Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 09-87/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение запрета, установленного абзацем 2 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Рослесхоз осуществлял распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Рослесхозом как главным распорядителем бюджетных средств перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не утвержден.
1.2. В нарушение пункта 18 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, Рослесхозом порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя, а также бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств распорядителя средств федерального бюджета не установлен.
1.3. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", согласно которому федеральным органам исполнительной власти поручено утвердить в 3-месячный срок правовой акт об обеспечении размещения сведений в системе учета информационных систем, указанный правовой акт Рослесхозом не утвержден.
1.4. Утвержденный приказом Рослесхоза от 22 декабря 2010 г. N 501 Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, подведомственных Рослесхозу, устарел и не содержит изменений, предусмотренных Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (с изменениями от 30 сентября 2016 г. N 168н), в том числе касающихся утверждения сметы учреждения не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
1.5. Положения Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Федеральному агентству лесного хозяйства, утвержденного приказом Рослесхоза от 10 декабря 2010 г. N 477, устарели и не соответствуют положениям Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н (с изменениями от 29 августа 2016 г. N 142н), в частности не предусматривают необходимость формирования в табличной части планов финансово-хозяйственной деятельности следующих таблиц: Таблицы 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)", Таблицы 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)", Таблицы 4 "Справочная информация".
В нарушение пункта 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н, а также требований подпункта "7" пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", согласно которому план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения составляется и утверждается в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения, Рослесхозом указанный порядок не разработан.
1.6. В нарушение пунктов 38, 39, 41 и 55 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в 2016 году Рослесхозом составление, утверждение и ведение плана внутреннего финансового аудита, который не содержал тем аудиторских проверок, осуществлялось в отсутствии утвержденного порядка, годовая отчетность о результатах осуществления в 2016 году в Рослесхозе внутреннего финансового аудита не составлялась.
1.7. В нарушение пункта 8(1) Положения о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62, в течение 90 календарных дней со дня размещения единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС учета древесины и сделок с ней) в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (27 апреля 2016 г.) государственная регистрация ЕГАИС учета древесины и сделок с ней Рослесхозом осуществлена не была, что также не соответствует положениям пункта 1 статьи 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается при условии регистрации такого права.
1.8. В нарушение пункта 27 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, ФГБУ "Рослесинфорг" не оформлены первичные учетные документы и не переданы затраты балансодержателю - Рослесхозу по развитию функционала (модернизации) ЕГАИС учета древесины и сделок с ней на сумму 157,9 млн. рублей после окончания предусмотренных договором объемов работ (22 декабря 2016 г.).
1.9. В ходе проверки ФБУ "Рослесозащита" установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету объектов безвозмездно переданных от Рослесхоза основных средств искажена бухгалтерская отчетность в форме 0503721 "Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения" на общую сумму 198 890,1 тыс. рублей.
1.10. В нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", согласно которому главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо было обеспечить в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств распределение и доведение в установленном порядке до подведомственных получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг - не позднее первых 30 рабочих дней 2016 года, Рослесхозом в установленный срок не были распределены лимиты бюджетных обязательств в сумме 16 653,65 тыс. рублей: по ВР 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" (КБК 053 0411 29402 90059) в размере 763,79 тыс. рублей, по ВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (КБК 053 0407 2940390019) в размере 7 360,52 тыс. рублей, а также по ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (КБК 053 0407 2940390019) в размере 8 529,34 тыс. рублей.
1.11. В нарушение пункта 5.9 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н, согласно которому показатели прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год по состоянию на первое число текущего месяца должны соответствовать показателям сводной бюджетной росписи федерального бюджета на текущий финансовый год по состоянию на первое число текущего месяца (за исключением некассовых операций) и не превышать предельные объемы финансирования расходов федерального бюджета на соответствующий месяц (квартал) в случае их доведения до участников процесса прогнозирования, в прогнозе кассовых выплат по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год по состоянию на 1 марта 2016 года предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме на 1 474 163,4 тыс. рублей больше, чем предусмотрено в сводной бюджетной росписи; в прогнозе кассовых выплат по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год по состоянию на 1 февраля, 1 мая и 1 августа 2016 года превышен прогноз кассовых выплат над предельным объемом финансирования расходов федерального бюджета на 1 442 891,4 тыс. рублей, 491 493,8 тыс. рублей и 5 316,4 тыс. рублей, соответственно.
1.12. В нарушение пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, а также пункта 3.1. Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, подведомственных Рослесхозу, утвержденного приказом от 22 декабря 2010 г. N 501, Рослесхозом, его территориальными органами и подведомственными казенными учреждениями (за исключением Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу и федерального казенного учреждения "Центррезерв") ведение бюджетных смет на 2016 год (внесение в них изменений) осуществлялось путем их переутверждения, т.е. не по форме, установленной указанными правовыми актами.
1.13. В нарушение положений пункта 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, пункта 3.1. Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, подведомственных Рослесхозу, утвержденного приказом от 22 декабря 2010 г. N 501, согласно которому ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению объемов лимитов бюджетных обязательств, утвержденная заместителем руководителя Рослесхоза смета Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на 2016 год не содержит изменений в связи с изменением 21 декабря 2016 года лимитов бюджетных обязательств в части распределения сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а смета Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу от 14 ноября 2016 года составлена до доведения лимитов бюджетных обязательств (16 ноября 2016 года).
В результате в нарушение пункта 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, показатели уточненной бюджетной сметы на 2016 год Департамента лесного хозяйства по Уральского федерального округа не соответствуют доведенным лимитам бюджетных обязательств.
1.14. В нарушение абзаца "в" пункта 21 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих", в соответствии с которыми расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно воздушным транспортом возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, для гражданских служащих, замещающих главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, по тарифу экономического класса, заместителю начальника отдела Управления защиты и охраны лесов (ведущая группа должностей) согласно авансовому отчету от 10 марта 2016 г. N 59 оплачен проезд к месту командировки воздушным транспортом по тарифу бизнес-класса в сумме 41,0 тыс. рублей.
1.15. В ходе проверки установлены нарушения Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении Федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения":
в нарушение пункта 4, согласно которому к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители, и пункта 22, согласно которому норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи на семью из 3 и более человек, сотруднице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу на основании приказа Рослесхоза от 21 июля 2016 г. N 525 предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в сумме 1 978,4 тыс. рублей (платежное поручение от 28 декабря 2016 г. N 465556) из расчета норматива общей площади жилого помещения на 4 человек в размере 72 кв. м., несмотря на то, что она проживает совместно только с 2 членами семьи (супругом и сыном), о чем свидетельствуют копия протокола заседания подкомиссии для рассмотрения вопросов предоставления гражданским служащим Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округа субсидии на приобретение жилого помещения от 26 мая 2016 г. N 10 по вопросу рассмотрения заявления и документов, представленных для получения субсидии на приобретение жилого помещения, а также письмо Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в комиссию для рассмотрения вопросов предоставления гражданским служащим Рослесхоза единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 2 июня 2016 г. N 01-31/1393. В результате размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, рассчитываемый в соответствии с положениями пункта 26 Правил предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, превышен Рослесхозом на 1 510,9 тыс. рублей;
в нарушение пункта 27 расчет объема субсидии на приобретение сотруднице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу жилого помещения осуществлен без учета того, что ей на праве собственности согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты на недвижимого имущества, выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" принадлежит 9/37 квартиры, площадью 54,5 кв. м (13,3 кв. м.), в результате чего расчетный размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения увеличен Рослесхозом на 1 781,8 тыс. рублей (расчет субсидии произведен на сумму 6 082,2 тыс. рублей, а должен был - на сумму 4 300,4 тыс. рублей). При этом фактически принято решение о предоставлении субсидии на сумму 4 207,9 тыс. рублей.
1.16. Рослесхозом в 2016 году субвенции из нераспределенного резерва в сумме 35 000,0 тыс. рублей выделены с нарушением требований пункта 7.3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837, а также пункта 1 приказа Рослесхоза от 16 мая 2011 г. N 176 "Об утверждении перечня документов, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обосновывающих размер запрашиваемых средств нераспределенного резерва при недостаточности субвенций у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений", в том числе:
Чеченской Республике - 30 000,0 тыс. рублей при отсутствии в заявке информации о необходимости проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций, из-за того что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году, а также приложения к заявке в виде сводной ведомости поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования санитарно-оздоровительных мероприятий, расчета затрат на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий;
Республике Карелия - 5 000,0 тыс. рублей при полном отсутствии документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств.
1.17. Государственные задания подведомственным Рослесхозу учреждениям на 2016 год утверждены с нарушением сроков, установленных пунктом 5 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), на 2 - 14 дней.
1.18. Государственное задание ФБУ "Авиалесоохрана" в части государственной услуги "Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ повышения квалификации рабочих и служащих", а также государственные задания, предусмотренные для 4 учреждений ФБУ "Учебно-методический центр", ФБУ "Рослесозащита", ФБУ "Рослесинфорг", ФБУ "Авиалесоохрана" в части государственной работы "Административное обеспечение деятельности организаций", не соответствуют основным видам деятельности, предусмотренным их учредительными документами, что нарушает требования пункта 2 Положения о формировании государственного задания.
Вместе с тем такое наименование работ, как "Административное обеспечение деятельности организаций" не раскрывает содержание выполняемых учреждениями государственных работ, и не позволяет оценить степень их выполнения. Государственными заданиями на выполнение указанной работы установлены показатели объема "Количество отчетов, составленных по результатам работы", которые не отражают ни количественную, ни качественную характеристику работ.
1.19. В нарушение пункта 45 Положения о формировании государственного задания доведение субсидий на выполнение государственного задания в 2016 году 9 федеральным бюджетным учреждениям осуществлено Рослесхозом с нарушением сроков, установленных графиками в соглашениях о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на 1 - 81 день на сумму 1 013 351,9 тыс. рублей.
1.20. В 2016 году Рослесхозом до подведомственного учреждения ФБУ "Рослесозащита" доведено государственное задание по выполнению государственной работы "Выполнение работ по лесному семеноводству" (формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений) в объеме 15 142,0 кг. На основании распоряжения Рослесхоза от 28 марта 2016 г. N 3-р из федерального фонда семян лесных растений были отпущены семена сосны кедровой корейской Департаменту лесного хозяйства Приморского края в объеме 3000,0 кг, в связи с чем подлежащий хранению федеральный фонд семян сократился на 19,8%. Однако в нарушение абзаца 2 пункта 6 Положения о формировании государственного задания новое государственное задание в связи с изменением показателей государственного задания Рослесхозом не сформировано.
1.21. При внесении изменений в устав подведомственного ФБУ "Рослесозащита" в части исключения основного вида деятельности "радиационный мониторинг лесов, расположенных на землях лесного фонда", выполняемого за счет субсидии на выполнение государственного задания (приказ Рослесхоза от 30 сентября 2016 г. N 410), в нарушение пункта 2 и абзаца 2 пункта 6 Положения о формировании государственного задания, согласно которым государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения, и в случае внесения изменений в показатели государственного задания формируется новое государственное задание, Рослесхозом изменения в государственное задание в связи с изменением основных видов деятельности учреждения и показателей государственного задания внесены не были.
1.22. Двум подведомственным Рослесхозу федеральным автономным учреждениям "Всероссийский институт повышения квалификации лесного хозяйства" и "Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока" в 2016 году государственное задание не доводилось, бюджетные ассигнования в форме субсидии на выполнение государственного задания не предоставлялись, что не соответствует пункту 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частям 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и Положению о формировании государственного задания.
1.23. Рослесхоз является Исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств по части А Проекта "Реформирования лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" (далее - часть А Проекта), реализуемого в рамках исполнения Соглашения о займе от 8 июля 2013 г. N 8197-RU) между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития.
В нарушение требований пункта 21 Порядка работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2005 г. N 43 (далее - Порядок работы с проектами), и пункта 5.3.2 Договора поручения от 15 октября N 01-01-06/17-356 между Рослесхозом, Минфином России и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (далее - ФРП) План реализации Проекта и План закупок товаров, работ и услуг в рамках Проекта, а также отчеты об их выполнении не были согласованы Рослесхозом с Минэкономразвития России и Минфином России.
Остатки денежных средств по результатам реализации части А Проекта составили 618 907,5 тыс. рублей и увеличились в 20,5 раза.
Мероприятия Компонентов 1 и 2 части А Проекта не реализованы Рослесхозом в сроки, предусмотренные Планом-графиком реализации Проекта, что повлекло недостижение планируемых результатов.
В нарушение пункта 23 Порядка работы с проектами и пункта 3 совместного приказа Минэкономразвития России и Минфина России от 26 сентября 2014 г. N 614/105н "Об утверждении форм и сроков предоставления отчетов о ходе выполнения плана подготовки проекта и мероприятий по реализации проекта, осуществляемого Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций" Рослесхозом не представлены в Минэкономразвития России отчеты о ходе реализации проекта за 1-3 кварталы 2016 года (приложение N 3). Остальные формы представлены с нарушением установленного срока на 30 - 60 дней.
В нарушение требований статьи 27 Общих условий контрактов от 8 августа 2014 г. N FFRP/A/ICB-66 и N FFRP/A/ICB-68, согласно которым, если поставщик не сможет поставить товары к дате поставки, покупатель может вычесть из цены контракта в качестве неустойки 1% от цены контракта в неделю, Рослесхозом не применялась неустойка к поставщикам ООО НПФ "Фотон-ЛТ" и ЗАО "Техним-торг", которые не обеспечили своевременную поставку оборудования ФБУ "Рослесозащита".
1.24. В нарушение положений пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", согласно которым финансированию за счет средств бюджетов подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, в 2016 году Рослесхозом заключены государственные контракты на реализацию мероприятий по информатизации при отсутствии утвержденного плана информатизации и оплачены на сумму 9 803,1 тыс. рублей.
1.25. В ходе контрольного мероприятия выявлен факт, указывающий на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Рослесхозом заключен договор N НК-01-22/39д от 31 октября 2016 г. с государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации" в целях оказания образовательных услуг по повышению квалификации 1 федерального гражданского служащего на сумму 45,0 тыс. рублей.
Рослесхозом на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг по государственному договору на оказание образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих от 18 ноября 2016 г. и счета на оплату N 0004977 от 18 ноября 2016 г. произведены расходы на оплату услуг образовательного учреждения по повышению квалификации в размере 45,0 тыс. рублей по КБК по Рз 04, ПР 07 "Лесное хозяйство", ЦСР 2940390019 "Основное мероприятие "Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества"/ Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (платежное поручение от 2 декабря 2016 г. N 383067).
Рослесхозом также в 2016 году заключен государственный контракт от 2 ноября 2016 г. N НК-19/14к с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" в целях оказания образовательных услуг по повышению квалификации 1 федерального гражданского служащего на сумму 14,5 тыс. рублей.
Рослесхозом на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг по государственному контракту на оказание образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих от 25 ноября 2016 г. и счета на оплату N 90001139 от 25 ноября 2016 г. произведены расходы на оплату услуг образовательного учреждения по повышению квалификации в размере 14,5 тыс. рублей по Рз 04, ПР 07 "Лесное хозяйство", ЦСР 2940390019 "Основное мероприятие "Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества" / Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (платежное поручение от 2 декабря 2016 г. N 383068).
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, по подразделу 0407 "Лесное хозяйство" подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, учреждений, осуществляющих ведение лесного хозяйства, а также расходы на мероприятия в области лесного хозяйства.
Между тем в соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, расходы на образование в организациях дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации подлежат отражению по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации".
Согласно требованиям пункта 10 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474, организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, определено, что расходы на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих отражаются по целевой статье 92040 "Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих".
Таким образом, оплата услуг на оказание в рамках договора и контракта образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих по КБК по Рз 04, ПР 07 "Лесное хозяйство", ЦСР 2940390019 "Основное мероприятие "Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества"/ Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" на сумму 59,5 тыс. рублей имеет признаки нецелевого использования средств федерального бюджета, определенные статей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки:
2.1. Рослесхозом и подведомственными администраторами не выполнялись надлежащим образом полномочия по обеспечению контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Недоимка по платежам в федеральный бюджет (разница между установленной на соответствующий период суммой платежей за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы, по заключенным договорам и фактическим поступлением платежей) за отчетный период увеличилась на 185 826,4 тыс. рублей (или 4,0%) и составила 4 869 966,0 тыс. рублей.
2.2. Рослесхоз в проверяемый период неэффективно осуществлял полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций (в том числе имущества подведомственных учреждений), закрепленные пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, в том числе функции по контролю за использованием имущественного комплекса.
По состоянию на 1 января 2017 года территориальными органами и подведомственными учреждениями Рослесхоза в нарушение Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, в реестр федерального имущества не направлены сведения в отношении 143 (28,8%) объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), 442 (42,7%) объектов движимого имущества, первоначальная стоимость которого равна или превышает 500 тыс. рублей, 45 (33,6%) земельных участков, что свидетельствует о недостаточной организации ведомственного контроля со стороны Рослесхоза.
2.3. По лицензионному договору от 12 мая 2016 г. N ИВ-02-22/23д Рослесхоз (лицензиар) предоставил ФГБУ "Рослесинфорг" (лицензиату) право использования программного обеспечения программы для ЭВМ ЕГАИС учета древесины и сделок с ней на условиях простой (неисключительной) лицензии на территории Российской Федерации, согласно которой учреждение обязуется использовать ЕГАИС исключительно в части инсталляции/деинсталляции, запуска, мониторинга работоспособности, резервного копирования и архивирования ЕГАИС, хранения копий и архивов, создания среды для проведения тестирования ЕГАИС, осуществления поддержки пользователей с целью обеспечения работ по учету древесины и сделок с ней, а также по согласованию с Рослесхозом осуществлять сопровождение ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, в том числе модификацию, модернизацию, коррекцию ошибок ЕГАИС учета древесины и сделок с ней с целью обеспечения и совершенствования работ по учету древесины и сделок с ней.
В соответствии с уставом ФГБУ "Рослесинфорг" одним из основных видов деятельности учреждения, осуществление которых должно финансироваться за счет субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания, является создание, развитие, модернизация и эксплуатация информационных (автоматизированных систем).
Структурой ФГБУ "Рослесинфорг" предусмотрено два подразделения численностью 83 штатные единицы, которые в соответствии с должностными обязанностями, в том числе выполняют работы по проектированию, разработке, внедрению и ведению прикладного программного обеспечения, автоматизированных информационных систем, баз данных и хранилищ данных.
Однако Рослесхозом государственное задание на 2016 год и соответствующее финансовое обеспечение на выполнение работ по сопровождению и эксплуатации ЕГАИС учета древесины и сделок с ней ФБУ "Рослесинфорг" не доводилось.
Вопреки экономическим интересам учреждения Рослесхозом дано поручение (от 20 января 2016 г. N ИВ-14/6-опер) о привлечении сторонней организации для осуществления работ по развитию функционала ЕГАИС учета древесины и сделок с ней за счет средств от приносящей доход деятельности и ФБУ "Рослесинфорг" заключен контракт от 12 сентября 2016 г. N ОК-000489 на выполнение работ по развитию функционала ЕГАИС учета древесины и сделок с ней стоимостью 186 370,0 тыс. рублей, что привело к дополнительным расходам средств по приносящей доход деятельности учреждения расчетно в объеме 97 526,4 тыс. рублей (командировочные расходы из Санкт-Петербурга в Москву, затраты на разработку частного технического задания, прибыль, НДС), а также отрицательному результату деятельности учреждения по приносящей доход деятельности в 2016 году (отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году ф. 503737 КФО-2).
2.4. На момент проверки нормативно не регламентирована процедура выдачи учетных записей государственным органам власти, а также использования ими полученных данных для оценки оборота древесины и сделок с ней. В результате в настоящее время отсутствует системный контроль со стороны государственных органов власти, получивших учетные записи за оборотом древесины и сделок с ней.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству лесного хозяйства необходимо выполнить следующие требования:
1. Разработать и утвердить перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
2. Разработать и утвердить порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя, а также бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств распорядителя средств федерального бюджета.
3. Разработать и утвердить правовой акт об обеспечении размещения сведений в системе учета информационных систем.
4. Привести Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, подведомственных Рослесхозу, утвержденный приказом Рослесхоза от 22 декабря 2010 г. N 501, в соответствие с требованиями приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н.
5. Привести Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Федеральному агентству лесного хозяйства, утвержденный приказом Рослесхоза от 10 декабря 2010 г. N 477, в соответствие с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н, а также разработать и утвердить порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
6. Подготовить годовую отчетность о результатах осуществления в 2016 году в Рослесхозе внутреннего финансового аудита.
7. Обеспечить государственную регистрацию государственной информационной системы ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в соответствии с требованиями пункта 8(1) Положения о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62.
8. Отнести на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости затраты в объеме 157 940,68 тыс. рублей по развитию функционала ЕГАИС по учету древесины и сделок с ней в связи с окончанием предусмотренных контрактом ФГБУ "Рослесинфорг" от 12 сентября 2016 г. N ОК-000489 объемов работ (22 декабря 2016 г.) согласно пункту 27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
9. По результатам принятия скорректированной бухгалтерской отчетности ФБУ "Рослесозащита" внести изменения в сводную годовую бухгалтерскую отчетность Рослесхоза и представить ее в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
10. Провести проверки по выявленным фактам нарушений в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, их допустивших, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных недостатков и нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2017 г. N 27К (1172).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителю Федерального агентства лесного хозяйства, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 09-87/09-03
Текст представления официально опубликован не был