Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 07-90/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральной службе судебных приставов и федеральном государственном казенном учреждении "Санаторий ФССП России "Зеленая долина" (далее - ФГКУ "Санаторий ФССП России "Зеленая долина").
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. ФССП России в 2016 году внутренний финансовый аудит осуществлялся с нарушением пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193. Полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита наделен Контрольно-ревизионный отдел, являющийся структурным подразделением Управления делами ФССП России, на которое возложены функции финансовой, бухгалтерской, материально-технической и хозяйственной деятельности ФССП России. Таким образом, ФССП России не обеспечена функциональная независимость структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
1.2. В отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации правовых оснований, устанавливающих полномочия ФССП России по организации санаторно-курортного лечения сотрудников и членов их семей, ФССП России в 2016 году осуществлены за счет средств федерального бюджета расходы в сумме 226 718,1 тыс. рублей на обеспечение деятельности подведомственного ФГКУ "Санаторий ФССП России "Зеленая долина".
1.3. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, расходы на ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, осуществлялись в центральном аппарате ФССП России по коду направления расходов (13-17 разряды кода классификации расходов бюджетов) 90019, в ФГКУ "Санаторий ФССП России "Зеленая Долина" - 90059. Планирование и кассовые расходы необходимо было осуществлять по коду направления расходов 93969.
1.4. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (в редакции от 22 ноября 2013 г.), а также пункта 27 указанных правил (в редакции от 5 мая 2016 г.), ФССП России в 2016 году осуществлялось финансирование мероприятий по информатизации в отсутствие утвержденного плана информатизации на общую сумму 543 685,2 тыс. рублей.
1.5. При осуществлении закупок в 2016 году ФССП России были нарушены требования части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой заказчик обязан осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Фактический объем закупок центрального аппарата ФССП России у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составил 47 194,8 тыс. рублей или 5,8% от совокупного годового объема закупок.
1.6. ФССП России, как получателем средств федерального бюджета, в нарушение пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н, не соблюдены сроки формирования и представления сведений в Федеральное казначейство о трех бюджетных обязательствах.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Федеральной службой судебных приставов, территориальными органами ФССП России и федеральным государственным казенным учреждением "Санаторий ФССП России "Зеленая долина", утвержденная приказом ФССП России от 2 сентября 2016 г. N 478 (далее - Методика прогнозирования ФССП России), не соответствует Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574. Алгоритм расчета прогнозных показателей доходов в виде штрафов, установленный Методикой прогнозирования ФССП России, не содержит количества правонарушений по видам и размерам платежа за каждый вид правонарушений, а также условий применения статистических данных "не менее чем за три года" или "за весь период закрепления в законодательстве Российской Федерации соответствующего вида правонарушения в случае, если этот период не превышает трех лет".
Кроме того, в Методику прогнозирования ФССП России не внесены изменения, обусловленные закреплением дополнительных источников доходов бюджетов бюджетной системы, связанных с наделением ФССП России Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. N 670 полномочиями на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
2.2. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета, предусмотренных ФССП России на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 (далее - ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"), составило 395 118,9 тыс. рублей или 60,3% от предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Два объекта капитального строительства, предусмотренные ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" к вводу в эксплуатацию в 2016 году, не введены.
2.3. ФССП России как главным распорядителем средств федерального бюджета своевременно не внесены соответствующие изменения:
в Перечень распорядителей и получателей бюджетных средств по Федеральной службе судебных приставов, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств по коду главы 322, утвержденный приказом ФССП России от 9 апреля 2014 г. N 141, связанные с сокращением в 2016 году количества получателей бюджетных средств;
в Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств в Федеральной службе судебных приставов, утвержденный приказом ФССП России от 2 февраля 2009 г. N 21, связанные с изменениями бюджетного законодательства - введением в действие с 1 января 2016 года приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)".
ФССП России в период проведения контрольного мероприятия в Перечень распорядителей и получателей бюджетных средств и в Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств внесены соответствующие изменения.
2.4. Меры, принимаемые ФССП России по сокращению дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета, являются недостаточными и не привели к ее снижению. Рост дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета в отчетном периоде составил 21 489 315,5 тыс. рублей или 19,0% от показателей 2015 года.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФССП России надлежит выполнить следующие требования:
1) принять меры по осуществлению внутреннего финансового аудита в порядке, предусмотренном Правилами осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, обеспечив функциональную независимость структурного подразделения, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
2) привести правовые основания финансового обеспечения деятельности ФГКУ "Санаторий ФССП России "Зеленая долина" в соответствие с законодательством Российской Федерации;
3) провести проверку по фактам нарушений законодательства, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", и по результатам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших;
4) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2017 г. N 30К (1175).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 07-90/07-02
Текст представления официально опубликован не был