Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 09-94/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. Минприроды России в нарушение пункта 2 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, в соответствии с которым главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, не установило порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, находящихся в ведении казенных учреждений, предусмотренный пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. В нарушение пункта 85 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582, в соответствии с которыми оценка эффективности государственной программы рассчитывается по методике оценки эффективности государственной программы, утвержденной ответственным исполнителем и представленной в составе дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе, Минприроды России не утверждены методики оценки эффективности государственных программ "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы , "Воспроизводство и использование природных ресурсов" и "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы.
1.3. В нарушение пункта 4 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1629-р, согласно которому здание Минприроды России по ул. Большая Грузинская, дом 4/6 подлежит обязательной охране полицией, Минприроды России заключен государственный контракт от 5 февраля 2016 г. N АЧ-09-23Д/131 на сумму 17 496,0 тыс. рублей с ООО Частное охранное предприятие "АХБАРС".
1.4. В ходе проверки были установлены факты, имеющие признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенных статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в сумме 3 800,0 тыс. рублей.
По итогам проведения открытого конкурса 11 ноября 2016 г. Минприроды России заключен договор с ООО "Фирма "Мон-Компани" N АЧ-09-23Д/416 на выполнение работы по разработке проектной документации по объекту "Благоустройство и озеленение территории общего пользования по адресу: ул. Баррикадная, вл. 8, 10 ЦАО города Москвы", стоимость которых составила 4 500,0 тыс. рублей.
Указанный земельный участок был предоставлен Минприроды России в безвозмездное пользование в соответствии с заключенными 27 января 2016 г. между Минприроды России и Департаментом имущественных отношений города Москвы договором безвозмездного пользования земельным участком площадью 1 493 кв. м. N М-01-608791 (N АЧ-07-23Д/4 от 27 января 2016 г.) (сроком на 11 месяцев 28 дней) и договором безвозмездного пользования указанным земельным участком с измененной площадью 1 591 кв. м. от 9 сентября 2016 г. N М-01-609348 (N АЧ-07-23Д/374 от 14 сентября 2016 г.) (сроком 11 месяцев 28 дней).
Земельные участки, необходимые для выполнения Минприроды России полномочий, закрепленных за ним Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (далее - Положение о Минприроды России), предоставлены ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Расходы на содержание указанных земельных участков несет ФГБУ "Дирекция по обслуживанию служебных зданий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации", находящееся в ведении Минприроды России, за счет средств федерального бюджета, предоставленных ему на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
В соответствии с Положением о Минприроды России осуществление содержания и благоустройства территорий общего пользования к его полномочиям не относится.
На момент проведения контрольного мероприятия Минприроды России оплачены работы по разработке проектной документации по указанному объекту в сумме 3 800,0 тыс. рублей.
Таким образом, Минприроды России осуществило расходование средств федерального бюджета в размере 3 800,0 тыс. рублей, предоставленных на общеэкономические вопросы по направлению расходов на финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ по виду расходов "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов", на цели, не соответствующие условиям их получения.
1.5. При осуществлении закупок для государственных нужд Минприроды России допущены нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
1.5.1. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), Минприроды России не были направлены исполнителям государственных контрактов требования об уплате неустоек, пеней, а также требования о взыскании дебиторской задолженности, сформированной в виде текущих авансов по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, реализуемых центральным аппаратом Минприроды России, на общую сумму 16 057,1 тыс. рублей (расчетно):
по государственному контракту от 15 июня 2015 г. N ИВ-15-23/353, заключенному между Минприроды России и АНО НИПИ "Кадастр" на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) по теме: "Разработать систему целевых прогнозных показателей увеличения и поддержания численности важнейших видов охотничьих животных в масштабе охотничьего угодья и масштабе субъекта Российской Федерации", на сумму 10 916,3 тыс. рублей (расчетно);
по государственному контракту от 1 мая 2016 г. N ИВ-16-23/323, заключенному между Минприроды России и ФБУ "СПбНИИЛХ" на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) в области лесных ресурсов по теме: "Научные исследования в области эффективности мер пожарной безопасности в лесах и подготовка научно обоснованных предложений по мерам пожарной безопасности и противопожарному устройству лесов для лесных районов Российской Федерации", на сумму 5 140,8 тыс. рублей (расчетно).
1.5.2. В нарушение подпункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым в случае признания конкурса несостоявшимся закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при условии согласования заключения контракта с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, Минприроды России не осуществлено согласование заключения контракта от 5 февраля 2016 г. N АЧ-09-23Д/131 на сумму 17 496,0 тыс. рублей на охрану здания Минприроды России, расположенного по адресу: Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6, с единственным исполнителем ООО ЧОП "АХБАРС" в результате признания конкурса несостоявшимся.
1.6. Прохождение диспансеризации государственных гражданских служащих центрального аппарата Минприроды России в 2016 году осуществлялось в ФГБУ "Федеральный клинический центр высоких технологий Федерального медико-биологического агентства" на основании государственного контракта от 27 сентября 2016 г. N АЧ-09-23Д/382.
В нарушение подпункта "5" пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Акте о выполненных работах от 28 ноября N б/н по государственному контракту от 27 сентября 2016 г. N АЧ-09-23Д/382 отсутствует величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения (количество государственных гражданских служащих центрального аппарата Минприроды России, прошедших диспансеризацию).
1.7. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в 2016 году Минприроды России приняты бюджетные обязательства на 2017 год в отсутствии доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных ассигнований на 2017 год по КБК 051 0401 9990090059 611 в размере 52 153,5 тыс. рублей, при подписании дополнительного соглашения от 31 октября 2016 г. N СБ-09-23С/128-2 с ФГБУ "Дирекция по обслуживанию служебных зданий Минприроды России и подведомственных организаций" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
1.8. В нарушение пунктов 4 и 5 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), в соответствии с которым государственное задание формируется в форме электронного документа в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, государственное задание на 2016 год 148 учреждениям (97% от общего числа), в форме электронного документа своевременно не сформировано и не утверждено в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
1.9. В нарушение части 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пункта 5 Положения о формировании государственного задания, в соответствии с которыми государственное задание формируется в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, Минприроды России не формировались и не утверждались в системе Электронный бюджет в 2016 году государственные задания для следующих подведомственных учреждений: ФГБУ "Государственный заповедник "Денежкин Камень", ФГБУ "Висимский государственный заповедник" и ФГБУ "Государственный заповедник "Воронинский".
1.10. В нарушение пункта 46 Положения о формировании государственного задания, в соответствии с которым перечисление платежа, завершающего выплату субсидии в IV квартале должно осуществляться после предоставления федеральным бюджетным учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания в части показателей объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год в срок, установленный в государственном задании органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Минприроды России перечислило 130 подведомственным учреждениям субсидии на выполнение государственного задания в IV квартале 2016 года на общую сумму 1 507 657,5 тыс. рублей до предоставления ими предварительного отчета о выполнении государственного задания в части показателей объема выполнения государственных работ за 9 месяцев 2016 года.
1.11. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), согласно которому финансированию за счет средств бюджетов подлежат мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, Минприроды России в 2016 году были заключены и оплачены 11 государственных контрактов на реализацию мероприятий по информатизации на общую сумму 3 100,0 тыс. рублей в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2016 год.
1.12. В нарушение пункта 41 Положения о формировании государственного задания и части 3 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми уменьшение органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания, Минприроды России при уменьшении размера субсидии на выполнение государственного задания ФГБУ "Центр развития ВХК" (Дополнительное соглашение от 30 июля 2016 г. N СБ-09-23С/275-1), государственное задание на выполнение государственных работ ФГБУ "Центр развития ВХК" не было изменено.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минприроды России необходимо выполнить следующие требования:
1) утвердить порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Минприроды России;
2) утвердить методики оценки эффективности государственных программ, по которым Минприроды России является ответственным исполнителем;
3) провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения;
4) принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 г. N 27К (1172).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 09-94/09-05
Текст представления официально опубликован не был