Федеральная налоговая служба в целях единообразия подходов к вопросам отражения отдельных показателей отчета по форме N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов" (далее - отчет 2-НК) и отчета по форме ВП "Сведения о результатах проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах" (далее - отчет ВП), сообщает следующее.
1. Отражение сумм увеличенных налоговых обязательств и (или) сумм уменьшенного НДС, заявленного к возмещению в связи с представлением уточненных деклараций (расчетов), в случаях, когда налогоплательщики не направляют квитанции о приеме уведомлений (сообщений), требований о представлении пояснений (внесении исправлений в декларации (расчеты) (далее - требования) или направляют позже даты фактического получения ими требования
В соответствии с Методическими указаниями по составлению отчета 2-НК, утвержденными приказом ФНС России от 21.12.2017 N ММВ-7-1/1077@ (далее - Методические указания к отчету 2-НК):
- по строке 3350 из строки 3302 отражаются сведения об увеличивающих налоговые обязательства уточненных декларациях (расчетах), представленных налогоплательщиками после получения ими требования и проверенных в ходе камеральных проверок в отчетном периоде.
- по строке 3380 из строки 3307 отражаются сведения об уточненных декларациях, уменьшающих сумму НДС, заявленную к возмещению, представленных налогоплательщиками после получения ими требования и проверенных в ходе камеральных проверок в отчетном периоде.
Приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ утвержден порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
Пунктом 11 указанного Порядка установлено, что при получении налоговым органом квитанции о приеме документа, датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.
В настоящее время возникают ситуации, когда дата получения требования проставляется налогоплательщиками в квитанции о приеме позже фактической даты ознакомления или квитанции о приеме не направляются вообще. При этом налогоплательщиками представляются уточненные налоговые декларации (расчеты), в которых исправлены указанные в ранее направленных требованиях ошибки.
При возникновении указанных ситуаций, отражение в строках 3350, 3380 отчета 2-НК результатов контрольно-аналитической работы допустимо при наличии пояснений налогоплательщиков с указанием на требование, во исполнение которого представлена уточненная налоговая декларация (расчет), а также при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о формальном характере проведения камеральных налоговых проверок. При этом соответствующие суммы поступлений отражаются в качестве результата контрольно-аналитической работы в строке 2100 отчета ВП.
2. Отражение результатов контрольно-аналитической работы, в случаях представления налогоплательщиками нескольких уточненных налоговых деклараций (расчетов) за один налоговый период
В соответствии с Методическими указаниями к отчету 2-НК, в графе 1 раздела "Справочно 2 к разделу III" приводятся данные о количестве проверенных в ходе камеральных проверок в отчетном периоде уточненных деклараций (расчетов) (завершенных проверкой), в том числе представленных налогоплательщиками (налоговыми агентами) после получения ими требований о представлении документов, уведомлений (сообщений) с требованием о представлении пояснений или внесения исправлений в декларации (расчеты); о количестве представленных налогоплательщиками (налоговыми агентами) уточненных (корректирующих) деклараций (расчетов) в период проведения у них выездных проверок; а также в связи с самостоятельной оценкой рисков согласно критериям, разработанным ФНС России.
В графе 2 раздела "Справочно 2 к разделу III" отчета 2-НК приводятся данные (по завершенным в отчетном периоде проверкам) о суммах уточненных налогоплательщиками (налоговыми агентами) налоговых обязательств при представлении ими уточненных (корректирующих) деклараций (расчетов) в ходе камеральных проверок, в том числе о суммах увеличенных налоговых обязательств после получения требований о представлении документов или уведомлений (сообщений) с требованием о представлении пояснений (внесении исправлений в декларации (расчеты); либо о суммах увеличенных налоговых обязательств в период проведения у них выездных проверок, а также в связи с самостоятельной оценкой рисков согласно критериям, разработанным ФНС России.
Сумма уточненных налогоплательщиком налоговых обязательств после получения им требования о представлении документов или пояснений определяется как положительное отклонение значения показателя "исчислено налога", который отражен в уточненной завершенной проверкой (проверенной в ходе камеральной проверки) декларации (расчете) от значения указанного показателя, отраженного в предыдущей (по отношению к завершенной проверкой) декларации (расчету), по которой направлено требование о представлении документов или уведомление (сообщение) с требованием о представлении пояснений.
В соответствии с Методическими указаниями по порядку составления отчета ВП, доведенными до налоговых органов письмом ФНС России от 20.04.2018 N ЕД-5-2/840ДСП@ (далее - Методические указания к отчету ВП), по строке 2100 отражаются суммы дополнительных поступлений по дате записи в карточке "РСБ" для платежного документа, по дате решения о проведении зачета, соответствующие дате отчетного периода по уточненным налоговым декларациям (расчетам), увеличивающим налоговые обязательства, представленным налогоплательщиками по результатам проведенной налоговыми органами контрольно-аналитической работы.
По данной строке отражаются положительные отклонения сумм, поступивших (взысканных) платежей по уточненным налоговым декларациям (расчетам), представленным по результатам контрольно-аналитической работы, от сумм, поступивших (взысканных) платежей по предыдущей (по отношению к завершенной проверкой) декларации (расчету).
На практике возникают ситуации, когда в ответ на требование, направленное налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), налогоплательщиком представляется уточненная налоговая декларация (расчет) на увеличение налоговых обязательств вследствие частичного устранения указанных в требовании ошибок и (или) противоречий.
При этом, в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета) налоговым органом направляется требование в части оставшихся не устраненными ошибок и (или) противоречий, вследствие чего налогоплательщик представляет следующую уточненную налоговую декларацию (расчет), устраняя выявленные проверкой ошибки и увеличивая свои налоговые обязательства.
Также возникают ситуации, когда до окончания срока проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета) налогоплательщик самостоятельно представляет следующую уточненную налоговую декларацию (расчет), в которой частично или полностью уменьшает сумму ранее увеличенных налоговых обязательств.
В рассматриваемых (аналогичных) ситуациях при формировании показателей графы 2 раздела "Справочно 2 к разделу III" отчета 2-НК, необходимо руководствоваться следующим:
1) Если уточненная налоговая декларация (расчет) N 2 представлена налогоплательщиком с увеличением налоговых обязательств, исчисленных в уточненной налоговой декларации (расчете) N 1, отражается общая сумма увеличенных налоговых обязательств.
Пример: Сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет на основании первичной декларации - 10 тыс. руб.; на основании уточненной декларации N 1 - 30 тыс. руб.; на основании уточненной декларации N 2 - 60 тыс. руб. В отчете 2-НК подлежит отражению 50 тыс. руб. (60-10=50)
2) Если уточненная налоговая декларация (расчет) N 2 представлена с частичным уменьшением налоговых обязательств (не восстанавливается сумма реальных налоговых обязательств до уровня первичной налоговой декларации (расчета), исчисленных по уточненной налоговой декларации (расчету) N 1, отражается положительная разница между суммой налога, исчисленной в первичной декларации (расчете) и суммой налога, исчисленной в уточненной налоговой декларации (расчете) N 2.
Пример: Сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет на основании первичной декларации - 10 тыс. руб.; на основании уточненной декларации N 1 - 60 тыс. руб.; на основании уточненной декларации N 2 - 30 тыс. руб. В отчете 2-НК подлежит отражению 20 тыс. руб. (30 - 10 = 20)
3) Если уточненная налоговая декларация (расчет) N 2 представлена с полным уменьшением налоговых обязательств (восстанавливается сумма реальных налоговых обязательств до уровня первичной налоговой декларации (расчета), исчисленных по уточненной налоговой декларации (расчету) N 1, сумма увеличенных налоговых обязательств по уточненной налоговой декларации (расчету) N 1 не отражается.
Пример: Сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет на основании первичной декларации - 10 тыс. руб.; на основании уточненной декларации N 1 - 60 тыс. руб.; на основании уточненной декларации N 2 - 10 тыс. руб. Сумма уточненных налоговых обязательств в отчете 2-НК не отражается (10-10=0).
В аналогичном порядке суммы поступлений подлежат отражению по строке 2100 отчета ВП в качестве результата контрольно-аналитической работы.
При этом, корректировка данных отчета по форме ВП по уточненным декларациям (расчетам), уменьшающим сумму ранее увеличенных налоговых обязательств и представленных в следующих отчетных периодах (например, в 2018 году, в то время, когда поступления по декларации, увеличивающей сумму налоговых обязательств отражены в отчете за 2017 год) не осуществляется.
3. Отражение результатов камеральных налоговых проверок страховых взносов, сумма дополнительно начисленных (поступивших) платежей по которым сложилась за счет занижения и (или) неотражения налогоплательщиками сумм, возмещенных органами Фонда социального страхования (далее - ФСС) расходов на выплату страхового обеспечения
В соответствии с Методическими указаниями к отчету 2-НК, по строке 1270 из строки 1010 отражаются результаты проверок страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Занижение или неотражение налогоплательщиками сумм, возмещенных органами ФСС расходов на выплату страхового обеспечения, влечет неуплату (неполную уплату) в бюджет суммы страховых взносов.
Таким образом, суммы дополнительно начисленных по указанным обстоятельствам страховых взносов подлежат отражению по строке 1270 отчета 2-НК в качестве результата контрольной работы налогового органа. При этом, соответствующие суммы поступлений подлежат отражению по строке 1270 отчета ВП.
Результаты контрольно-аналитической работы применительно к вышеуказанным ситуациям также подлежат отражению в разделе "Справочно 2 к разделу III" отчета 2-НК и в разделе "Справочно 2" отчета ВП, при условии соблюдения методологии формирования отчетов.
Вместе с тем, при формировании показателей отчетов налоговым органам необходимо учитывать особенности исчисления страховых взносов в ФСС.
В отчетах 2-НК и ВП не отражаются результаты работы налогового органа в случаях, когда при доначислении по результатам проверок (уточнении плательщиками налоговых обязательств по результатам аналитической работы налоговых органов) по страховым взносам в части фонда социального страхования фактически не происходит увеличения начисленных сумм, влекущее уплату (зачет из имеющейся переплаты), а лишь уменьшается сумма "переплаты" в КРСБ, сформированная за счет превышения произведенных расходов над начисленными суммами взносов (за текущий и (или) предыдущие налоговые периоды), вследствие чего, отсутствуют дополнительные поступления в бюджет.
4. Отражение результатов камеральных налоговых проверок страховых взносов, сумма доначислений по которым сложилась за счет неправомерного применения плательщиками пониженных тарифов
Статьей 427 Кодекса установлено право плательщиков страховых взносов на применение пониженных тарифов, а также ограничения на их применение.
Неправомерное применение пониженного тарифа вследствие несоблюдения соответствующих ограничений, влечет неуплату (неполную уплату) в бюджет сумм страховых взносов.
Таким образом, суммы дополнительно начисленных (поступивших) страховых взносов по указанным обстоятельствам являются результатом контрольной и (или) аналитической работы налогового органа и подлежат отражению в порядке, изложенном в пункте 3 настоящего письма.
5. Отражение результатов камеральных налоговых проверок деклараций налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД)), доначисления по которым сложилась за счет неправомерного уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, на сумму страховых взносов, уплата которых фактически не осуществлялась
В соответствии с Методическими указаниями к отчету 2-НК:
- по строке 1240 из строки 1010 отражаются результаты проверок налога, взимаемого в связи с применением УСН;
- по строке 1250 из строки 1010 отражаются результаты проверок ЕНВД.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса, при определении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет при применении УСН, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.32 Кодекса сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неправомерное отражение налогоплательщиками в декларациях по УСН и ЕНВД суммы страховых взносов в завышенных размерах, влечет неуплату (неполную уплату) в бюджет суммы налога, взимаемого в связи с применением УСН, ЕНВД.
Таким образом, суммы дополнительно начисленных налоговых платежей по указанным обстоятельствам являются результатом контрольной работы налогового органа и подлежат отражению по строкам 1240, 1250 отчета 2-НК.
При этом, соответствующие суммы поступлений подлежат отражению по строке 1240, 1250 отчета по форме ВП в качестве результата контрольной работы налогового органа.
Результаты контрольно-аналитической работы применительно к вышеуказанным ситуациям также подлежат отражению в разделе "Справочно 2 к разделу III" отчета 2-НК и в разделе "Справочно 2" отчета ВП, при условии соблюдения методологии формирования отчетов.
6. Отражение по строке 2100 отчета ВП в качестве результата контрольно-аналитической работы сумм дополнительно поступивших налоговых платежей посредством зачета переплаты, образовавшейся до даты представления уточненных налоговых деклараций (расчетов)
В соответствии с Методическими указаниями к отчету ВП, по строке 2100 отражаются суммы дополнительных поступлений по дате записи в карточке "РСБ" для платежного документа, по дате решения о проведении зачета, соответствующие дате отчетного периода по уточненным налоговым декларациям (расчетам), увеличивающим налоговые обязательства, представленным налогоплательщиками по результатам проведенной налоговыми органами контрольно-аналитической работы.
Вместе с тем, недопустимы случаи отражения в качестве контрольно-аналитической работы сумм поступлений, связанных с самостоятельным уточнением налогоплательщиками налоговых обязательств вне рамок контрольно-аналитической работы налогового органа.
Также, не является результатом контрольно-аналитической работы зачет сумм переплаты в одном налоговом периоде, сформировавшейся за счет уменьшения поступлений в других налоговых периодах по основаниям, послужившим увеличению налоговых обязательств.
Кроме того, при формировании отчета по форме ВП необходимо учитывать его логическую сопоставимость с отчетом по форме 2-НК и руководствоваться условиями и ограничениями заполнения раздела "Справочно 2 к разделу III", установленными Методическими указаниями к отчету 2-НК.
Учитывая изложенное, суммы дополнительно поступивших налоговых платежей посредством зачета переплаты, образовавшейся до даты представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), подлежат отражению в строке 2100 отчета ВП в качестве результата проведенной налоговыми органами контрольно-аналитической при условии соблюдения требований методологии формирования отчетов 2-НК и ВП и отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о формальном характере проведения камеральных налоговых проверок.
7. Отражение результатов камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций (расчетов), в ходе которых выявлены факты заявления налогоплательщиком налоговых льгот, незаявленных (или заявленных в меньшем размере) ранее в первичных или предыдущих уточненных налоговых декларациях (расчетах)
В соответствии с Методическими указаниями к отчету 2-НК по строкам 1000-1260 не отражаются доначисленные суммы по камеральным налоговым проверкам, в случае наличия в "КРСБ" налогоплательщика на момент вынесения решения по уточненной налоговой декларации (расчету) суммы переплаты, равной или соразмерной сумме доначисленного налога, образовавшейся вследствие уплаты налогоплательщиком своевременно и в полном объеме суммы налога по первичной (предшествующей) налоговой декларации (расчету).
Такие суммы, отраженные в решениях по проверкам, подлежат исключению из отчета 2-НК путем не отражения в ИР КНП признака "выявлено нарушение", либо ручной корректировкой отчета.
Исключение составляют результаты камеральных налоговых проверок уточненных деклараций (расчетов), в ходе которых выявлены факты заявления налогоплательщиком налоговых льгот (пониженных налоговых ставок), не заявленных (или заявленных в меньшем размере) ранее в первичных или предыдущих уточненных декларациях (расчетах), отражаемые в графах 1 и 2 раздела "Справочно II к разделу I" отчета 2-НК.
В соответствии с Методическими указаниями к отчету ВП, в данном отчете отражаются поступления по результатам камеральных и выездных проверок, подлежащие отражению в отчете 2-НК. При этом по строке 1875 (из строки 1000) раздела "Справочно к разделу I" отчета ВП подлежат отражению суммы дополнительно поступивших (взысканных) платежей по дате записи в "КРСБ" для платежного документа, по дате решения о проведении зачета, соответствующие дате отчетного периода по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций (расчетов), в ходе которых выявлены факты заявления налогоплательщиком налоговых льгот (пониженных налоговых ставок), незаявленных (или заявленных в меньшем размере) ранее в первичных или предыдущих уточненных декларациях (расчетах), доначисления по которым отражены в графах 1 и 2 раздела "Справочно II к разделу I" отчета 2-НК.
Учитывая изложенное, результаты вышеуказанных проверок (доначисления) подлежат отражению в разделе "Справочно II к разделу I", а также в разделе I отчета 2-НК. При этом суммы поступлений (взысканий из ранее доначисленных сумм налоговых платежей) по данным проверкам отражаются в разделе "Справочно к разделу I" и в разделе I отчета ВП.
Федеральная налоговая служба обращает внимание, что при направлении управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов о представлении разъяснений по порядку формирования отдельных показателей отчетов по форме 2-НК и ВП, недопустимо приведение примеров вне связи с конкретным результатом работы территориальных налоговых органов.
Направленный запрос в обязательном порядке должен содержать описание конкретной ситуации, отражение которой в статистической налоговой отчетности вызывает у территориального налогового органа сомнение. К запросу должны быть приложены копии соответствующих документов (решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, требование о представлении пояснений, скриншотов экранов "СЭОД", "АИС "Налог-3" и т.п.), подтверждающие позицию территориального налогового органа в отношении необходимости отражения результата работы в отчетах 2-НК и ВП.
Запросы, направленные с нарушением указанных требований, а также содержащие однозначные ответы в методических указаниях к отчетам по форме 2-НК и ВП, приниматься к рассмотрению не будут.
Действительный государственный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2018 г. N ЕД-4-15/25298 "О направлении разъяснений по порядку отражения отдельных показателей в отчетах по форме 2-НК и ВП"
Текст письма официально опубликован не был