря отчетного года при фактическом 100-процентном освоении средств федерального бюджета (дебиторская задолженность отсутствует, средства в полном объеме перечислены подрядной организации за выполненные работы, подтвержденные формой КС-2) строительство набережной г. Дербента не завершено. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 26 апреля 2017 года.
В нарушение Соглашения от 15 июля 2016 г. N 3 и Правил N 999 Минкавказом России требование о возврате субсидии в объеме, определенном пунктом 19 Правил N 999, не направлялось.
7. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" (далее - Постановление N 927) требования к закупаемым федеральными государственными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - требования к закупаемым товарам), утверждены приказом Минкавказа России от 11 июля 2016 г. N 112 с нарушением установленных сроков (до 1 января 2016 года).
8. В нарушение требований к закупаемым товарам, утвержденным приказом Минкавказа России от 11 июля 2016 г. N 112, характеристики бытовой техники (холодильники, телевизоры, печь СВЧ), представленные в техническом задании к закупкам с реестровыми номерами N 0195100000816000045, N 0195100000816000053, превышали установленные предельные значения. Кроме того, к закупаемым товарам предъявлялись избыточные требования к функциональным характеристикам приобретаемых товаров, не предусмотренные указанным приказом, например, для телевизора: изогнутая форма экрана с форматом 16:9, разрешение 4К, подсветка светодиодная LED, стереозвук, функция картинка в картинке, таймер сна и другие.
В результате по итогам закупок N 0195100000816000045, N 0195100000816000053 Минкавказом России приобретена бытовая техника на общую сумму 2 493,4 тыс. рублей с избыточными потребительскими свойствами, что не отвечает требованиям статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
9. В нарушение пункта 41 Методики определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, являющейся приложением к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, Минкавказом России нормативные затраты на оплату услуг аренды транспортных средств осуществлены без учета мощности транспортных средств, требования к которой установлены Постановлением N 927 (не более 200 л. с.)
В результате Минкавказом России по итогам закупки с реестровым номером N 0195100000815000059 арендованы 11 автотранспортных средств мощностью двигателя 249 л. с.
10. В нарушение пунктов 2.11, 2.12 Инструкции о порядке использования служебных транспортных средств, утвержденной приказом Минкавказа России от 29 февраля 2016 г. N 27 (далее - Приказ N 27), которой установлен лимит использования автотранспортных средств, выявлены многочисленные случаи использования автотранспортных средств, закрепленных за руководителями структурных подразделений Минкавказа России, советниками и помощниками Министра, сверх предусмотренного лимита (в течение пятидневной рабочей недели не более 13 часов в течение одного рабочего дня), а также превышение лимита использования служебного транспорта по вызову (в течение пятидневной рабочей недели не более 10 часов в течение одного рабочего дня).
В результате допущенных и не принятых во внимание нарушений Порядка N 27 предельный лимит использования служебного автотранспорта за 2016 год был исчерпан по итогам эксплуатации за январь - октябрь 2016 года (99% предусмотренного годового объема), в связи с чем в октябре 2016 года Минкавказом России инициирована дополнительная, не предусмотренная первоначальным графиком, закупка услуг по автотранспортному обслуживанию (N 0195100000816000048). По результатам указанной закупки Минкавказом России заключен аналогичный контракт, предусматривающий аренду 17 автотранспортных средств в период с ноября по декабрь 2016 года, что привело к дополнительным расходам средств федерального бюджета на сумму 5 428,0 тыс. рублей.
Кроме того, выявлены следующие недостатки.
1. Реализация Минкавказом России как ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 (далее - Государственная программа), по итогам 2016 года оценивается как недостаточно эффективная, поскольку при высоком уровне кассового исполнения расходов по Государственной программе (96,6% сводной бюджетной росписи), по значительному объему показателей (индикаторов) плановые значения не достигнуты, из 75 контрольных событий 11 не исполнено.
В нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, годовой отчет в электронном виде на портале государственных программ не размещен.
В годовом отчете не в полной мере представлено описание вклада Государственной программы в достижение показателей, указанных в отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года; отсутствуют обоснования отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты, а также изменений, внесенных Минкавказом России в Государственную программу в 2016 году; оценка эффективности Государственной программы рассчитана в отсутствие утвержденной Минкавказом России методики, что не соответствует пунктам 78, 79, 82, 84, 85 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582.
2. Минкавказом России несвоевременно (с превышением установленного 14-дневного срока) представлены в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом документы для внесения сведений в реестр государственного имущества, приобретенного в отчетном периоде в количестве 6 единиц на общую сумму 26 952,4 тыс. рублей, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500,0 тыс. рублей, что не соответствует пункту 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447.
Кроме того, в составе нежилых помещений административного здания, переданных Минкавказу России в 2015 году в оперативное управление (г. Москва, Трубниковский пер., д. 19), не учтены капитальные вложения на общую сумму 74 556,0 тыс. рублей, осуществленные Минэкономразвития России в период до 2015 года, в связи с имеющимися разногласиями по вопросу приема-передачи указанных активов.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа надлежит выполнить следующие меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем:
1) обеспечить исполнение пункта 4.1.4 Соглашения от 15 июля 2016 г. N 3 в части направления Республике Дагестан требования о возврате из республиканского бюджета Республики Дагестан в федеральный бюджет средств в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 19 Правил N 999;
2) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Минкавказа России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 мая 2017 г. N 28К (1173). В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру Российской Федерации по делам Северного Кавказа или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 13-77/13-02
Текст представления официально опубликован не был